С Наталией и Сергеем Терентьевыми журналисты обычно говорят на другие темы.
Например, о вышедшем недавно альбоме группы «Артерия» и песнях, написанных для их проекта GlossyTeria. Или о работе в составе групп «Ария» и «Кипелов», в Издательском доме «Интеллектуальная собственность».
Все, что касается дома, семьи, личной жизни, — строго закрытая тема. Все интервью — только о творчестве.
Для НЕ ИНВАЛИД.РУ Сергей и Наталия впервые сделали исключение.
Мы говорили с Терентьевыми о неизвестной широкой аудитории стороне их жизни – замечательном мальчишке Августе, которому через пару месяцев исполнится 13 лет. Дома его зовут по-разному — Август, Гуська, Густик, Гусь, Гусёк, Густяша…
У сына Наталии и Сергея – аутизм. Семья приезжала в Минск не на гастроли – на дельфинотерапию.
Хуже бездействия только нейролептики
Наталия в моем представлении – человек, который умеет добиваться задуманного. Совсем юной, в 16 лет, записала первую песню, аранжировку которой сделал сам Евгений Кобылянский, а записана она была в студии ГЦКЗ «Россия». Никаких продюсеров и спонсоров – только трудом накопленные в семье сбережения.
Затем решила заработать денег на сольный альбом. В течение месяца, по 3 раза в неделю, брала частные уроки компьютерной верстки, чтобы устроиться верстальщицей в издательство. Деньгами на обучение помогли родители.
С незавершенным сольным альбомом моя собеседница поступила, как Николай Васильевич Гоголь со вторым томом «Мертвых душ»:
«…Когда я, потратив кучу денег, записала четвертую песню, поняла, что получается пустышка! Нечего мне было сказать, не оперилась еще. «Выбросила» эти песни, и несколько лет к идее сольного альбома не возвращалась…»
Как решительная и деятельная мама восприняла аутизм сына – диагноз, который невозможно ни выбросить, ни переписать?
Наталия: Людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) принято называть «особенными». Если мы пристально рассмотрим сами себя, хорошенько проанализируем – столько «особенностей» найдем!
Для меня, например, всегда был катастрофой вызов к доске в школе: впадаю в ступор, не могу говорить. И до сих пор – выйти на сцену к большой шумной аудитории и спеть мне значительно проще, чем сказать несколько фраз в аудитории, где звенящая тишина и много внимательных глаз, обращенных к тебе.
В этом году по традиции вручала приз одному из финалистов Международной олимпиады по интеллектуальной собственности среди старшеклассников. Вышла на сцену Зала Церковных Соборов храма Христа Спасителя, посмотрела в зал, где сидит огромное количество «живых легенд», известнейших и заслуженных деятелей науки, культуры, искусства. Начала говорить, заволновалась… Пошла импровизация…
Потом спрашиваю мужа: «Я, наверное, что-то не то говорила?», а он: «Я тобой горжусь! Так хорошо и душевно говорить стала!».
В детстве я, наверное, за такие слова научилась бы с парашютом прыгать! Поддержка близких — важнейшая составляющая жизни для каждого из нас.
Не так давно на «Неинвалиде» был опубликован перевод интервью с доктором Стивеном Шором – человеком, имеющим серьезные проблемы во взаимодействии с внешним миром.
Он не только успешно преодолел себя, но и помогает родителям и специалистам понять специфику восприятия этого мира людьми с РАС. В своей лекции на форуме по аутизму (2 апреля 2014 г., МГППУ), он дал прекрасный совет: «Очень важно не говорить человеку с РАС «У тебя проблема!», надо говорить «Это – сложная задача, но мы найдем, как ее решить».
Разве можно с ним не согласиться?! В конце концов, вся наша жизнь – сборник задач. Не хочешь быть в отстающих – занимайся!
Еще очень понравилось то, что вместо слова «независимость» он использует гораздо более емкое и человечное – «взаимозависимость», подчеркивая, что надо быть ближе друг другу – взаимодействовать, а не отдаляться. Жду с нетерпением появления свободного времени, чтобы приступить к прочтению недавно приобретенной мной книги авторства Стивена Шора «ЗА СТЕНОЙ. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера», которая была издана на русском языке в 2014 году Центром «Наш солнечный мир».
