Вместе в школе занимаются здоровые дети и инвалиды, они учатся дружить, понимать друг друга, помогать другу. Вырастают уже не такими людьми, как их родители, не делят людей по категориям в зависимости от физических особенностей… Такая идиллическая картина рисуется в первое мгновение, когда я слышу об инклюзивном обучении. Мгновение пролетает, и уже в следующий миг я вспоминаю одноклассника Диму.
У Димы была какая-то степень умственной отсталости. Он должен был учиться в спецшколе, но его мама очень хотела, чтобы Дима как можно меньше отличался от других детей, рос вместе с ними. Она приложила максимум усилий – и Дима стал учеником нашего класса «А» самой обычной неплохой средней общеобразовательной школы.
Вспомнить его нетрудно: высокий мальчик, у которого часто течет из носа, почти всегда – в грязном пиджаке со следами пыли и мела, у него иногда возникают проблемы с координацией движений.
А может быть, последнее мне просто кажется из-за того, что Диму постоянно толкали и он мне таким «шатающимся» запомнился? И в школу наш одноклассник всегда приходил в чистом костюме. Но за день его успевали испачкать так, будто он валялся под забором. А ведь действительно – валялся, но не под забором, а на полу школьных коридоров и кабинетов. Потому что кидали, били, пинали, играли им «в сифу». «Сифа» на диалекте наших мальчишек – это такая грязная тряпка, которой они кидались друг в друга. Порой вместо тряпки использовали Диму, швырялись им.
Правда, Димой его никто не называл. Не использовалось принятое среди мальчишек наименование Димон. Только – унизительные по смыслу клички…
Били его регулярно, беспричинно и жестоко. Причем это были самые обычные мальчики. Сейчас вот – чудесные люди, уважаемые отцы семейств…
Мы, четыре подруги, пытались порой образумить, остановить этот шквал жестокостей и унижений. Понятно, что наше «прекратите» никто не слышал… Мы бежали за помощью к учителям, драка (точнее избиение, во время которого Дима пытался заискивающе шутить, улыбался, пока было еще не очень больно) останавливалась. Но потом все вновь и вновь повторялось.
Дима, добрый по натуре, готовый помочь, начал стремиться стать таким же, как его обидчики. Учился звереть. Хотя все равно пытался пойти на сближение со сверстниками. Безрезультатно. За человека его никто не считал.
И мы, защищающие его четыре подруги, в том числе. Что мы испытывали? Жалость, смешанную с брезгливостью. Мы жалели его, как жалели котят (хотя котят, наверное, с большей симпатией). Мы были уверены, что нужно быть добрыми и помогать. И всегда были готовы помочь. Но вот как научиться делать это не свысока – тогда мы еще не знали.
Нам было неприятно, когда одноклассники поместили фото Димы на нашей страничке в выпускном альбоме за девятый класс. Вроде как: «Вы с ним возитесь, вот и будьте рядом». Но мы-то были уверены, что да, нам его жалко, но мы – ДРУГИЕ. Так сказать, принадлежим к более высокому классу (понятное дело, что не в социальном смысле).
Можно ли было прекратить издевательство над Димой хотя бы в стенах школы силами педагогов? Не знаю. Но когда две наших одноклассницы вырезали маленький кусочек из большого отреза дорогой ткани в кабинете учительницы труда, их собирались исключить из пионеров, вызвали родителей и заставили просить прощения при всем классе.
В ситуации с Димой такого почему-то не было. Не потому что у нас плохие учителя – они замечательные. Только вот общая шкала ценностей в обществе была соответствующей. И она, шкала эта, ничуть не изменилась с восьмидесятых, человек на ней – не самая большая ценность…
Что случилось с Димой потом? «Спился», — сказала мне не так давно одна из одноклассниц.
У Димы был сохранный интеллект, он мог бы учиться на крепкую тройку, а главное – изначально был добрым человеком. И надежды его мамы, наверное, могли оправдаться, если бы дело происходило не в самой обычной школе, самом обычном классе и вообще, скорее всего – не в нашей стране…
А дети всегда бьют (морально или физически) «особенных». Причем не обязательно «особенность» связана с инвалидностью. Национальность, материальное положение, не «те» родители и еще много чего. Дети жестоки. Вспомните «Чучело». Там Ленку Бессольцеву гнобили из-за «идейных соображений». Очень часто «идейности» не требуется. В разряд «не таких» может попасть любой. Что же говорить о тех детях, у которых действительно есть какие-то внешние особенности?
Как же быть с инклюзивным образованием? Не знаю. Но знаю точно, вводить его в масштабах страны – опасно и ни к чему хорошему не приведет. Одиночек будут по-прежнему травить, а если в классе окажется несколько учеников-инвалидов, они будут собираться в группы и вместе противостоять остальным. То есть – вновь разделение, а не наоборот. Влиять на ситуацию учитель в классе, где учится 30 человек, вряд ли сможет.
Будут ли способствовать точечные редкие эксперименты в небольших специальных классах изменению ситуации в целом? Мне кажется – не особо.
