Пройти сквозь стекло

Художница Марина Берулава поверила в себя и занялась делом, которое сделало ее известной, после того как попала в аварию.Чтобы доказать, на что она способна, оказалось необходимо услышать: «Кто же купит эту мазню и как мы будем оплачивать твое лечение?»

Рассказ Марины –  очередное доказательство: что не убивает нас, делает нас сильнее.

С детства я занималась музыкой и танцами – тем, что было на более-менее хорошем уровне в городе, где я жила какое-то время. Почему и откуда у меня возникло желание рисовать? Скорее всего, от мамы, которая иногда, уложив спать меня и сестру, рисовала по ночам, а утром мы бегали с восторженными воплями с мамиными рисунками в руках…

Да, наверное, оттуда… Мама для нас в детстве была настоящей волшебницей, каждый новогодний утренник мы ложились спать и не знали, в каких костюмах мы завтра пойдем на ёлку, но с утра, каждый год, на вешалочках висели новые новогодние костюмы, не зайчиков и снежинок, а Золушки из голубой парчи или Белоснежки из папиного парашюта, каких-то сказочно-заморских принцесс и даже цыганки, с огромной, вручную расписанной малиновыми розами, юбкой. В общем, к чудесам мы были приучены с детства.

Папа у меня военный: переезды, гарнизоны, разные города, музыкальную школу закончила, танцы закончились сами после переезда в маленький гарнизон за границу… Закончилась и школа. Нужно было куда-то поступать учиться дальше… Ничего, кроме Высшего художественного училища имени Мухиной, мне и близко рассматривать не хотелось! Поехала в Питер поступать и, опоздав на неделю и пропустив два экзамена, не поступила. Но узнала много нового: что без художественной школы можно к училищу не подходить и на километр.

На следующий год я нашла другой институт, в Москве уже, и поехала туда поступать, но ответ был таким же: без художественной школы — шансов нет.

В общем, в итоге мое высшее образование к искусству не имеет ни малейшего отношения. Шло время, щиты, наложенные отсутствием художественной школы, в моей голове крепли и не давали мне близко подходить даже к карандашам, не то что к краскам и холстам… Одно время я ходила мимо одной изостудии с большими окнами и, как маленький ребенок, уткнувшись носом в стекло, могла подолгу стоять и наблюдать за тем, как люди рисуют. У них были мольберты, краски, кисти, всё это так завораживало меня, что я долго не могла сдвинуться с места.

Потом пришло время цифровых фотоаппаратов. Я тогда жила в Японии, а там это время наступило раньше, чем у нас, и у меня появилось маленькое синее сокровище — цифровая мыльница, с которой я практически спала. Я фотографировала всё, что мне нравится, чего мне не хватало — дорисовывала в фотошопе, и в общем-то, у меня неплохо получалось.

У меня есть несколько обложек журналов, премия «Обложка года», персональная фотовыставка в «Красном октябре», персональный фотоальбом тиражом 500 экземпляров, я снимала всякую красивую рекламу. Но мне всё время хотелось что-нибудь дорисовать, довести фотографию до состояния картины.

Я фотографировала девушек «в теле» с фруктами на красивых полотнах ткани и в фотошопе делала из них картины.

   

К сожалению, у меня дважды горели жесткие диски, и большинство фотографий я могу только скачать из Интернета, поэтому размер небольшой.

Друзьям я иногда говорила, что это я так рисую… фотоаппаратом. Не буду «грузить» большим количеством фоторабот, потому как не об этом речь… Но несколько любимых хочется показать:

Моя любимая модель (младшая сестра Люся)

Ещё пара фотографий, которые мне нравятся, которые уцелели:

 

Однажды один человек, с которым я сотрудничала в то время и делала несколько интересных фотопроектов, спросил у меня, почему я не рисую по-настоящему? Я сказала, что у меня нет художественной школы… И что я не умею рисовать.

И как-то очень убедительно он мне сказал «А ты попробуй!», дескать, это тебе хорошая «прибавка» к зарплате, чтобы ты могла свободно купить всё, что тебе нужно для рисования и попробовать…

Это был переворот сознания в моей голове. Я побежала в магазин! Я купила много акриловых красок, акриловой пасты и фанеры… Про холст и масло я даже и не думала — потому что это для настоящих художников… И на несколько дней меня потеряли. После того как моя первая картина была готова, я позвала этого человека, чтобы он посмотрел. Это была абстракция, естественно… Он сел напротив картины, смотрел на неё и сказал, чтобы я продолжала, что мне обязательно нужно продолжать!

Это было такое счастье, вы даже не представляете! Я пропадала в красках, я выделила в квартире комнату, где рисовала, и практически несколько месяцев в ней жила не вылезая…. Я могла не спать несколько ночей подряд, я рисовала, и рисовала, и рисовала… Я не могла остановиться… Я не рисовала ничего конкретного, это были цветовые абстракции, какие-то миры, микромир, макромир, и иногда цветы… но это было такое счастье!

Миры… мои любимые Миры:

Москва:

 

Маленькие фиолетовые цветы.

 

Розы.

 

У меня появилась секретарь, которая договаривалась в Америке с галереями на размещение работ, в Москве несколько картин разместили в самых дорогих интерьерных магазинах на Кутузовском проспекте и на Фрунзенской набережной. Мои картины мы решили пока не продавать, чтобы сделать несколько выставок.

А потом началась черная полоса.

Я попала в аварию. Операция, атония мышц, нога перестала подниматься, реабилитация, практически заново училась ходить. Работать я не могла: моя камера в снаряженом состоянии весит около 2,5 кг, а когда в руках костыли — это очень много. Сидеть я почти не могла.