Если человек склонен к «правильному» самокопанию и работает над своими минусами, ошибками, трудностями – он лучше понимает другого.
У меня не было катастрофических проблем с принятием особенностей сына. Но «классику жанра» я прошла – стадии «За что?», «Пусть лучше сидит дома», «Что подумают люди?»… Деление людей на «они» и «мы», на «нормальных» и «особенных».
Страх родителей оказаться «особенными» – самое большое зло, мешающее разбирать по кирпичику вот эту разделительную стену. Не повторяйте наших ошибок! Этим детям, как никому другому, важно жить обычной жизнью: мыть посуду, строить отношения, смеяться, плакать, радоваться маленьким победам, знать, что их любят.
Многие родители подменяют действия иллюзорными разговорами и мечтами вместо того, чтобы действовать. Это как в воде – нет времени думать, надо плыть, иначе утонешь. А куда именно плыть – поймете в процессе. Инстинкт самосохранения должен сработать.
Родители детей с аутизмом часто утешают себя: «У нас, по-моему, не самый тяжелый ребенок. Вообще у нас не аутизм, это что-то другое. Он перерастет!» И теряют время.
Нашим детям очень важна ранняя диагностика. Чем раньше начинается работа, тем больше шансов, что усилия окажутся эффективными. Первый человек, от которого мы это услышали, – Игорь Леонидович Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». Когда он, к счастью, встретился на нашем пути, Гуське было четыре года.
Прозвучало примерно следующее: «…Если вы будете применять медикаментозную терапию вместо того, чтобы заниматься социализацией и реабилитацией, через несколько лет поймете, что совершили непоправимую ошибку…». К счастью, мы его услышали. Дай Бог здоровья – ему и всем людям, которые помогают нам и нашим детям.
Информация приходит к тому, кто готов ее воспринять
Наталия: Гуська нейролептики и ноотропы принимал недолго, месяца три. И в небольших дозировках. Когда постепенно «убрали» лекарства, мы увидели того самого мальчика, с присущим ему характером и темпераментом, которого создала природа.
В период приема медикаментов он казался чуть спокойнее, вроде что-то учил, отвечал – а через несколько дней с него все слетало, как песок с чистого листа. Ничего в голове не задерживалось.
После отмены лекарств он стал проявлять интерес к миру, больше рисовать, у него появились свои интересы. Август стал обучаемым и подолгу мог удерживать внимание на каком-то одном виде деятельности. Спасибо за это специалистам Центра «Наш солнечный мир», с которыми Август занимался два с половиной года. Две поездки в летний лагерь, кинезотерапия, иппотерапия, дефектолог, соматосенсорная терапия и другие занятия дали нам очень много.
В начале пути, когда впервые слышишь диагноз, кажется, что об аутизме очень мало информации. Потом, когда начинаешь «копать», информации так много, что в ней еще надо разобраться, прийти к правильному пониманию и научиться применять знания.
Если бы меня сейчас спросили, с чего начать родителям ребенка с аутизмом, то ответила бы: первым делом постараться разыскать на Facebook либо воочию активных родителей, которые давно в теме. Если вы хотите получить информацию, которой можно верить, обращайтесь к родителям с активной жизненной позицией.
В Москве, например, живет совершенно потрясающий человек Елена Багарадникова, мама троих детей. Мы стали друзьями на Facebook, также я вступила по ее совету в несколько групп по теме аутизма и теперь ежедневно автоматически получаю всю самую выверенную и полезную информацию.
Физически не успеваю даже пробежать глазами все полезные ссылки, не то что вникнуть или начать действовать. А Елена, вместе с другими родителями и специалистами, все это находит, отбирает и выкладывает, помогая всем нам. Низкий поклон им за это!
Есть еще одно важное условие: человек сам должен быть готов воспринять эту информацию.
Когда мы часто общались с Игорем Шпицбергом, он много раз проговаривал, как важна реабилитация, социализация. Объяснял, что бросать реабилитационные занятия ради подготовки к школе – ошибка.