Да, в других странах имеется соответствующий опыт. Но у нас есть особенность все как-то невероятно переиначивать. Вот, в некоторых странах Европы благополучно реализуются идеи социализма. К чему привело воплощение в принципе тех же идей у нас в стране, к сожалению, мы все знаем.
Так что по поводу инклюзивного образования лично у меня – сплошные вопросы, без ответов…
Автор: Оксана Головко
А где же были учителя?! Кто, как не они должны научить детей милосердию, состраданию и пониманию?
А семья ни при чем?
Детям с инвалидностью нужны тьюторы, которые их сопровождают. Тогда и проблем не будет. И не надо из наших обычных детей делать зверей. А если мама мальчика Димы вопрос не проконтролировала, то сама виновата. Нужно все делать с умом. Я за инклюзию.!!!! И не нужно мутить воду.
Сначала, кто бы самих учителей научил милосердию, состраданию и пониманию???
Я училась тоже в обычной советской школе 80-х годов. И все, о чем пишет автор, это было обычным делом для того времени. В каждом классе и в каждой школе находился такой "Дима", и учителя этого как бы не замечали, а родители доверяли полностью школе, как части тогдашней системы,которой привыкли верить безоговорочно. Системы подавления личности, системы "жертва-палач". Ты или палач, или жертва, другого не дано. Дай Бог чтобы сейчас что-то изменилось в сознании учителей и учеников.
У нас тоже был "Дима", его даже Дима и звали. Видимо, родители нормальные были — всегда опрятный был, причесанный. Я не помню, чтобы над ним жестоко издевались, хотя школа была обычная, рабоче-крестьянская, но подтрунивали регулярно — это да. Ну а что дало ему такое образование, если он к обучению неспособный? Сидел все эти годы, рисовал каракули, в окно смотрел или в одну точку, никто не собирался заниматься с ним индивидуально — и грех учителей обвинять, при их-то сумасшедшей нагрузке и большом числе учащихся. Говорить он, по- моему, не умел, только отдельные слова. Не лучше бы ему было в коррекционной школе, где все такие же, как и он — хоть бы чему-то научился? И что должно было измениться в нашем сознании? ИМХО, он больше жертва амбиций родителей, не захотевших смириться с болезнью сына и не подобравших ему специалистов, которые смогли бы помочь ему корректирующим обучением. Система как раз чем, могла, тем и помогла, смиренно терпела его, не обижала.
ВОТ. о чем и речь. вопрос в том, нужно ли это ребенку?? тут как то читала дневник мамы одной, оа сына с УО тянет в общеобразовательной школе, ибо твердо верит что ему нужен аттестат. ходит на уроки с ним, помогает постоянно, тянет, тянет….а парень пардон, помыться то сам не может, зачем ему какая то там физики и химия, которую он, максимум зазубрит, минимум- вообще не поймет о чем речь?? и аттестат ему этот сроду не сдался, в институт то уж точно с мамой не пустят….а так бы, парень был в своем кругу, общался, и не с мамой за ручку ходил, а с друзьями бы в школе дружил. Получил бы те знания, которые ему действительно пригодятся. Это всё иллюзия нормальности, нежелания родителей принять ребенка таким какой он есть, и бороться всю жизнь с ветряными мельницами. очень жалко таких родителей. еще больше жалко их детей. которые всю жизнь будут чувствовать себя не такими , т.к им не дают возможности быть самим собой, и делать то. что им по силам…
Прочитайте книгу Кэти Летт "Мальчик, который упал на землю". Я не знаю откуда наши взяли инклюзивное обучение, но там, на западе мать все ноги сбила, чтобы пристроить ребенка в спецшколу. Ну и вообще книга на многое открывает глаза — в том числе и на особенных детей.
Учительницы должны учить милосердию, а учителя-мужчины должны ограничивать подростковую и вполне кстати здоровую для этого возраста мальчишескую агрессивность, направлять ее, а не подавлять. В школьном воспитании должен быть баланс, как и в семейном. Я не только против инклюзии, но и против совместного обучения мальчиков и девочек.
Автор права!!
Подпишусь под этим:
—
все, о чем пишет автор, это было обычным делом для того времени. В каждом классе и в каждой школе находился такой "Дима", и учителя этого как бы не замечали, а родители доверяли полностью школе, как части тогдашней системы,которой привыкли верить безоговорочно.
—
Дело не в инклюзии совсем.
Не было бы у автора в классе "Димы" — нашёлся бы другой "особый": слишком глупый или слишком умный, другой национальности, с лишним весом или тощий, с необычным хобби, именем…
И учителя могут влиять на ситуацию. Из того же времени помню даже в пределах района города была пара школ, где дети были заинтересованы и заняты учёбой, а не воссозданием первобытно-общинного строя и выяснением отношений.
"Но мы-то были уверены, что да, нам его жалко, но мы – ДРУГИЕ. Так сказать, принадлежим к более высокому классу"
Это дети тоже не сами придумывают, это закладывается взрослыми (родитель — первый учитель, мнение учителей школы не отличается), а потом подобное мышление молчаливо (или активно) одобряется.
