Между погремушкой и велосипедом

1. СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мы остановились на том, что после года может наблюдаться некоторое отчуждении малыша от взрослого, однако такая потеря интереса к вам — кажущаяся. Вы по-прежнему привлекательны для малыша, но уже как человек, который помогает знакомиться с окружающим миром и отвечает на вопрос «Что с этим можно сделать?».

Если раньше общение между вами носило чисто эмоциональный характер, то теперь это деловое общение в интересной для малыша ситуации. Теперь все действия малыша направлены на самостоятельное исследование окружения либо на сотрудничество с вами. Рассмотрим эти два направления, подумаем о том, как организовать окружение и какие выбрать игры, чтобы они привлекали вашего малыша.

Исследование окружающего мира

Приведенные ниже советы помогут вам организовать развивающую среду у себя дома, а вашему малышу стать активным и любознательным исследователем окружающего мира. Что же для этого нужно? Прежде всего, сделайте свою квартиру безопасной, но интересной для ребенка. Посмотрите на мир его глазами и решите, что ему интересно и полезно обследовать.

Кухня

Итак, что из имеющегося на кухне можно дать малышу?

Прежде всего, небьющуюся и нетяжелую посуду и утварь: сковородки, кастрюли и крышки к ним, дуршлаг, сито, формы для выпечки печенья. Покажите ребенку, как играть с этими предметами: прячьте мелкие предметы в крупные, продемонстрируйте, как интересно стучать крышкой о крышку или ложкой о дно кастрюли. Обратите внимание малыша, что кастрюли разные по величине и помогите правильно подобрать к ним крышку.

Комната

Она также полна загадочных вещей. В шкафу лежит коробка со швейными принадлежностями, которую нельзя трогать, в углу стоит телевизор, рядом магнитофон или проигрыватель — всего и не перечислишь. Что можно дать малышу и как это можно использовать для его развития?

Кусочки ткани разной фактуры — сложите все в отдельную коробку или сумку и дайте малышу для исследования.
Катушки из-под ниток можно раскрасить в разные цвета. Если малышу трудно нанизывать предметы на шнур, используйте вместо мягкого шнура провод в виниловой оболочке.

Книги и журналы. Малышу нравится рассматривать не только свои книги, но и книги и журналы для взрослых. Вместе рассматривайте картинки в журналах. Выделяйте объекты, знакомые ребенку: собака, машина, папа, мама, малыш, дом и т. д.

Телефон. Все дети проявляют к телефону огромное внимание. Дайте возможность вашему малышу послушать гудки или речь в настоящем телефоне, позвоните бабушке и попросите поговорить с малышом или просто наберите номер «Говорящих часов».
Домик под столом. Двери можно сделать из диванной подушки или накрыть стол скатертью. Возможно, вы решите, что это не дом, а гараж или теремок — все зависит от вашей фантазии и интересов малыша.

Шкафы и тумбочки. Выделите своему ребенку место в шкафу или тумбочке, куда вы вместе будете складывать игрушки и откуда он сам сможет их достать. Еще несколько отделений с неопасными вещами, например с одеждой, малыш тоже может обследовать. Остальные закройте, чтобы не портить себе и ребенку настроение постоянными «нельзя».

Ванная

Стиральная машина. Малыш поможет вам загружать ее. Это, конечно, займет большее количество времени, но принесет вам радость совместного общения. В ванной комнате можно поиграть с водой и постирать.

Прихожая

Зеркало. Вы, наверное, уже заметили, как ваш малыш интересуется зеркалом. Он не просто смотрит на себя, но и «играет» со своим изображением. Не успели вы возразить, а он уже надел на голову мисочку собачки и любуется собой. Ну, что ж, он действительно хорош, особенно если в миске были остатки каши… Вам это не очень нравится? Ваши запреты приведут к обидам, лучше предложите интересную игру с головными уборами. Вы можете снимать и надевать на малыша перед зеркалом шляпу. Можно надеть ее и предложить малышу самому снять.

Обувь. Как бы вы не были против игры ребенка с обувью, вам придется смириться с тем, что ребенок будет стремиться к таким играм и хватать обувь при первой же удобной возможности. Даже если вы проявите бдительность, время от времени вы будете обнаруживать вашего малыша, сидящего на полу в прихожей и играющего с ботинками и сапогами. У вас все та же альтернатива: запреты или признание за малышом права выбора объекта для исследования. Во втором случае, вам потребуется продумать, как сделать игру безопасной для ребенка. Например, можно вытаскивать и вставлять шнурки, застегивать и расстегивать молнию на сапогах, выстраивать всю обувь в ряд и вместе с малышом искать его туфельки и сапожки.

Помогите малышу натянуть на ножки взрослую обувь. Кстати, сделать это намного легче, чем надеть на себя свои маленькие ботиночки, но и большие ботинки будут его первыми шагами в формировании навыков самообслуживания.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

Помимо исследования пространства, можно использовать специально организованные игры-исследования. Для этого подходят так называемые обучающие или дидактические игрушки.

Назовем некоторые из них:

  • деревянные кубики для несложных построек (башен) из двух-трех кубиков — можно загружать кубики в машину и возить;
  • почтовый ящик с двумя разными отверстиями — опускать фигурки в отверстие;
  • пирамидка из трех-пяти колец — снимать и надевать колечки;
  • стаканчики круглой формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • доска с колышками — вынимать и вставлять колышки в отверстие.