Теперь мы это знаем, но сколько драгоценного времени потеряно! Если человек не готов воспринимать, он только слушает, но не слышит. Я не услышала тогда, недопоняла важность непрерывной работы с ребенком.
Если бы мы сразу следовали всем советам, может, уже и не вспоминали бы о диагнозе сына. Корить себя – не конструктивно, необходимо проводить работу над ошибками и двигаться дальше!
Многие родители особых деток боятся, что их чадо обидят или ребенок будет выглядеть не так, как другие дети – махать руками или кричать. Из-за того, что родители стесняются своих детей, они многого их лишают!
Классика нашего жанра – держать ребенка в четырех стенах, потому что с ним иногда чувствуешь себя «неудобно». Привыкли искать «зону комфорта» для себя. А надо просто найти единомышленников, рядом с которыми будет удобно. Пусть это будет маленький ребенок, намного младше вашего. Но пусть они вместе порисуют, побегают, поучатся взаимодействовать.
Да, Август многое недополучил из-за этого: думали, зачем водить его на детскую площадку, если он все равно не будет играть с детьми? А надо было ходить, чтобы он видел, как играют другие дети, и тоже учился играть. Конечно, у нас были проколы, сейчас стараемся все наверстать.
«Я не помню, когда между мной и сыном произошла диффузия»
Наталия: Сергей – «приемный отец» Августа. Мы с мужем много лет были просто добрыми приятелями. Летом 2006 года он познакомился с Августом…
Сергей: Потом мы внезапно поженились, и с тех пор я принимаю участие в воспитании этого прекрасного молодого человека. 🙂
Наталия: Я бы внесла поправку: с тех пор он принимает участие в воспитании не только этого мальчика, но и его мамы. 🙂
Наверное, без Сергея я очень много наделала бы глупостей. В какой-то момент я ощутила моральную и физическую усталость, несколько лет не пела, было ощущение, что я проживаю чужую жизнь. Сергей изо дня в день повторял: «Цени достигнутое. Надо уметь ценить достигнутое». Это был переход на новый жизненный этап.
Мы с Сергеем дома много разговариваем на разные темы. Я через призму его понимания жизни пересмотрела свой подход ко многим вопросам. Заново увидела многое из того, что у меня есть, и что ранее воспринималось как должное – в том числе все мои личные и профессиональные достижения, способности, таланты. Весь этот свой «багаж» увидела новыми глазами, очень обрадовалась его наличию, научилась весело и эффективно применять его и радоваться всему, что у меня есть
Оказалось, что от этого стало хорошо не только мне, но и тем, кто меня окружает.
Сережа – он такой, спокойный и мудрый. Можно сказать, с 2006 года мы с Августом проходим своеобразную «дельфинотерапию», находясь рядом с ним. В некотором смысле, он вернул меня к музыке, жизни, адекватной самооценке и лучшему пониманию других людей и ситуаций.
Сергей: Я не знаю, когда между мной и сыном произошла диффузия. В первые месяцы знакомства было всякое. Однажды, например, Август «включил» на улице «пятую передачу» и побежал наперерез машинам.
Мне пришлось бегом его догонять, и, поскольку я не очень представлял себе педагогическую работу с такими детьми, он у меня получил, как следует, по одному месту.
Наталия: Август тогда возмутился, кричал: «Уберем чужую дядю!», но потом они с Сергеем стали «не разлей вода».
Сергей: На самом деле, я прекрасно знаю, что на детей с аутизмом нельзя повышать голос. Надо к ним приспосабливаться, находить способы взаимодействия, стараться быть сдержанными, как бы тяжело ни замотала тебя работа.
Зачем подсказки умным родителям
Наталия: Август поначалу ездил в общеобразовательную школу на другой конец Москвы. Страшно уставал, не высыпался, у него хватало времени только покушать, сделать уроки и поспать, все остальное время занимала дорога.
Мы приняли волевое решение перевести его в школу 8 вида, поближе к дому. Потому что он был очень неусидчивый, мог начать ходить или что-то напевать на уроке… На тот момент ребенок не был готов брать программу целиком – кстати, не факт, что это непоправимо. Сейчас все усваивает в школе, а дома занимается с бабушкой, она у нас кандидат экономических наук и очень структурный человек.