Инклюзия — это процесс, который должны поддерживать все участники, в первую очередь — учителя.
Проблема в том еще, что некоторые родители неправильно воспитывают своих "особых" детей, воспитывают их с ощущением, что им весь мир должен.
Автор точно педагог? Про групповую динамику и школьную иерархию автор не слышала? Некомпетентность педагогов — вот что сломало жизнь Диме, а не инклюзия, не надо валить с больной головы на здоровую.
Отчасти я согласна с автором. Имея ребенка инвалида, и проживая на западе, я прошла как полную инклюзию, так и коррекц. классы. И остановилась на коррекционном классе для своего ребенка с легкой степенью умственной отсталости. И нет, здесь не гнобят, не смотрят косо, наоборот, все дети относились замечательно, помогали, опекали , но это всё перестает быть актуальным с возрастом ребенка….он другой, и он будет другим. И он нуждается в полноценном общении, в настощих друзьях, он должен быть среди своих, там где ему комфортно и там где он один ИЗ, а не один на 30 человек. И я безмерно счастлива, потому что у него появились друзья, он чувствует себя таким же как все, он строит какие то отношения, у него с друзьями какие то общие увлечения, интересы и прочее…..имел бы он это всё учась в общеобразовательном классе среди всех?? нет.потому что дети растут, у них появляются интересы, которые моему ребенку в силу его ограничений как интеллектуальных, так и психоэмоциональных просто не понять. И он больше был изгоем в обычном классе, нежели в коррекционном. Нет, внешне всё хорошо, все добрые и отзывчивые, но все кучкуются своими компаниями, все находят друзей, и моему ребенку именно морально было тяжело с каждым годом. Не иметь полноценных друзей, ребят с общими интересами, постоянно чувствовать что он не дотягивает. А что говорить про Россию?
Инклюзия, это целая система, требующая огромного финансирования, профессиональных педагогов, тьюторов, терапевтов, нельзя просто кинуть ребенка в этот омут, в класс с 30 детьми, только потому что он имеет право. Нужно думать о том, как лучше самому ребенку. и далеко не всегда ему лучше в общем классе. Это то что касается детей с ментальными нарушения. Дети с физическими ограничениями, конечно же должны учится со всеми, ибо у них полноценный интеллект, и они должны получить достойные знания на уровне любого человека. Да и физ. ограничения не мешают заводить друзей, общаться, быть частью этого общества, в отличии от УО. Поэтому России еще очень далеко до инклюзии, в полноценном понятии этого слова, а эти жалкие эксперементы, которые ставят сейчас, только детям во вред.
Давайте не забывать, что наши дети живут в другое время. Да, я тоже училась в советское время и у нас в классе был такой мальчишка, правда он не спился,а стал кандидатом наук. И мне устраивал рабоче-крестьянский класс бойкот и годами я не общалась ни с кем в классе, только потому, что по-другому мыслила, читала книжки. И все это было в тесной смычке с учителями. Никогда такой "изгой", будь он трижды гений, не мог бы быть отличником. Это клеймо на ребенке, которое иногда и сами учителя провоцируют. Я тоже не спилась и скоро защищаю докторскою по вопросам формирования социальности детей в инклюзивной школе… А то о чем говорит автор статьи, оно не к инклюзии относиться, а к групповой динамике в условиях тоталитаризма.
Сегодня мы это должны победить в любом классе. Никто из прошедших через советскую школу не хочет, наверное, чтоб его ребенок обучался в таких условиях. Инклюзия же одна из возможностей сформировать в детях гуманность и грех ею не воспользоваться. Надо не критиковать инклюзию, а учить учителей, а главное будущих учителей, строить отношения в коллективе, воспитывать гуманизм, разрешать конфликты, проявлять толерантность и непредвзятость… Вспомнить работы наших выдающихся педагогов и психологов-коллективистов А.Макаренко, С.Шатского, Л.Выготского, идеи которых были идеологически перевраны… Но главное воспитывать делом.
Студенты в вузе, где я работаю с первого курса занимаются волонтерской работой с детьми с инвалидностью, при чем и с очень сложными. Это конечно заслуга преподавателей, а они выпускники советских школ, но ведь смогли же! Учителя, которыми станут такие студенты, будут знать как учить гуманизму. Они уже сегодня вместе с преподавателями в разных городах Украины проводят семинары для учителей, придумывают массу идей, например, организуют в инклюзивной школе "шефство старшеклассников", проводят "инклюзивный кинотеатр" для родителей!!!! Сегодня жизнь предлагает что-то новое и интересное нам всем, а нашим детям в первую очередь. Давайте не мыслить старыми шаблонами про изгоев, а попробуем сами внутри себя принять каждый своего "Диму" и протянуть руку людям с инвалидностью как равным. И тогда инклюзия не покажется уже таким уж недосягаемым зарубежным "чудом", мы умеем делать многое и лучше чем за рубежом!