Подруга детства примерно месяц назад неожиданно выпала из круга моего общения. В наше время остаться без связи довольно трудно. Нет, подруга не уехала в глухую деревню или в дикое племя попуасов, где не работают ни мобильники, ни интернет.
Она, как и прежде живет в одном из густонаселенных районов Самары, на втором этаже своей старой пятиэтажки. Просто из-за ветхости порвалась параллельная телефонная проводка, идущая в комнату женщины. У нее ДЦП и она уже несколько лет почти не встает с постели.
Телевизор и телефон для нее единственные связи с внешним миром. Остальные электронные радости нашего времени обошли ее стороной. Сначала не было средств на покупку сотового телефона, компьютера, а теперь не стало здоровья, чтобы овладеть ими.
Мы познакомились с ней в начале 60-х, когда нам было года по четыре. Жили в соседних домах, часто гуляли вместе. У обоих был ДЦП разной степени сложности.
Потом их семья переехала в другой район города, в более просторную квартиру. 30 лет мы ничего не знали друг о друге. Уже в 90-е они с мамой прочли мои первые публикации о проблемах инвалидов в самарских газетах и нашли меня.
С тех пор мы регулярно перезваниваемся, делимся радостями, обсуждаем общие заботы. Звоню подруге детства, словно в прошлом веке, по стационарному телефону. Ни о каком Skype она и слышать не хочет.
К сожалению, видеться нам удается редко. Живем мы далековато друг от друга, слишком много усилий требуют такие поездки от наших сопровождающих.
Родителей у моей знакомой уже несколько лет как не стало. За ней ухаживает тетя — женщина довольно преклонного возраста и с соответствующим «букетом» болезней. Тетя с трудом передвигается по квартире. Вызвать телефонного мастера и отодвинуть мебель от стены, чтобы найти повреждение в проводке, — для нее непосильная задача. Так получилось, что помочь им больше некому.
Попробовали они купить дешевый китайский радиотелефон. Но он постоянно разряжается. Да и его мелкие кнопки совсем не рассчитаны на руки ДЦП-шника. В общем, о долгих телефонных разговорах моей подруге пришлось забыть.
Два раза в неделю им приносит продукты соцработник, женщина средних лет. Она, безусловно, в курсе данной проблемы, но это, увы, не в ее компетенции.
Социальный работник у нас может по заказу инвалида что-то купить в магазине, оплатить коммунальные счета, провести небольшую уборку квартиры, подогреть еду. В остальном же нашему брату остается рассчитывать только на добрых людей. Как и 30, и 50 лет назад.
Почему наши службы соцзащиты не помогают своим подопечным в вызове различных мастеров, в контроле за выполнением работ? Ведь известно, как неохотно идут ремонтники к пенсионерам и как безбожно накручивают эти горе-мастера себе «на чай». После такого сервиса у стариков и инвалидов нередко ухудшается самочувствие, им требуются врачебная помощь и дополнительные лекарства. Возрастает нагрузка на госбюджет, а значит, появляются и лишние налоги. Безнравственные поступки часто бывают удобны именно сейчас, но всегда оказываются невыгодными потом.
Один товарищ пообещал мне заехать к моей подруге детства, взглянуть на ее телефонную линию и сделать ремонт, если там не очень сложный дефект. Только когда туда попадет, он не знает. У него много дел и дома, и на работе — все-таки конец года. Да и живет товарищ в другом районе Самары, по пробкам ему добираться часа полтора-два в одну сторону.
Вот так, вроде бы из-за мелочи российские инвалиды нередко становятся оторванными от мира, оказываются робинзонами посреди миллионных мегаполисов. Всему виной, думаю, наши «сирые», плохо прописанные законы, слабо учитывающие реалии сегодняшнего дня.
Знакомая колясочница прошедшей осенью осуществила, наконец, свою мечту – купила стиральную машинку-автомат. Женщина живет одна, и со стиркой были понятные сложности.
Стиралку она покупала в интернет-магазине. На сайте все выглядело красиво и удобно. Несколько фотографий выбранной машинки, сделанные с разных ракурсов, лишний раз убеждали в выборе. Телефонные расспросы менеджера магазина о данной модели только повысили рейтинг машинки в глазах моей приятельницы.
Когда же обновку установили на кухне, выяснилось, что работать с ней с кресла-соляски не очень сподручно.