Изучать школьную программу – это, конечно, хорошо: и русский нужен, и математика. Но самое главное для такого ребенка – понимать, что такое окружающий мир, научиться быть самостоятельным. Можно сказать, это – программа максимум. Потому что человек с аутизмом может подробно пересказать параграф о жизни в ту или иную эпоху, не зная, что означает слово «эпоха».
Одна из наших сегодняшних задач – научить сына пересказывать. Чудесный психолог Светлана Анатольевна Трактова из ЦПМСС «Зеленая ветка» дала нам в руки такой хороший инструмент, как «дневник наблюдений», – это может быть обычный альбом или тетрадь.
Каждый вечер Август вспоминает и, стараясь строить предложения правильно, излагает на бумаге, что произошло с ним за день. Это очень здорово структурирует мозг. Постепенно из этих записей исчезают лишние «я», появляются логические связи между предложениями.
Думаю, даже самые умные и продвинутые родители без подсказки специалистов сделают для своих детей меньше, чем с правильной подсказкой.
Сначала, конечно, я стояла возле него и подсказывала: «А разве там ты сегодня не был? Напиши!». Потом поняла, что ему необходимо время, пауза, чтобы собраться с мыслями и все вспомнить.
После второго занятия с дельфинами, он, по просьбе нашего дельфинотерапевта Кирилла, нарисовал свои ощущения от занятий, затем написал об этом изложение на две страницы. Очень интересная работа.
Кирилл подсказал нам, что можно не только описывать, но и рисовать события и ощущения. Очень важно, какие краски при этом выбирает ребенок, что он рисует в первую очередь, что затем. За пять дней общения на занятиях, Кирилл стал для Августа настоящим добрым другом! Он так старательно рисовал его и дельфинов, что даже себя нарисовать чуть не забыл. Пришлось напоминать!:)
На видео: Август и Кирилл на дельфинотерапии. Полное взаимопонимание и доверие
Как низвергали Августа
Сергей: Единственный способ научить ребенка с аутизмом самостоятельности – заставить его работать. Руками, головой, ногами. То есть, сделал себе чаю, выпил – вымой посуду. А во время мытья вода почему-то переливается на пол, и пол тоже приходится мыть.
Заботливые бабушки – огромное благо и одновременно не благо для детей. Потому что каждое желание внука мгновенно исполняется, к столу подается только то, что нравится, посуда исчезает со стола и «моется сама».
В результате ребенок с аутизмом уже даже не просит «Бабушка, подай мне то-то». Он просто командует «Чай!», «Котлета!», «Макароны!» – и бабушка торопится исполнять приказание.
В купе поезда Минск – Москва. 6 июня 2014 г.
Наталия: Поскольку наша задача – максимально приучать сына к самостоятельной жизни, мы эту ситуацию исправляем. Август еще по привычке может приказать: «Чай!», но тут же исправляется: «Мамочка, налей мне, пожалуйста, чаю». Затем обычно следует пауза, и он проговаривает ситуацию вслух: «Почему сам должен делать? Потому что ты уже взрослый! Я уже взрослый».
В конце концов сын все делает сам.
Сергей: Теперь Август не является барином. Он, скорее, чернорабочий. Для его же блага, я надеюсь, и для нашего впоследствии.
Аутичный ребенок требует постоянного внимания и терпения. В Минске у нас есть возможность общаться круглосуточно, что на сына, однозначно, действует положительно. В Москве ему, разумеется, уделяется меньше времени.
Когда такой ребенок получает меньше внимания, он замыкается. Август увлекся компьютером – и, кстати, разобрался в нем очень быстро и без посторонней помощи. Но важно понимать, что сидение за компьютером должно быть строго регламентировано, иначе ребенок опять находится в зоне отчуждения.
Наталия: Мы долго не разрешали сыну даже подходить к компьютеру. Потом я ему показала, какой кнопочкой его включать, как правильно выключать и где YouTube с мультиками и видео.
Радует, что у Августа очень хороший вкус. Когда я решаю подсмотреть, что же мальчик насобирал в Интернете – все-таки в момент взросления дети могут искать в сети разное – увиденное вызывает радостную улыбку. Это качественные советские мультики и очень хорошая, мелодичная рок-музыка.
