Их музыка — невообразимая смесь ритм-энд-блюза, регги, румбы, мамбо, конголезских племенных ритмов, фанка Джеймса Брауна и виртуозной гитары Джими Хендрикса. Эта музыка завораживает своей мелодичностью, грустными интонациями и в то же время заставляет зрителей прыгать от восторга. Музыканты-инвалиды и беспризорники из трущоб Киншасы покорили зрителей на улицах столицы одной из беднейших стран мира и избалованную публику в европейских ночных клубах. Знакомьтесь — Staff Benda Bilili.
Staff Benda Bilili — группа из Киншасы, столицы Демократической Республики Конго. Пятеро членов группы — люди с инвалидностью, пострадавшие от полиомиелита, еще трое — бывшие беспризорники с улиц Киншасы.
Жизнь человека с инвалидностью — далеко не сахар даже в высокоразвитых европейских странах, а представьте, каково быть инвалидом в одной из самых бедных стран мира? А ведь они не только выживают в условиях жуткой нищеты, а умудряются жизнь так, что европейцы диву даются их жизнелюбию, оптимизму и желанию всем этим поделиться с окружающими. Типичный пример тому — Staff Benda Bilili.
Лидер Staff Benda Bilili, Рикки Ликабу, как и его товарищи, о музыке, сначала и не помышлял. Ему надо было просто выжить. И он это делал, как мог. В 70-е годы в Конго, во времена президента Мобуту, оказывается, тоже существовали льготы для инвалидов, таможенные пошлины для них были ниже и они могли пересекать реку Конго и путешествовать по ней несколько дешевле, чем остальные. Многие люди в своих инвалидных колясках занимались перевозкой товаров из Браззавиля в Киншасу и обратно и этим зарабатывали на жизнь. Занимались этим и Рикки со своей женой, с которой и познакомился во время этих «челночных рейсов».
И всем этим ребята занимались на далеких от совершенства инвалидных колясках, фактически являющихся трехколесными велосипедами с ручным приводом. У одного из членов группы, Коко Нгамбали, есть даже трехколесный мотоцикл, правда, денег на бензин для него у него не всегда есть и тогда его толкают окрестные ребятишки, хотя и своих у него семеро, вот только живет он на окраине и домой может попасть только тогда, когда заработает достаточно денег.
Рикки Ликабу говорит, что жизнь инвалидов в стране так же тяжела, как и у большинства других конголезцев, поэтому никто не делал скидку на его инвалидность. И чтобы выжить здесь, надо уметь очень многое. «Здесь идет борьба за жизнь и в этой борьбе иногда приходится перепробовать множество профессий», — говорит он, хотя все же признает, что одна профессия для него осталась недоступной — «если бы не моя инвалидность, возможно, я бы оказался в армии и был солдатом, кто знает…»
Рикки работал механиком, портным, торговал со своей коляски спиртным и сигаретами, тем и кормил свою семью. Жили они в картонных коробках возле городского зоопарка. Кстати, Рикки — человек довольно любвеобильный, у него две «постоянные» жены. Одевается Рикки очень ярко и считает, что настоящий мужчина должен быть элегантным.
Конголезцы — народ очень музыкальный и Рикки не был исключением. Однако в «настоящие» группы его никто брать не хотел и причина была совершенной банальной: Рикки — инвалид. «Они боялись, что я могу опоздать на репетицию и не смогу танцевать, а все музыканты в нашей стране должны уметь танцевать и играть на музыкальных инструментах», — говорит он.
Поняв, что с «настоящими» музыкантами у него ничего не выйдет, Рикки решил взять дело в свои руки. Он поговорил со своими друзьями, с которыми вместе пел в церкви, тоже ставшими инвалидами после перенесенного полиомиелита и вместе с ними создал группу Staff Benda Bilili. В переводи с лингала, родного языка Рикки, «Benda Bilili» означает «смотреть выступление дальше», в буквальном смысле — «показать, выдвинуть на передний план то, что скрыто» (ну, и чем не «Show must go on» Фредди Меркьюри?).
Ядро группы состоит из трех основных вокалистов, которые одновременно играют на гитарах, за ними располагается ритм-секция (полностью акустическая), а в довершение всего — гитарист и вокалист Роджер Ланду.
Роджер — случай вообще уникальный, вообще-то в группе он считается соло-гитаристом, но этот термин не совсем ему подходит. Его на улицах Киншасы в тринадцатилетнем возрасте подобрали сотрудники миссии ООН. Парнишка оказался необычно талантливым музыкантом и его взяли в группу. Роджер играет на собственноручно сделанном инструменте — сатанге, который представляет собой что-то среднее между гитарой и лютней. Этот инструмент сделан из консервной банки, в корпусе которой находится одна струна, натяжение которой изменяется с помощью деревянного прута (своего рода лук с надетой на тетиву консервной банкой). Экстравагантные соло Роджера на сатанге — одна из главных изюминок в шоу Staff Benda Bilili.