Удрученная покупательница, конечно же, решила воспользоваться своим правом и вернуть машинку в течение первых двух недель со дня покупки — точнее обменять ее на более подходящую модель. С вопросом о том, как это сделать поскорее, она позвонила менеджеру того самого интернет-магазина. Его ответ был кратким и жестким: «Привозите».
Выслушав доводы клиентки, что помочь ей некому, а нанимать грузчиков и пикап – дешевле купить еще одну машинку, что все равно доставка привезет к ней другую машинку – могла бы забрать эту, менеджер уклончиво пообещал проконсультироваться с начальством и перезвонить. Полтора месяца женщина не притрагивалась к «стиралке», ждала его звонка. Потом стала потихоньку ее осваивать. Большинство функций машинки знакомой, к счастью, поддаются.
Встречал я, увы, немало инвалидов, интернет-покупки которых так и пылятся у них дома без дела. Просто не подошли по каким-то причинам, а сдать ненужные вещи по нашим законам без посторонней помощи им оказалось сложно.
При возникновении интернет-торговли было же ясно, что ей активно станут пользоваться люди с ограничениями по здоровью. Для инвалидов это удобно, да и торговым компаниям выгоден приток постоянных клиентов. Нужны только более четкие условия нашего взаимодействия.
Почему бы не прописать в специализированном законе о торговле особые права для покупателей с инвалидностью, чтобы защитить их от непонимания и просто обмана? Законы должны не столько карать, сколько создавать для всех равные стартовые возможности. Не напоминать людям с теми или иными проблемами об этих самых проблемах постоянно.
Чтобы общество в целом развивалось быстрее и гармоничнее, нужен свободный доступ к его благам каждого. История этому учит. Да мы, видно, плохие ученики, все повторяем одни и те же ошибки.
Казалось бы, давно понятая истина: чем труднее человеку приходится в жизни, тем более значительная поддержка ему необходима, тем больше прав и возможностей ему должно дать законодательство. Тогда многие инвалиды и старики ощутят опору под ногами, станут активнее в жизни, продолжат развиваться в русле собственных интересов.
Сейчас же это часто не имеет смысла. Зачем тратить свои и так невеликие силы, когда все зависит от настроения неведомого менеджера на другом конце телефонного провода?
Можно, к примеру, законодательно закрепить за покупателем с инвалидностью в интернете 2-3 попытки замены крупногабаритных покупок с помощью службы доставки продавца — естественно, за наш счет. Не лишним будет и дать нам право при заказе мелкого товара просить доставку привезти несколько его моделей, чтобы мы могли дома выбрать одну из них, более удобную.
Тогда менеджеры в интернет-магазинах начнут внимательнее относится к разговорам с инвалидами по телефону, охотнее расспрашивать о наших требованиях к покупаемому товару. Что, конечно же, позволит избежать различных неувязок и сэкономить деньги обеим сторонам.
Власти пытаются прописать все наши заботы в законе «О социальной защите инвалидов в РФ», принятом, кстати, в прошлом веке.
Инвалиды — это, пожалуй, особая социальная группа, для представителей которой важен каждый нюанс. А их изложить даже в самом подробном законе сложно. Да и время слишком быстро меняет ситуацию вокруг нас.
Целесообразнее, думаю, вводить в отдельные законы специальные главы, касающиеся прав инвалидов в определенных сферах жизни. Много проблем сейчас возникает у нашего брата в связи с реформами в ЖКХ, медицине и т.д., потому что нет четких механизмов взаимодействия с инвалидами у конкретных работников определенной сферы в конкретных условиях. Всякий бюрократ волен здесь выдумывать собственные правила, а чаще всего ничего не делать.
В общем, получается, как везде сегодня, чем гуще туман, тем больше обман.
Досконально расписанные спецглавы в законах только внесут ясность, помогут инвалидам энергичнее защищать свои права, со знанием дела. Кроме того, подобные нормы легче переписать, скорректировать в зависимости от перемен в обществе, экономике, чем изменять большой, громоздкий закон.
Пока же российские законы не столь совершенны и гибки, не забывайте, пожалуйста, что рядом живут пенсионеры, инвалиды, которым любые ваши внимание и помощь доставят радость. Приближающиеся праздники — хороший повод для этого.
Хотя зачем искать предлог для добрых дел? Их нужно просто делать.
Похожие статьи