Гомельское предприятие «Светотехника» специфично тем, что на нем работает 289 инвалидов по зрению. Когда строились ледовые дворцы, «Минск-Арена«, «Чижовка-Арена«, стадион БАТЭ, заказов у «Светотехники» было хоть отбавляй: именно здесь производили сиденья для всех крупных спортивных сооружений страны. Сейчас спрос на эту продукцию значительно упал. Помимо прочего, на складах зависла другая продукция на сумму более 10 миллиардов рублей. Чтобы выйти из кризисной ситуации, на «Светотехнике» начинают запуск новых проектов, один из которых — производство ультразвуковых газовых счетчиков, которые прежде не производились в Беларуси.
Много желтого и другие тонкости безбарьерной среды
Первое, что бросается в глаза на территории предприятия и в цехах, — обилие желтого цвета: желтые полосы на тротуарах, желтые ступеньки на лестничных пролетах — первая и последняя, желтые отметины на входных дверях, желтые металлические перила между заводским корпусом и общежитием незрячих, которое находится буквально в нескольких метрах от производства. Держась за эти перила, люди, полностью утратившие зрение, приходят на работу.
— Желтый — это последний цвет спектра, который люди с ослабленным зрением могут видеть, — поясняет начальник сборочного цеха, инвалид по зрению 3-й группы Сергей Грицай.
Начальник сборочного цеха Сергей Грицай. |
К слову, на «Светотехнике» инвалиды по зрению 3-й группы, получающие пособие 1 млн 100 тыс., приравниваются к зрячим: у них 8-часовой рабочий день. При 1-й и 2-й группе инвалидности — пенсия от 2 млн, а рабочий день – 7 часов. Прожить на эти деньги, конечно, трудно, но все хотят работать. Завод для этих людей — нечто большее, чем работа: здесь они могут общаться, чувствовать себя нужными обществу, жить полноценно.
Пока идем к производственным цехам, Сергей Грицай показывает и другие тонкости безбарьерной среды, которые человеку несведущему сложно заметить. К примеру, в 3-этажном производственном корпусе в поручни лестницы встроены подшипниковые шарики. Незрячие, прощупывая их, по количеству шариков определяют, на каком этаже находятся.
Второй этаж |
В проходе одного из цехов лежит резиновое покрытие, чтобы не сбиться с пути. На заводской территории, где ездят машины, есть кнопка, нажатие которой сопровождается звуковым сигналом.
Поднимаемся в цех, из окна которого видно 9-этажное общежитие: в нем живут работники предприятия. Так что здесь все друг друга хорошо знают.
Средняя зарплата по заводу — 2 млн 800 тыс. Рабочий 2-го разряда сказал, что получает сейчас 1 млн 660 тыс. рублей, если трудится полный месяц. Если разряд 3-й — зарплата чуть выше, около 2 млн. Когда на предприятии простои, получается и того меньше. А сейчас как раз тот самый случай: после обеда в будний день в некоторых цехах безлюдно. Для сравнения, в прошлом году, когда здесь производили сиденья для «Чижовки-Арены», трудились в две смены, и зарплата рабочих была больше 5,5 млн.
В цехе по выпуску светильников много упакованной готовой продукции. Рабочие говорят, что это еще не все: светильниками забит склад.
Светлана Изотова работает здесь 26 лет. Начинала сборщицей, потом контролером, теперь она мастер участка. «У нас ассортимент особо не менялся, мы с начала 90-х со светильниками работаем. Раньше сбыт их был лучше», — говорит она.
На предприятии это объясняют тем, что нынче белорусский заказчик голосует рублем за китайские светильники. И задают вопрос, повисающий в воздухе: «Китайцев и так весь мир поддержал, а кто поддержит нас?»
— Китайские светильники дешевые, с виду хоть и красивые, но некачественные: пальцем ткнешь и пробьешь. Да и перегорают быстро. А наши по 20 лет работают, мы и комплектующие к ним сами изготавливаем, — рассказывают рабочие.
А еще говорят, что начиная с 2004 года на заводе сменилось пять директоров. Нынешний руководитель делает ставку на изменение ассортимента продукции, ибо те товары, которые выпускаются здесь с 1990 года, уже не котируются на потребительском рынке.
В общем, на «Светотехнике» питают большую надежду на то, что когда-нибудь складские помещения освободятся от запасов. Деньги от реализации этих товаров помогут модернизировать завод и перестроиться на выпуск более востребованной продукции, что в итоге позволит получать более достойную зарплату.