Сергей: Музыкальный вкус Августа сформировался еще до того, как сын познакомился с компьютером. Мы считаем шансон неприличной музыкой, хотя бы исходя из принципа ее построения – этот примитивизм не интересен. Август узнает и помнит наизусть названия песен звезд мирового масштаба – QUEEN, ROXETTE, ABBA, современных исполнителей – PINK, Justin Timberlake… Приятно, что любит и наше творчество — и «Артерию» и GlossyTeria.
У него словно стоит защита от примитивного и грубого. На улице, бывает, слышит разные слова, ну и дома, если «утюжок на ногу падает», мы не всегда говорим «Ой, больно!».
Август запоминает плохие слова, но не произносит их. Хотя дети часто подбирают взрослые словечки и вворачивают, где возможно, потому что они им нравятся. Со мной в детстве все было именно так. А у Августа есть вкус к слову, и это радует.
«Бабки, бабло, бабули, доллары, евро, рубли есть?!»
Наталия: Но на психолого-педагогической комиссии он выдал! :))) Там Августа попросили что-нибудь нарисовать. Сын нарисовал машинку и говорит: «Шесть черный».
Мы переглянулись, потому что машинка из комедийного фильма «Наша Раша: яйца судьбы», примерно на тридцатой минуте фильма. Я начинаю объяснять специалистам, откуда взялась черная «шестерка» BMW. А Август продолжает цитату из фильма: «Бабки, бабло, бабули, доллары, евро, рубли есть?» И далее – весь длинный диалог на грани фола, который я тут приводить не буду.
Я понимала, что, с одной стороны, готова провалиться от стыда, но с другой – мне было так смешно, что не могла сдержаться! Август все это так артистически, с выражением читал! Он еще в тот период рисовал двух человечков и говорил, что это «пьяные люди». Оказалось, что на рисунке – гастарбайтеры из этого же фильма — Равшан и Джамшут. В общем, скучать нам не приходится!
Сергей: У комиссии появился повод задуматься, что мы за семейка, и какие ценности культивируем.
Как Август стал аранжировщиком
Сергей: Если вспомнить поведение Августа в 5–6 лет – все было не так уж и просто. Ребенок соглашался пить только красные соки, есть только картошку и некоторые другие продукты – проявлял избирательность в еде. По любому поводу в потолок летели йогурты. Вот ремонт у нас недавно был, еще последние глазированные сырки с потолка отмывали.
Наталия: Я считаю, большой сдвиг произошел в прошлом году, когда мы – впервые! – не оставили сына летом на бабушку, а втроем, семьей, как положено, поехали на море.
Мы видели, что ребенок меняется каждый час. Как он начинает улыбаться иначе – не растягивать губы в дежурную гримасу, а улыбаться от души. И такой мальчик у нас обаятельный, оказывается! 🙂
Отправляясь в эту первую, совместную с Августом поездку, мы не знали, чего ожидать. Минут 15 в самолете я кое-как держала газету, словно читая ее, но на самом деле – закрывая иллюминатор. А вдруг Август испугается и устроит истерику?! И тогда «куда мы денемся с подводной лодки?».
Он ничуть не испугался, в самолете попросил iPad. У него там любимая программа GarageBand, где можно услышать звучание разных инструментов. Нравится ему музыка, я и поставила эту программу. А через некоторое время случайно увидела, что сын сам освоил многоканальную запись: записывает любимую песню из телевизора, потом наговаривает на другие дорожки фразы из мультиков, накладывает звучание гитары, бас-гитары, барабанов… Потом слушает, как это вместе звучит.
Увидев все это, я «выпала в осадок» и побежала рассказывать Сергею. Вернулась – а записи уже нет: Август тогда еще не умел сохранять информацию.
Потом Гуська научил меня на iPad делать Print Screen, то есть фото экрана, показал еще какие-то найденные им функции – например, как рассыпать из альбома и складывать обратно фотографии. И когда я в очередной раз заглянула в iPad, обнаружила, что он научился создавать музыкальные проекты, причем они у него рассортированы по разным папкам.
На видео: два «подхода» на iPad: «почувствуйте разницу». Июнь 2014 г.
