Однорукий скрипач Адриан Анантаван: «Скрипка была моим способом стать не хуже одноклассников»

Чаще всего Адриан Анантаван играет на сцене с закрытыми глазами, как будто растворяясь в своей музыке и не видя ничего вокруг. Зато зрители каждый раз смотрят на него во все глаза, хотя он сам предпочел бы играть для тех, кто его не видит. Только так, по его мнению, можно восхищаться музыкой. Зрительная «картинка» очень мешает и отвлекает. Особенно если сидишь на концерте скрипача без правой руки.

Анантаван таким родился. Врачи предполагают, это произошло потому что, когда он был в утробе матери, пуповина обернулась вокруг руки, это затруднило приток крови и не дало кисти полноценно развиваться. В начальных классах над Адрианом смеялись, как смеются дети над многими непохожими: ведь и писать, и завязывать шнурки, и кататься на велосипеде для него было почти невозможно.

Адриан и Эрик Вон репетируют номер перед выступлением с Симфоническим оркестром Монреаля:

А когда Адриану исполнилось девять, родители решили, что надо отдавать сына в музыкальную школу. Его особенность их не смутила совсем: единственное, оказалось ну совсем невозможно отдать его в фортепианный класс. Барабаны и духовые инструменты показались им слишком громкими, и семья Анантаван остановилась на скрипке.

В ближайшем же реабилитационном центре для детей с инвалидностью мальчику специально, под заказ, сделали специальную насадку, позволяющую держать смычок. Этой самой насадкой он пользуется до сих пор, уже 17 лет. Она была с ним и в Карнеги-холле, и на церемонии открытия Летних Олимпийских игр в Афинах в 2004 году, и на Зимних в Ванкувере 2010-м, и в американском Белом доме, и на религиозных приемах – его чествовали одинаково и у Иоанна Павла II, и у Далай-ламы.

Но тогда, в девять лет, он начал учиться музыке не для головокружительной карьеры. Просто умение играть ставило его в один ряд с ровесниками, которые учились вместе с ним. В этом плане он мог с ними состязаться.

Анантаван играет тему из фильма «Список Шиндлера»:

— Да, конечно, я и в музыкальной школе не был похож на всех остальных детей, — говорит Анантаван. – Но я извлекал из скрипки точно такие же звуки, как все, и это уравнивало нас. И на занятиях мы все играли вместе в оркестре. Это и стало моей терапией: я наконец перестал стесняться себя и своего внешнего вида, уже не слышал издевок со стороны других детей и смог наконец-то вылезти из своей «раковины».

Кстати, «такие же» звуки ему извлекать все равно тяжелее, чем скрипачу, у которого есть кисти рук: по той простой причине, что хоть на руке и есть насадка для смычка, сама рука намного короче, чем должна быть у исполнителя. За счет этого смычок ложится на струны немного под другим углом. Зато, с другой стороны, мальчик был избавлен от долгой техники постановки правой руки: насадка эту задачу частично облегчала.

Анантаван окончил музыкальный институт Кертис – одну из престижнейших американских консерваторий. Получил образование и в Йельском университете. К тому времени его уже называли одним из самых многообещающих молодых музыкантов мира, а после получения образования карьера еще пошла вверх.

Анантаван рассказывает о себе и играет:

Но несколько лет назад у Адриана пропало желание просто выступать.

Он посетил детский реабилитационный госпиталь Holland Bloorview в Торонто и увидел там, как детей развлекают местной разработкой – виртуальным музыкальным инструментом (VMI). С помощью этого устройства ребенок, сидящий перед компьютером, может извлекать мелодии, просто поднимая руки или шевеля головой в определенные стороны соответственно нарисованным на экране нотам. Движения считывают веб-камеры. Адриан был настолько воодушевлен возможностями VMI для людей с самой разной инвалидностью, что добился получения гранта на его дальнейшую разработку, помог собрать команду ученых и начал внедрять программу в коррекционные школы по всей Канаде.

А в госпитале Holland Bloorview он с тех пор периодически дает концерты. И, как говорят воспитатели, даже одно его выступление улучшает состояние многих детей.
И не только детей. В 2011 году Анантаван буквально вернул к жизни полностью, до шеи, парализованного бывшего скрипача Эрика Вона. Он вытащил его на сцену вместе с симфоническим оркестром Монреаля и сыграл с ним «Канон в ре-мажоре» Иоганна Пахельбеля. Они оба играли на скрипках, только Адриан – на настоящей, а Эрик Вон – на виртуальной, шевеля головой.

Побыв с детьми, в один момент блестящий скрипач сказал: «Здесь мое место». Окончил отделение музыкальной педагогики в Гарварде и посвятил себя преподаванию у детей с инвалидностью. Сейчас он работает учителем в инклюзивном музыкальном училище ConservatoryLabCharterSchool в Брайтоне и еще в нескольких заведениях США и Канады.

— Работа с детьми доставляет мне никак не меньшее наслаждение, чем собственные концерты. Никакой аплодирующий Карнеги-холл не сравнится для меня с концертами моих школьников и переменами, которые я вижу в них после наших занятий музыкой, — признается Анантаван. – Игра на скрипке и преподавание – вот две вещи, которые я мог бы делать вечно.



There are no comments

Add yours

*