Нарушение речи – наиболее частое последствие инсультов и черепных травм. Это расстройство ведет, возможно, к наиболее тягостным переживаниям для пациентов: способность говорить, как правило, восстанавливается дольше, чем двигательные навыки, этот процесс может занять до шести лет, притом не факт, что речь вернется полностью. Логопед центра реабилитации «Три сестры» Татьяна Радостева — о том, каким бывает речевое расстройство и что могут сделать родственники для того чтобы человек как можно быстрее сказал свое новое первое слово.
Различают несколько видов речевых расстройств.
Моторная афазия – это когда пострадавший с трудом произносит (или вообще не может произносить) слова, но понимает речь и может издавать отдельные звуки. При тяжелой моторной афазии речь отсутствует, и даже после полного восстановления могут оставаться затруднения при повторении серии слов, построении сложных фраз.
Сенсорная афазия – это нарушение понимания речи при нормальном слухе и сохранении способности говорить. Такие люди многоречивы, но их речь бессмысленна, наблюдается замена букв, слогов и даже целых слов. «Смысловая» афазия часто сочетается с амнестической, когда человек забывает названия предметов, но описывает их качество и значение, например: ложка – «то, чем едят», ручка – «то, чем пишут».
Тотальная афазия проявляется в полном отсутствии как понимания, так и произношения звуков.
Другим речевым расстройством при инсульте является дизартрия – нарушение произношения звуков из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии речевой мускулатуры. Речь невнятная («каша во рту»), глухая, с носовым оттенком. Слова произносятся с напряжением, искажаются. Дизартрия часто сочетается с нарушением глотания, затруднениями при пережевывании пищи.
Восстановление речи в большинстве случаев не происходит спонтанно. Лечение пациентов с афазией не ограничивается обычной восстановительной терапией (лекарственные препараты, массаж, лечебная физкультура и пр.). Они, как правило, нуждаются в длительной комплексной реабилитации.
Специалисты утверждают, что максимальная эффективность достигается, если начать реабилитацию в первые три месяца после инсульта, отводить на нее не менее 3 -5 часов каждую неделю в течение пяти месяцев и более. В ряде случаев речь может постепенно улучшаться и более чем за шесть месяцев (вплоть до двух лет).
Специфика восстановления речевых функций после инсультов и черепно-мозговых травм
Рекомендуется начинать логопедические занятия уже в первые две недели после инсульта. Наряду с приемом лекарств, нужно посещать занятия с логопедом-афазиологом, провести курсы специального массажа (электростимуляции и физиотерапии при дизартрии). Родственникам даются рекомендации, как стимулировать речевую активность: разговаривать с пациентом, читать ему книги, вместе смотреть телевизор и пр.
Помощь родственников в период восстановления способности говорить
Что делать, если ваш родственник после больницы оказался дома и не получает квалифицированную логопедическую помощь? Чем помочь?
Самые трудные и тяжёлые – это первые месяцы после начала болезни. Основная задача на этом раннем этапе восстановления – это привлечь внимание пациента к речи.
Прежде чем начать занятия, надо его успокоить и обнадёжить, подбодрить. Хорошо, когда в его присутствии обсуждаются такие домашние заботы и события, которые косвенно касаются его самого, но не травмируют его. Это могут быть разговоры о здоровье детей или внуков, о покупке новых вещей и так далее. Полезно привлекать внимание пациента к событиям дня, когда он прислушивается к негромкой и спокойной речи близких ему людей. С одной стороны, он чувствует, что окружен вниманием, что для него делается все необходимое, а с другой, такие беседы стимулируют восстановление понимания речи.
В то же время в присутствии человека, перенесшего инсульт или травму, нельзя обсуждать его речевые затруднения. Напротив, нужно отмечать все его успехи, малейшие улучшения состояния. От такта и чуткости родственников нередко зависит то, как он будет преодолевать свои речевые дефекты. Нередко с человеком, тяжело переживающим свое заболевание, даже близким людям не сразу удается установить контакт. Особенно сложно установить его при сенсорной афазии, так как первое время эти люди часто не осознают своего заболевания, не «слышат» себя, не понимают обращённую к ним речь.