«Государство по госзакупкам теряет большие деньги»
О том, что «Светотехника» может когда-нибудь закрыться, речи не идет. Основано предприятие в 1933 году. Только называлось оно раньше по-другому — «Артель инвалидов по зрению». И продукцию тогда выпускали примитивную: веревки, чуни, корзины, одеяла. Позже освоили выпуск пускорегулирующих аппаратов, гвоздей и цепей.
Работники постарше с ностальгией вспоминают советское время, когда предприятие работало по госзаказам: не надо было искать рынки сбыта. Все, что требовалось, — выполнять работу качественно и в срок.
С 1996 года «Светотехника» стала специализироваться на выпуске светильников и опрыскивателей, которые пользуются спросом у дачников и других садоводов-любителей.
После того, как фонд соцзащиты выделил предприятию около 2 млрд рублей на покупку термопласт-автоматов (уникальное оборудование для выдувания объемных деталей — TUT.BY), здесь начали выпускать сиденья для ледовых дворцов, стадионов, театров, больниц, общественного транспорта. Эта продукция расходилась по всей Беларуси.
— Буквально до прошлого года был спрос на нашу продукцию. До недавнего времени основным направлением было производство пластиковых стульев. Сиденья «Светотехники» установлены в спортивно-развлекательных комплексах «Минск-Арена» и «Чижовка-Арена», где проходили матчи чемпионата мира по хоккею, — рассказала заместитель директора Вероника Старовойтова. – Сиденья нашей компании также можно видеть практически во всех реконструированных ледовых дворцах и спорткомплексах Беларуси. Мало кто знает, что во время чемпионата по хоккею болельщики вскакивали с сидений, сделанных руками слепых людей. Но сезон реконструкций закончен. В Беларуси нет строящихся крупных объектов, потому заказов на эту продукцию стало значительно меньше.
А спрос на светильники, которые в свое время тоже неплохо расходились, снизился на внутреннем рынке из-за конкуренции.
После обеда в производственном цехе по сборке светильников безлюдно. Работы хватает только на первую смену.
— В свое время светильники были востребованы не только в Беларуси, но и в соседней России. Сейчас ситуация изменилась: Китай заполонил все своей продукцией, Россия отстроила современные заводы и, естественно, на больших объемах перебивается цена на продукцию, — рассказывает Вероника Старовойтова. — У незрячих КПД низкий, и на выходе наши светильники получаются на 10-30 % дороже, чем зарубежная продукция. Конкурировать становится все сложнее: жуткая нехватка оборотных средств. Ведь чтобы провести модернизацию, нужно сначала вкладывать средства, а вкладывать нечего — и получается замкнутый круг: нужно брать кредиты, чтобы выпускать продукцию, которая пойдет на склад. Не выпускать — инвалиды остаются без работы. А им очень важно быть в социуме.
За день один рабочий должен собрать 800-900 штук деталей для светильников.
Всего на «Светотехнике» (с учетом филиала в Мозыре) работает 506 человек. 58,8 % из них инвалиды по зрению. В Гомельской области это единственное предприятие подобного рода.
— К сожалению, у нас сейчас общество потребителей. Никто не думает, что, купив товар, произведенный инвалидом, мы тем самым поддерживаем его. Наше предприятие социальное, но мы с трудом находим место и понимание на внутреннем рынке, — говорит директор «Светотехники» Ярослав Якимик. — Есть еще одна, не менее важная проблема: никто сегодня не смотрит на то, что государство по госзакупкам теряет большие деньги, потому что те, кто закупает, не анализируют, сколько будет эксплуатироваться эта продукция. Причем закупают дешевые некачественные товары, произведенные за рубежом. Качество наших люминесцентных светильников проверено временем: может перегореть только лампа: ее поменял — и светильник снова в рабочем состоянии. Вся проблема в перенасыщенности рынка импортной продукцией. Обидно, что зачастую более дешевые и низкокачественные товары заменяют вполне качественные, произведенные в нашей стране.
По мнению Ярослава Якимика, сегодня искажается суть закона о закупках: многие руководители предприятий стремятся закупать то, что дешевле, не глядя на качество.
Впрочем, несмотря ни на что, на «Светотехнике» уверены, что предприятию удастся выйти из кризисной ситуации. Самое главное, говорят, сдвинуть продукцию со склада.
«Инвалиду сложно конкурировать на равных со здоровым человеком»
— Мы не можем позволить себе остановить производство и отпустить людей в отгулы, — говорит директор «Светотехники». — Если даже вынужденно простаиваем, платим две трети зарплаты, потому что предприятие у нас социально значимое.