Кроме этого, малышу интересны сюжетные игрушки и бытовые предметы: кукла, мишка, зайка, игрушечный телефон, машинка, пластмассовая посуда, расческа, губка, — чтобы играть, подражая вашим повседневным действиям. При этом малыш будет выполнять отдельные игровые действия, еще не объединяя их в цепочку, но вы, участвуя в игре вместе с ним, можете продемонстрировать ему последовательность событий, например, вы «сварили» кашу, ребенок «покормил» куклу, а вы вытерли ей ротик.
Вам пригодятся также предметы для игры с водой: пластмассовые чашки, лейка, водяная мельничка, плавающие игрушки. Благодаря им купание превратится в веселую игру.

Книжки из картона с простыми понятными картинками.

Многие взрослые люди с теплым чувством вспоминают, как слушали чтение интересной книги, рассматривали яркие картинки, уютно устроившись в кресле или на диване рядом с мамой, папой или с бабушкой. Приведем несколько простых советов, которые помогут и вам сделать это время приятным для вас и вашего малыша.

Лучше всего читать книгу в спокойной располагающей обстановке. Сядьте сбоку от ребенка или посадите его к себе на колени.
Откройте книгу и покажите страницу, на которой изображено какое-то животное, например котенок. Назовите его, проимитируйте его мяуканье, погладьте изображенного котика, предложите малышу тоже погладить его. Говорите эмоционально, не бойтесь «переборщить» — маленьким детям это нравится. Покажите у котенка глазки, носик, хвостик. Помогите малышу потрогать названные части пальчиком.

Переворачивая страницу, «застряньте» на полпути. Возможно, малыш поможет вам закончить ваше движение, то есть вместе с вами перевернет страницу.

Читайте книжку столько раз, сколько этого хочет малыш и сколько времени вы можете этому уделить. Постарайтесь закончить до того, как это занятие наскучит ребенку.

Используйте в качестве книг альбомы со сменными картинками. Один из главных недостатков покупных книг состоит в том, что они быстро надоедают. Альбом для фотографий — очень полезная вещь, так как позволяет подбирать яркие и понятные изображения, а также менять их по мере необходимости. Наряду с картинками используйте фотографии самого малыша, других членов семьи, домашних животных и предметов обихода.

Музыкальные игрушки и инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочка.
Большие игрушки для улицы — ведро, лопатка, формочки, машина с кузовом.

Подвижные игры

Если малышу нравится делать специальные упражнения, вы можете проводить их несколько раз в день под музыку. Можно также играть в веселые подвижные игры, которые будут развивать у вашего ребенка все необходимые движения.

«Волейбол». Бросайте малышу воздушный шар, пусть он отбивает его рукой или газетой, свернутой в трубочку. Учите малыша подставлять руки и ловить двумя руками большой легкий мяч.

«Футбол». Покажите малышу, как можно ударить по мячу ногой. Сначала это будет неподвижный мяч, положенный вами прямо перед его ножкой, позже он научится бить по движущемуся мячу.

«Баскетбол». Покажите малышу, как можно забросить мячик в корзину для мусора, ведро, таз или коробку. Поместите емкость на возвышение. Ребенку понадобится потянуться вверх, чтобы забросить мяч.

«Игра в кегли». Вы можете использовать пустые пластиковые бутылки и небольшой мяч.

«Идем по мостику». Предлагайте малышу ходить по доске, лежащей на полу. На прогулке он может ходить по бордюру тротуара, причем особенно полезна разноуровневая ходьба, когда одной ногой малыш ступает по бордюру, а другой — по дорожке.

«Перешагивание» — можно использовать приставную лестнице или стремянку. Положите ее на пол и предлагайте малышу ходить, перешагивая через перекладины.

«Кач-кач» — используются качели или просто доска, лежащая на бруске. Малыша ставят в центре, он может качаться, перенося вес с одной ноги на другую.

«Прыгаем как зайчики». Используйте любую пружинящую поверхность. Это может быть надувной матрас или диван. Возьмите малыша за руки и помогите попрыгать.

Спрыгивание со ступенек. Начните учить этому, используя невысокое возвышение, например тонкую дощечку. Поставьте малыша на нее, станьте перед ним на колени и дайте ему ухватиться за ваши пальцы. Позовите малыша и потяните его вперед.

Ходьба по ступенькам. Как можно больше ходите с малышом по ступенькам. Это развивает силу мышц, координацию движений, учит переносить веса тела и правильно ставить ноги. Сначала учите ребенка подниматься, а только потом — спускаться по ступеням.

И, наконец, мы подошли к тому, что так долго обещали, — к велосипеду. Если у вас есть машинка, на которой малыш может ездить сидя верхом, перебирая ногами по полу, вы можете начать обучение с нее. Учите ребенка залезать на машинку и слезать с нее, устойчиво сидеть на ней, держаться за руль, регулировать направление движения.

Подбор велосипеда. Он должен быть устойчивым, малыш должен легко доставать ногами до педалей, когда они находятся в самом дальнем положении, а руль должен быть расположен близко к туловищу малыша. У сиденья сзади должна быть спинка, а само сиденье должно иметь форму седла.

Обучение езде. Если вы прикрепите ноги малыша к педалям (слабой резинкой, например), а сами будете толкать велосипед, маленький велосипедист на практике поймет, какие движения он должен делать, чтобы вращать педали. Если малыш уверенно сидит на велосипеде, вы можете использовать езду с невысокой пологой горки. Помните, что на первых порах малыш может быть так занят педалями, что будет забывать регулировать направление движения, делайте это за него. Позже начинайте обращать внимание ребенка на управление рулем. Учите его поворачивать руль, меняя направление езды. Наилучшей мотивацией для малыша будет совместная прогулка, во время которой он будет видеть других детей, катающихся на велосипеде.

Вот и всё — теперь вы готовы для участия в нашем велопробеге, и я желаю вам терпения и удачи!

Полина Жиянова,
специалист службы ранней помощи «Даунсайд Ап»

Источник: http://old.downsideup.org/



There are no comments

Add yours

*