Сергей: То есть Август научился делать своеобразные аранжировки. Компилирует фрагменты разных песен, при этом каждый звук находится на своей дорожке, использует разные обработки. То есть делает примерно то, чему я, как звукорежиссер и аранжировщик, учился долгие годы.
Наталия: У ребенка абсолютный слух, и он может воспроизвести любую мелодию в оригинальной тональности и транспонировать в другую тональность с минимальными ошибками. Но он вовсе не «гений-виртуоз», а просто способный талантливый ребенок, с которым надо заниматься для достижения достойных результатов.
К Августу дважды в неделю приходит учительница музыки. Первое занятие меня потрясло. Я знала, что сын музыкальный, с абсолютным слухом и многое умеет. Когда учительница стала тестировать сына, предлагая ему определить ноту на слух, Август угадывал безошибочно. Этому я не очень удивилась.
Но вот она берет в аккорде две, три, четыре ноты сразу, и Август без труда определяет ноты! Я могу ошибиться на этом тесте, а он – нет.
Голосовые диктанты, которые ему дает педагог, я писала на первом курсе музыкального колледжа.
Почему детям с аутизмом важно всюду бывать
Наталия: Молодой человек с аутизмом Никита Щирук – наш любимый друг. Как же я благодарна вам лично, Ирина, за такое знакомство! Наша жизнь, в понимании Августа, изменилась кардинально – в лучшую сторону! Какая-то хорошая ниточка тянется между нами с тех пор, как публикация на «Неинвалиде» познакомила нас с этим удивительным парнем.
Август с удовольствием рисует для Никиты и его мамы Ольги картины, записывает видеообращения, пишет письма, которые я Никите в виде фото присылаю через Facebook.
Никита умеет лаконично, с чувством юмора, кратко дать толковый совет. Не такой, словно ты книжку прочитал и что-то там начинаешь соображать, а сразу: возьми этот инструмент, теперь ты знаешь, как поступить. Он делает это безошибочно. Он умеет думать так, как у меня, кажется, мозг бы не повернулся. Учусь у него лаконичности.
Мы с Никитой общались-общались на Facebook и решили, что надо встретиться. И, как мне хочется верить, подружились.
Мы пригласили Никиту с Ольгой к себе на дачу, очень ждем этого момента. Хочется снять видео – показать таким же родителям, что общение возможно, оно полезно.
Никите нужны друзья, чтобы «построить дом своей мечты». Нужно найти родителей, понимающих, как важно заранее обеспечить достойное будущее для наших детей – пока есть силы и возможности. Родителей таких же ребят, как и Никита, кто нуждается в сопровождаемом проживании. Наверное, хорошо бы примерно возраста Никиты. Он представил свое яркое видение того, как это может быть, в интервью на вашем сайте:
«…Хорошо бы собрать все деньги, потраченные на праздники за 18 лет, и построить удобные и уютные социальные деревни для аутистов. Там хорошо и гулять на воздухе, и работать, не выезжая за пределы. И маленьким можно помогать там же. Нужен сад, огород, курицы, кошки, пруд с маленькими рыбками, удобные домики, пони для малышей. И не важно, что это далеко от города и за забором. Главное, что там – нам жить хорошо.
Как удобно подарить конфеты, позвать клоуна и Деда Мороза. И как не удобно, когда нам нужно совсем другое, очень важное – наша жизнь…» (Источник: http://neinvalid.ru/autist-iz-moskvy-napisal-knigu-o-sebe-chtoby-drugim-bylo-polegche/#ixzz34Gnc4iXs)
В начале этого года я задумала создавать кулинарные видеоуроки, и муж меня в этом поддержал. Когда мою идею одобрили и поддержали Ольга и Никита Щирук, я была очень рада!
Более того, пока я собиралась с мыслями, они первыми сняли и выложили свой видеоурок – как Никита готовил салат. Молодчина! Детям с аутизмом зачастую очень не хочется готовить. Но ведь это важно – уметь без посторонней помощи приготовить себе хотя бы несложную еду!
