Зона отчуждения: Москва закрыта для инвалидов-колясочников и мам с колясками

Часто ли в метро ездят мамы с колясками? А инвалиды-колясочники? Конечно, настоящие инвалиды, а не банда попрошаек, которых на своих руках за ваши же деньги куда угодно перенесут их «добрые и заботливые» работодатели или специально обученные люди. Мало кому попадаются на глаза инвалиды, иногда встречают семейные пары или целые семьи с уже подросшими детьми, которых кто-то (отец или мать, бабушка или дедушка) может взять на руки, а кто-то будет заниматься коляской. И главная проблема как всегда в инфраструктуре, вернее в ее отсутствии. Молодым и не очень, активным, необремененным и сравнительно здоровым людям очень сложно понять, почему такое красивое метро города Москвы абсолютно закрыто для некоторой части его населения.

Проблема начинается даже не с дверей и лестниц внутри. В метро еще надо попасть — спуститься в переход, ведь многие станции не имеют наземных вестибюлей. Немногие переходы оснащены съездами. Кстати, стоит отметить, что съезды в их современном виде недоступны мамам с колясками без группы поддержки и одиночным инвалидам с механическими инвалидными колясками. Они вообще нефункциональны и выставлены больше для галочки. Мамы ищут возможность снести детскую коляску вниз или поднять ее вверх на руках – и тут вся надежда на сильного папу или доброго прохожего. — « А Вы мне не поможете?» Именно с этой фразы, обращенной к проходящему рядом мужчине, начинается путешествие по метро молодой мамы с коляской на Войковской (и еще на очень многих станциях, например, на Юго-Западной, Октябрьском Поле, Щукинской).

Попасть в само метро это тоже проблема: более 40 станции неглубокого залегания оборудованы только лестницами (там просто нет эскалатора). Станции более глубокого залегания оборудованы эскалаторами, но это отнюдь не решение проблемы, например, для инвалида-колясочника. В Москве несколько станций оборудованы лифтами из подземного перехода: Достоевская, Зябликов, Борисово, Шипиловская. При их строительстве был учтен опыт Славянского Бульвара, где есть лифт, но он соединяет уровни станции, а на нее еще нужно попасть. И отношение к этой инфраструктуре двоякое: с одной стороны, действительно москвичам, пользующимся именно этими станциями, стало удобнее. Пожилым, людям с проблемами опорно-двигательного аппарата, сердечникам и, конечно же, мамам – они очень удобны. Лифтом пользуются все, люди экономят силы. Однако четыре станции — это капля в море: ну спустится инвалид на лифте в Зябликово, а дальше что?

А как же перейти с одной станции на другую? Красивые, а иногда витые лестницы, которые действительно украшают наше метро, совсем нефункциональны, как и лестничные пролеты большинства переходов на Белорусской, Киевской, Новокузнецкой и многих других станциях.

Еще маленькая деталь, неведомая непосвященным: проход через турникеты на входе и выходе не рассчитаны по ширине для проезда некоторых детских колясок, а тем более инвалидных. Да, есть специальные расширенные турникеты. Но на Соколе на одном выходе такой турникет есть (со стороны Песчаных улиц), на другом (к Метромаркету) — нет, и таких примеров много, если внимательно присмотреться. Выйти невозможно, а переход через другой вестибюль — это новые проблемы.
На многих станциях в центре новых турникетов вообще нет, конечно, есть специальный въезд около дежурной, но он никак не приспособлен для оплаты проезда.

Метро действительно является зоной отчуждения для малоподвижных групп населения, но не лучше дела обстоят с мостами, которые, например, соединяют разные берега Москва-реки. И как ни странно, старые, давно спроектированные мосты весьма даже пригодны для перемещения по ним, примером тому может послужить Крымский мост. А вот недавно появившиеся в архитектуру города уже вписались, а вот необходимой инфраструктурой еще не обзавелись. Излюбленный москвичами Патриарший мост с прекрасным видом на Кремль и Храм Христа Спасителя заканчивается лестницей, недостроенным, но тщательно охраняемым чопом пандусом, и пока недостроенными эскалаторами.

Мост «Багратион» оснащен пандусами с обеих сторон, и эскалаторами, но опять же, с одной стороны, это лучше чем ничего, а с другой стороны, это решение проблем далеко не для всех.

Еще один мост из недавно построенных, Андреевский, соединяющий Фрунзенскую набережную и Нескучный сад в Парке Горького. Со стороны Фрунзенской набережной есть эскалатор, со стороны Парка его нет, мост выходит в парковую зону, но она очень далека от набережной, где собственно кипит культурная жизнь, и проводятся разные мероприятия для гостей парка. Стоит сказать, что мост оснащен еще пандусами и лифтами, специально для малоподвижных групп лиц, но на кабине лифта есть объявление следующего содержания: «Время ожидания прибывания лифтера – диспетчера от 2 до 7 минут»

Помимо метро и мостов, которые существуют отдельно от определенных групп жителей города Москвы, есть еще некоторые элементы инфраструктуры, непригодные для инвалидов и мам с детьми. Москва — динамичный город, с его улиц уходят светофоры, зато появляются переходы, как подземные, так и надземные. И все повторяется снова: два или три пролета лестницы вверх (или вниз), неработающие вообще или очень медленно работающие лифты из-за отсутствия или нехватки дежурных лифтеров.

Да, Москва — большой город с огромным комплексом проблем, и если посмотреть, он точно не для всех: очень многие отдельные социальные группы сталкиваются со своими частными немасштабными проблемами каждый день.

Конечно, реакция читателей на это может быть очень разная. От циничной: «А куда им, инвалидам и мамам с колясками нужно ехать? Дома пусть сидят» до очень реалистичной: «Некоторым надо еще из подъезда выбраться, а потом уже эти проблемы решать». Это зависит от личной вовлеченности в данную проблему, кто с чем сталкивается, и сталкивается ли вообще.

А вот мнения причастных:

Молодая мама Ольга: «Еду с ребенком к маме на метро только с мужем, одна с коляской не справлюсь, а просить не всегда удобно».

Виктор, инвалид-колясочник: «Для меня это большая проблема, специализированная больница в нескольких станциях метро, прошу знакомых помочь, а лучше, подвезти на машине».

Семья-поломников во время празднования Крещения Руси о станции Кропоткинская, муж-инвалид-колясочник : «Это было испытание, и Слава Богу, мы все прошли».

Пресс-служба мэрии города Москвы вместо комментария посоветовала обратиться к программе развитие транспортной системы города Москвы до 2016 года, где все измеряется в общих понятиях и цифрах: объем перевозок, наполняемость вагонов, протяженность новых линий и дана самая общая информация о замене эскалаторов.

Источник: www.echo.msk.ru



There are 2 comments

Add yours
  1. Станислав

    Да что там метро, когда люди в инвалидных колясках незнают, как домой попасть. Но, скажу честно, с домами уже как то дела налаживаются. Приведу пример. Мой друг инвалид и живёт в пятиэтатажке. Раньше там стоял пандус под таким углом, что по нему его закатывали только здоровые мужики (иначе никак). Потом он купил на сайте "МЕТ" электроколяску, немецкую Отто-Воск. Сам стал по пандусу заезжать, т.к. в ней мощности много. Примерно через 2 месяца как купил коляску, поставили нормальный пандус. Даже смешно немного, закон подлости какой-то.


Post a new comment

*