Я в основном лежала, читала книги, смотрела фильмы и сквозь слёзы разрабатывала ногу. Мужчина, с которым я тогда встречалась, долго такого выдержать не смог, и начались укоры в мою сторону, что можно, например, картины продать… «но кто же купит такую мазню»… Дорогостоящая операция и расходы на реабилитацию немного подкосили наши бюджеты.

Это была не оплеуха. Это был удар ногой под дых.

Я понимаю, что художника обидеть может каждый. Но в таком состоянии мне было это очень тяжело пережить. Самое тяжелое было — признать: «Да! Я не умею рисовать, точнее рисую, как умею… наверное, он прав….»

Это как смертный приговор звучало в моей голове.

Он ушел, и я не знаю, сколько прошло времени. Я встала, утерла слёзы. Доковыляла на кухню. Поставила стул. Залезла наверх! На одной ноге. На шкафу стояли красивые разноцветные стеклянные бутылки. Я по одной сняла семь штук, у меня на это ушло около получаса. После часового отдыха вторым шагом было достать ткань, поставить стол, застелить его и перенести на него все семь бутылок. Ещё полчаса. Ещё час отдыха.

В следующий мой получасовой выход на костылях я поставила мольберт и разложила краски. Следующий час я не могла лежать уже спокойно. Я рисовала… Стоя на одной ноге и опираясь на костыль. Рисовала по 20-30 минут, больше не могла, очень болела нога, нужно было ложиться и давать ей отдыхать.

К вечеру картина была написана.

Пришел мой друг. Я показала ему картину. Он встал на колени и долго просил прощения. Это было искренне: он поглядывал на бутылки, на меня, на картину и приговаривал, что он вообще не знал, я же не говорила ничего и не показывала никогда…

Следующим был портрет девушки, потом портрет мужчины…

Потом у меня был первый заказ: 

 

И в один прекрасный день я задумалась. Вот как так?! Всю жизнь я мечтала, смотрела, как люди рисуют, как у них всё получается красиво и здорово… И никогда даже не пробовала!!! А может быть, есть ещё что-то такое, что мне очень нравится и что я не позволяю себе попробовать?

Я не успела долго поразмышлять над этой фразой, как увидела картину со стеклянными цветными бутылками.

…ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО… ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО… ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО…

Как стук сердца это запульсировало в моей голове. Вот что меня ещё гипнотизировало всегда, с детства.

Я родилась в Праге и первые пять лет прожила в Чехии. На родине богемского стекла. Мама, художник и ценитель прекрасного, водила нас с сестрой на стекольный завод, мы подходили к окнам «горячего цеха» и смотрели, как большие дяди с огромными железными трубками выдували из раскаленного стекла неописуемой красоты какие-то вещи.

И ещё Чехия всегда славилась бижутерией, и на выставки мы всегда ходили вместе с мамой, а потом доставали мамину шкатулку с драгоценностями, и запускали в неё свои детские лапки…

Я побежала, точнее поковыляла в Интернет. Набираю в поисковике «цветное стекло», смотрю картинки, ссылки, фьюзинг, витражи, таифани, лэмпворк…

Это что за зверь??? Смотрю видео — огонь, стекло как густая вода, цвета, какие-то сказочные переливы, радужные разводы, бусины, красотища! Где же, где этому учат? Как попасть в эту сказку человеку на костылях? Без машины, без работы, без денег, без возможности передвигаться?

И я нашла! Нашла, что можно в Москве этому научиться.

Через несколько недель я могла передвигаться (ходить — это громко сказано) без костылей и наконец-то поехала учиться плавить стекло. Это оказалось ещё интереснее и красивее, чем я могла себе представить. Оно мне снилось, я считала часы, когда снова смогу поехать в мастерскую на Бауманской и поплавить там стекло 2-3 часа, больше — было тяжело ноге.

В личной жизни, в общественной и вообще по всем параметрам, кроме лэмпворка, тогда была наичернейшая полоса. Мне нужно было куда-то переехать жить, на что-то снять квартиру, на что-то питаться. Я точно не знала, перестану когда-нибудь хромать или нет. Но я приезжала в мастерскую и забывала обо всем.

Шло время, и потихоньку жизнь стала налаживаться. Я почувствовала в себе силы, мои работы стали продаваться, на эти деньги я могла купить ещё стекла, ещё серебра… Ещё сделать что-то красивое и выложить в магазины в Интернете.

Я одолжила крупную сумму денег, купила оборудование, расчистила на кухне уголок, мой хороший друг сделал стол, обил его железом. И ни дня я теперь не жалею о том, что мне когда-то сказали: «Ты не умеешь рисовать!»

Я благодарна Богу за всё, что происходило и происходит в моей жизни. Мы не знаем, хорошее это или плохое. То плохое, что произошло со мной, сотворило чудо. Не отчаивайтесь, если в Вашей жизни что-то не так. Возможно, именно это «не так» нужно для того чтобы в конце концов стало «как надо».



There are 6 comments

Add yours
  1. Анна

    Марина,то что вы делаете сейчас,намного больше значит,чем то что было ранее.Я имею ввиду Мери-Попы. Спасибо за Ваше прекрасное творчество,которое радует глаз и душу.

  2. HelValShi

    В плане рисования еще шлифовать и шлифовать, но задел явно большой.
    Особенно хочу выделить последний абзац, запишу в анналы.

  3. Юлия

    Эта скромная девушка просто не выложила своих работ из стекла))) А вы погуглите, чтоб узнать умеет она рисовать или нет

  4. начинающий художник

    Желание рисовать — это главное. Но так же стоит изучать законы рисунка, и тогда окружающий нас мир действительно откроется во всем своем многообразии. Вы только в самом начале пути как художник. Удачи в учебе).


Post a new comment

*