Рецепт Август выбрал для начала, прямо скажем, не самый простой… Первый урок я снимала сумбурно и не учла некоторые моменты. Конечно, помогала за кадром, объясняла, подсказывала. Поэтому, когда Сергей монтировал ролик, решили не давать реальный звук, а подложить музыку. В будущем подойду к вопросу более продуманно, а также будем приглашать на съемки разных ребят, не только аутичных. Будут не только учиться готовить, но и общаться, помогать друг другу. Своего рода инклюзия.
Почему аутистам особенно важно найти работу по душе
Наталия: Практически любой родитель ребенка с аутизмом скажет, что их ребенка трудно заставить делать то, что не нравится. А зачастую еще и не получается.
Августу надо какое-то время, чтобы «разогнаться» и освоить упущенное. И мы стремимся к тому, чтобы освоить как можно больше видов деятельности. Думаю, сейчас самое время наблюдать, что нравится самому Августу, что лучше всего получается. Предлагать ему разные занятия, музыкальные инструменты, профессиональные компьютерные программы — музыкальные или по видеомонтажу.
Мне нравятся античные философы, которые преуспевали и в математике, и в танцах. Ведь это не только владение разными профессиями, но и более широкий кругозор!
Мы с мужем, например, всегда готовы овладевать смежными профессиями. Оба работаем в Объединенной редакции журналов «Интеллектуальная собственность»: я – главный редактор журналов, Сергей – креативный директор и осуществляет фото/видеосъемку/монтаж профильных мероприятий. Параллельно занимаемся музыкой, причем Сергей, кроме того, что гитарист и автор композиций – звукорежиссер с многолетним опытом.
Накануне пятилетия группы «Артерия» я предложила Сергею выпустить первый DVD группы. Он поддержал идею, но бюджета на это не было. Все делали сами: разгребали архивы, организовывали и проводили съемки, монтировали.
И уже на финальной стадии работы над DVD, решили шагнуть на новый уровень работы с видео и вместе окончили сертифицированный курс Apple по работе с программой видеомонтажа Final Cut Pro. Отныне все для себя монтируем сами – а если жизнь заставит, будем делать это и для других. Жизнь научила нас не расслабляться.
Если человек не двигается вперед, он начинает, как болото, загнивать. Жизнь интереснее, когда узнаешь что-то новое, и не зависишь от обстоятельств.
Сергей: Изготовление DVD, как правило, связано с серьезными расходами, и наши умения помогли нам избежать их.
Отдыхаем мы крайне редко, но, бывая на отдыхе или в рабочих поездках, мы снимаем видео на любительскую видеокамеру и создаем видеоролики для YouTube – чтобы другие люди могли хотя бы виртуально побывать в тех же краях, что и мы.
В рамках этого интервью мы представим небольшое видео о нашей поездке на дельфинотерапию в Минск. Нам здесь очень нравится. Атмосфера города хорошая, спокойная.
Наталия: Финансовое благополучие – не самоцель для нас. А вот стабильность важна для любого человека.
Что касается финансового вопроса, то моя позиция такова: чем больше у тебя возможностей, тем легче помогать другим. Это важно.
У нас так сложилось, что была возможность развиваться, осваивать смежные профессии. Есть родители, которым не на кого оставить детей даже на несколько часов в день, на работу их не берут из-за необходимости предоставлять им льготные условия. Им по-настоящему трудно. И им надо посильно помогать.
Сергей: Пора начать думать, чем будет Август заниматься по жизни.
Наталия: Как показывает успешный опыт Стивена Шора, и не только его, правильное применение умений с учетом особенностей человека, может стать настоящим подарком судьбы! Жизнь может быть многогранной и интересной. Если человек с диагнозом «аутизм» хорошо понимает людей со схожими проблемами, он сам бесценный специалист.
Как сказал Генри Форд, «Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби». Кто знает, возможно, когда-нибудь Август и Никита будут делать успешные благотворительные проекты! Или станут консультантами благотворительных программ для особых детей. Для них, как мне представляется, это будет радость и реальная жизнь, для других – незаменимая помощь и поддержка!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Никита Щирук: люди зря боятся аутистов
Стивен Шор: аутисты могут быть полезны обществу
Спасибо за рассказ. Очень много интересного.
Желаю Августу развития дружбы с Никитой и новых друзей.
Спасибо большое, Вера! Будем стараться! 🙂