Сейчас на предприятии делают ставку на выпуск новой продукции. И это не проекты. Уже запущено в работу несколько конкретных проектов — масштабных и не очень.
Чтобы задействовать имеющееся оборудование (термопласт-автоматы), конструкторы предприятия разработали учебные парты для школ и вузов на основе пластиковых складных сидений, аналогов которым в Беларуси нет.
Начальник участка литья Павел Затопляев показывает термопласт-автоматы, на которых производят сиденья.
— Уже четыре белорусских вуза откликнулись и закупили эти парты. Если бы каждый вуз оформил хотя бы по одной аудитории, мы были бы обеспечены заказами надолго, — говорит Вероника Старовойтова. – Парты красивые, современные и удобные. Уверена, что за ними будущее.
Также на предприятии начали выпускать заглушки на газовые баллоны, которые будут закупать облгазы. В скором времени начнут производить и фасовку для гвоздей, изготавливаемых на Речицком метизном заводе.
Директор «Светотехники» говорит, что есть и руководители предприятий, которые понимают, что такое бизнес с человеческим лицом, и которые охотно идут на сотрудничество: к примеру, Гомельский ДСК, Витебский ДСК, Гомельский медуниверситет, университет им.Ф. Скорины и другие.
Но больше всего надежд здесь возлагают на два крупных проекта — один из них со Жлобинским БМЗ, второй — с московским предприятием «Газдевайс», специализирующимся на производстве газового оборудования.
— БМЗ ежегодно закупает 120 тыс. катушек для производства проволоки для укрепления армированных шлангов, которую наматывают на эти катушки. Это 10 тыс. катушек в месяц. Одна катушка стоит 10 евро, не буду говорить, во что она нам обходится, но экономика хорошая, — рассказал Ярослав Якимик. — Мы начали работать над этим проектом с февраля нынешнего года. Пресс-форму для производства катушки делают в Италии. Сейчас для нас главное — пройти испытания при температурном режиме от минус 40 до плюс 60. Очень жесткие требования к этой катушке, ведь БМЗ продает свою проволоку по всему миру. К примеру, везут ее в Италию и переезжают через Альпы – внизу + 20, верху — 20, внизу опять + 20. При этом катушка не должна деформироваться, иначе проволоку уже нельзя будет использовать, это будет брак. Мы отлили первые катушки, и если они пройдут испытания, с сентября начнем их выпуск. Этот проект будет давать нам около 2 млрд рублей оборота в месяц.
И, наконец, самый масштабный проект, который на протяжении восьми месяцев обсуждался с российской компанией ЗАО «Газдевайс». Речь идет о выпуске ультразвуковых газовых счетчиков, которые прежде не производились в Беларуси.
Сейчас в Гомель прибыла первая партия комплектующих в расчете на 3 тыс. счетчиков. На «Светотехнике» московские специалисты обучают рабочих их сборке.
— Об этой компании мы узнали на выставке промышленных товаров в Москве, — рассказывает Ярослав Якимик. — Меня заинтересовала продукция, и мы договорились о встрече на их заводе, который работает с 1998 года. Предприятие автоматизировано, многие операции выполняют роботы. Но проблема в том, что оборудование рассчитано на выпуск 1 млн 500 счетчиков в месяц, тогда как реально выполнимый объем — 400 тыс. Дело в том, что предприятие находится в одном километре за московской кольцевой и потому всегда работает в одну смену. Вторую и третью открывать невыгодно по причине пробок — проблемы с доставкой персонала.
Тогда у Ярослава Якимика и возникла мысль — почему бы не наладить выпуск газовых счетчиков в Беларуси. Он начал изучать эту тему и понял, что работы — непочатый край, ведь в Беларуси выпускают счетчики 1-го поколения, тогда как российское предприятие «Газдевайс» разработало и производит новые модели 4-го поколения.
— В Беларуси у населения зарегистрировано 4,5 млн счетчиков, из них 2,5 млн подлежат замене в ближайшие 3-5 лет, потому что каждый счетчик один раз в 10 лет проходит проверку, а срок службы счетчика — 20 лет, — говорит Ярослав Якимик. — Мы предложили москвичам перенести сюда производство и организовать у нас работу в три смены. К слову, при презентации в Минске на предприятии «Белтопгаз» российские счетчики вызвали большой интерес.