Что могут делать родственники дома?
1) Стараться активно взаимодействовать с пациентом, больше общаться. Очень важен тактильный контакт (поглаживание, рукопожатие);
2) Для развития чувствительности, допустим, в повреждённой руке можно использовать различные по текстуре и плотности предметы (гладкие, шершавые, тёплые, холодные);
3) Если человек не понимает, что вы ему говорите, не молчите у его постели – рассказывайте о чём-нибудь;
4) Просите его что-нибудь сделать. Начните с простых инструкций: открыть-закрыть глаза, подать руку, сжать руку, согнуть ногу в колене и т.д. Если человек легко справляется с простыми инструкциями, тогда можно постепенно усложнять задание: «Покажи сначала правый глаз, а потом левое ухо, далее можно показывать одновременно, возьми ручку и положи её на книгу» и тому подобное;
5) Всё сопровождайте спокойной размеренной речью. Спросите, хочет ли ваш родственник есть? Добивайтесь ответа «да» или «нет», сопровождая речь жестами. Можно сделать карточки со словами «ДА» и «НЕТ»;
6) Читайте ему знакомые до болезни стихи (лучше с позитивным настроением). Пойте вместе любимые песни и старайтесь, чтобы ваш родственник активно включался в этот процесс. Проговаривайте пословицы и поговорки:
— «Что упало, то …. (пропало)»
— «Тише едешь, дальше …. (будешь)»
-«Цыплят по осени …. (считают)» и т.д;
7) Покажите ему цифры, знакомые слова (например имена родных), попросите написать своё имя, число. Если одна рука обездвижена, надо включать в работу другую. Старайтесь каждый день ориентировать его в дате и времени, при необходимости – в месяце и времени года;
8) Попытайтесь добиться выполнения элементарных математических действий (5+5= ?) … Если человек не может назвать правильный ответ, попросите его выбрать из цифр нужную по смыслу.
Восстановительное лечение в реабилитационном центре
Наиболее полное восстановление возможно только в реабилитационном центре, где осуществляется комплексный, мультидисциплинарный подход к решению проблем пациентов, перенёсших инсульт или черепно-мозговую травму.
Мультидисциплинарный подход включает в себя совместную работу квалифицированных специалистов. В эту группу входят невролог, кардиолог, логопед, нейропсихолог, психотерапевт, специалист по двигательной терапии (физический терапевт), эрготерапевт (специалист, помогающий пациентам достичь социально-бытовой адаптации), нейроуролог.
После инсульта сначала восстанавливается движение в более крупных мышцах (верхние отделы рук, ног). Затем начинает улучшаться мелкая моторика (движение в пальцах руки), параллельно восстанавливается речь. Поэтому так важно реабилитировать пациента системно и комплексно.
Родственникам полезно присутствовать на занятиях логопеда, постараться овладеть хотя бы некоторыми наиболее важными приёмами работы.
Практика показывает, что одна и та же форма афазии проявляется у разных людей по-разному в зависимости от их образовательного и культурного уровня, знания языков, особенностей личности. Нередко у разных пациентов отмечаются на первый взгляд совершенно одинаковые речевые симптомы. Но как показывает наш опыт, механизмы этих симптомов отличаются друг от друга. В подобных случаях, несмотря на схожесть речевых расстройств, должны применяться различные методы восстановления речи.
На всех этапах речевой реабилитации пациенты нуждаются в моральной поддержке: в ободряющих беседах, в формировании положительной мотивации к занятиям, в правильном отношении к себе. Восстановление речи требует больше времени, чем улучшение общего состояния. В первые два года после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно регулярно посещать реабилитационный центр (на 1—2 мес.). И после выписки важно продолжать реабилитацию и в домашних условиях.
Желаем Вам успехов в восстановлении и веры в себя и своих близких!
Автор: Татьяна Радостева, логопед Центра реабилитации «Три сестры»
Сайт Центра реабилитации после травм и инсульта «Три сестры»: http://www.three-sisters.ru/
Похожие статьи