Этих уникальных музыкантов впервые открыли два молодых французских режиссера Рено Барре и Флоран де ла Тюллаи, снимавшие в Киншасе фильм «Танцы Юпитера». Нет, фильм был не о музыкантах Staff Benda Bilili, их французы случайно увидели в 2005 году на улицах Киншасы. «Мы услышали какой-то шум в глубине улице, где собралась толпа людей. Это был какой-то сумасшедший блюз, который звучал как бы ниоткуда», — говорит Рено Барре, — «когда мы подошли поближе, то увидели, что дети танцуют вокруг странной группы музыкантов в инвалидных колясках и на костылях».
«Это было что-то невероятное: блестящая музыка, великолепный вокал, потрясающе оригинальный стиль и проникновенные интонации», — вспоминает де ла Тюллаи, — «мы остались там до самого утра, пили с музыкантами местный ликер и слушали их странную и завораживающую музыку. Когда окружающие нас зрители перевели с лингала тексты песен, мы вообще были потрясены: в них были радость и печаль трущоб Киншасы, но больше всего поражал юмор музыкантов по отношению к самим себе, своей инвалидности и нищете окружающих их людей. Мы уехали оттуда уже утром в состоянии глубочайшего шока».
Когда первый шок прошел, французы предложили Рикки Ликабу снять о нем и его группе фильм. В тот же день они приехали со своими директорами с этим предложением к лидеру группы. Как настоящий бизнесмен, Рикки не мог не понимать, какой полезной может оказаться такая реклама. И хотя Барре и де ла Тюллаи честно предупредили, что его жизнь после этого фильма не изменится как по мановению волшебной палочки, Рикки согласился на съемки.
Кстати, по словам де ла Тюллаи, съемки фильма были бы невозможны, если бы не авторитет Рикки в преступном мире Киншасы: «Он настолько авторитетен и уважаем в своем городе, что это никак не вяжется с его инвалидностью. Он очень много прошел в своей жизни, чтобы выжить и его авторитет в определенных кругах Киншасы очень высок. Если бы не Рикки, наша съемочная группа не могла бы и шагу ступить по улицам Киншасы из-за огромного количества бандитов и карманников».
О предыдущем проекте французы напрочь забыли в тот же день и новый фильм планировали снять за 6 месяцев, однако все это растянулось на 5 лет. Причиной тому были, конечно же, и трудности организационного и технического характера, но и сами музыканты стали гораздо более занятыми после того, как французские киношники рассказали о них бельгийскому продюсеру Винсенту Кенису. Он организовал запись первого альбома группы и их гастроли по Европе.
Их первый же альбом «Tres Tres Fort», записанный в одном из цокольных помещений зоопарка в Киншасе в 2009 году взлетел на первые места World Music Charts, а пресса буквально сходила с ума от восхищения неизвестно откуда взявшейся группой и их музыкой. В том же году Staff Benda Bilili сыграли свой первый концерт в Великобритании, в переполненном зале Барбикан-холла в Лондоне, где привели в восторг местную публику. Позже был гастрольный тур по Европе, а организаторы музыкальных фестивалей стояли в очереди, чтобы завлечь музыкантов Staff Benda Bilili.
По свидетельствам очевидцев, шоу Staff Benda Bilili — это настоящий праздник музыки, жизни и оптимизма. Люди в зале танцуют, прыгают, хлопают в такт музыке и откровенно радуются жизни. Энергетика в зале потрясающая! Как сказал присутствовавший на одном из таких шоу британский музыкальный критик, «… там танцуют даже люди с двумя левыми ногами». Да и как не танцевать, когда сами музыканты в инвалидных колясках и на костылях умудряются танцевать во время концерта!
После гастрольного тура по Европе, где музыканты Staff Benda Bilili познакомились с пятизвездочными отелями, шикарными ночными клубами и богемной жизнью европейских музыкантов какой-то ушлый журналист поинтересовался, каково оно, стать знаменитым? Мол, теперь есть возможность путешествовать и жить в свое удовольствие? Однако Рикки смотрит на эти вещи куда более прагматично, чем могло бы показаться европейцу: «Да, нам нравится путешествовать и открывать что-то новое для себя, особенно интересно было попасть в страны с холодным климатом и увидеть снег. Однако не надо забывать о том, что еще несколько лет назад мы и наши семьи жили впроголодь и спали в картонных коробках. Теперь наши семьи живут в настоящих домах и мы приложим все усилия, чтобы наши дети получили достойное образование».
Конечно же, у себя на родине музыканты Staff Benda Bilili стали очень знамениты. По популярности они не уступают другим знаменитым выходцам из Африки — Амаду и Мириам. Местная пресса комментирует буквально каждый шаг новых звезд музыкального олимпа. И что характерно, журналисты пришли к довольно показательному заключению в отношении инвалидности музыкантов, да и людей с инвалидностью вообще: «Единственная проблема может быть только в голове человека, а не в его теле».
Сам Рикки о себе и своей группе говорит так: «Вы знаете, как переводится с лингала название нашей группы. Это послание надежды. Мы хотим, чтобы весь мир понял, что в этом мире возможно все, если вы очень хотите этого и готовы работать для этого».
http://www.youtube.com/watch?v=VaTZ5gAzkCY&feature=player_embedded
P.S. В этом году фильм «Бенда Билили!» («Benda Bilili!»), режиссеры Рено Барре и Флоран де ла Тюллаи, Франция, номинирован на получение Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля в номинациях «Полнометражные фильмы» и «Золотая камера».
Похожие статьи