Директор «Светотехники» говорит, что москвичи заинтересовались не столько льготами социально направленного предприятия, сколько возможностью запустить работу в 2-3 смены и дать объем.
— Нам понадобится около 1 млрд рублей, чтобы оборудовать цех по выпуску газовых счетчиков. Если бы государственные строительные организации, вузы, медучреждения активнее с нами работали, мы бы средства, вырученные от продажи, вложили в модернизацию, — говорит он.
Главный инженер завода «Газдевайс» Валерий Бородин, который приехал в Гомель, чтобы обучить работников «Светотехники», рассказал TUT.BY:
Валерий Бородин. |
— Основная масса газовых счетчиков, которые присутствуют на рынке всего мира (в бытовом секторе), – мембранные. Они в том числе выпускаются и у вас, в Беларуси. Нельзя сказать, что они морально устарели. Они считают хорошо, но требуют большого количества обслуживающего персонала, который контролирует их работу. Мы разработали счетчики более современные, наделенные функцией удаленного съема показаний, они могут хранить накопленную информацию за шесть лет, перекрывать подачу газа при его утечке. Словом, все они связаны с электроникой.
Сейчас в Гомеле собирают первую партию ультразвуковых счетчиков, в Москве будет только их госповерка и упаковка.
Представители московской компании говорят, что если все получится, то производство счетчиков в Беларуси будет увеличиваться. Не исключается возможность, что российский завод переедет в Беларусь, где станет резидентом СЭЗ «Гомель-Ратон» — опять же преференции и инвестиции.
— Думаю, в будущем с определенными затратами в Беларуси можно сделать очень хорошее производство в рамках свободно-экономической зоны как минимум на 30 тыс. счетчиков в месяц. А за год-два можно достичь количества, выпускаемого в России, — около полумиллиона, — сказал Валерий Бородин.
В Гомель на предприятие «Светотехника» также приехал и глава Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗ), пятикратный чемпион Паралимпийских игр Олег Шепель. Он встретился с представителями московского завода, чтобы обсудить все детали дальнейшего сотрудничества в более глобальном плане.
Олег Шепель подчеркнул, что Беларусь на сегодняшний день — единственная страна на постсоветском пространстве, которая сохранила предприятия инвалидов по зрению. За последние 8 лет предприятия БелТИЗа выпустили более 2,5 тыс. наименований новой продукции.
— Когда вы заходите в магазин и выбираете какой-то товар, вам же все равно, кто его выпускал, — инвалид или здоровый человек, главное, чтобы его качество соответствовало цене, — рассказал TUT.BY Олег Шепель. — Большой плюс в том, что государство предоставляет не дотации, а преференции для того, чтобы такие предприятия могли конкурировать на рынке. И это не льгота, как думают некоторые наши граждане, а компенсация нерентабельного труда инвалида: ведь у него 7-часовой рабочий день, отпуск больше и производительность труда совсем другая, так что конкурировать на равных со здоровым человеком ему сложно. Что касается законодательной базы, то в Беларуси предприятия такого рода защищены, но как только выходишь непосредственно на заказчика, он игнорирует законы и забывает о сотрудничестве с инвалидами.
Согласно п. 28 Приложения к Закону «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» продукцию, выпускаемую предприятиями «БелТИЗ», можно приобретать на бестендерной основе. Активнее использовать продукцию белорусского товарищества инвалидов по зрению предложено субъектам хозяйствования и в Поручениии президента от 03.01.2010 года № 17/111-634П1956.
Олег Шепель говорит, что нужна поддержка местных властей, которые должны понимать, что если заводы такого рода закроются, куда пойдут все эти люди? К той же местной власти требовать себе работу. Потому что пенсия по инвалидности, какой бы она ни была, — это не решение проблемы.
— В 2011 году президент посетил «Светоприбор» — одно из предприятий «БелТИЗ» в Минске, — говорит Олег Шепель. — И дал чиновникам совет относительно проведения тендеров для госзакупок: при прочих равных условиях учитывать социальную сторону и отдавать предпочтение продукции подобных предприятий. Процитирую: «Чтобы не было так, что мы из-за границы везем, что они тут делают или могут сделать». Хотелось бы, чтобы в местных органах власти относились по-человечески к предприятиям, на которых работают инвалиды. Тем более что в Беларуси их не так уж и много — всего одиннадцать.
Наталья Пригодич / фото автора, TUT.BY
Молодцы ребята! вот только непонятно, почему пресс-формы изготавливаются в Италии. В Китае их изготовление стоит в разы дешевле.