Леша, тихий и застенчивый парень, кажется, не очень рад новым посетителям, но и агрессивно себя не ведет, занимается в уголке со специальными табличками. Как и многие аутисты, не любит смотреть в глаза. «Он все понимает, только ничего не говорит», — объясняет учитель-дефектолог центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Лариса Семенова.
Где учиться?
В «лабиринтах» центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации есть класс, в котором четверо детей имеют аутистические нарушения. У каждого свое рабочее место, на стульях наклеены фотографии и подписаны имена. Лежат альбомы для развития общения, висит расписание дня из последовательных изображений, дощечки для развития мелкой моторики. Спецкласс существует уже восемь лет. Детей учат различать и выражать эмоции, общаться, заниматься в коллективе.
— Дети с аутизмом могут учиться и в обычной школе в интегрированных классах. Но только при создании определенных условий, поскольку имеют особенности. Родители должны приспособить их поведение к учебе в классе, — считает педагог-психолог центра коррекционно-развивающего обучения и развития Ольга Шульга.
Если аутисту что-то не нравится, он может прыгать, кричать, кружиться вокруг своей оси, ходить на носочках, потрясывать кистями рук, закрыть уши или выключить свет. Эту реакцию способны вызвать: большое помещение, незнакомые люди, шум, любой непривычный предмет или действие.
Время — золотой запас на первом году жизни
Жанна рассказала, что ее сыну Паше поставили диагноз «аутизм» в 8 лет, до этого говорили о задержке психического развития. Паше уже 18. Он выпустился из центра два года назад. За время учебы у парня открылся талант к пению, выступал даже перед большими аудиториями. В центре его научили смотреть в глаза, общаться с окружающими. Однако он до сих пор не реагирует на незнакомых и говорит о себе в третьем лице.
— Если бы сыну сразу поставили верный диагноз, то и коррекция проводилась бы другая, нужная именно ему, — считает Жанна.
Многие родители откладывают поход к неврологу или психологу до последнего. Но может быть уже поздно. Специалист заметит аутистические проявления уже с седьмого месяца жизни малыша, объясняет Ольга Шульга. От того, когда выявят расстройство, будет зависеть дальнейшее развитие ребенка. Важно не пропустить период до трех лет, когда личность лучше всего поддается коррекции. Тогда можно помочь ребенку чувствовать себя лучше в мире людей, который для аутистов непредсказуем и пугающ.
— Время — золотой запас на первом году жизни. Именно родители отвечают за здоровье своих детей, — уверена психолог.
Чем отличаются аутисты?
Обращаться к специалистам нужно, если ребенок не развивается согласно норме (не реагирует на звук в один месяц, сам не переворачивается в три месяца, не начинает делить людей на своих и чужих после семи, не садится в восемь, не начал говорить к десяти месяцам, не ходит после года). Дети-аутисты отличаются от сверстников тем, что не выражают эмоции (не улыбаются при виде знакомого) и не понимают их (не смеются при просмотре мультфильма), бурно реагируют на изменение привычных вещей (манная каша не с вареньем, как обычно, а с медом), маршрутов (по дороге домой зашли в магазин), ритуалов (мама одевает сначала шапку, а не ботинки), начинают кричать в больших магазинах, не смотрят в глаза.
«Мы стали учиться с этим жить»
Андрей, отец 14-летнего Ивана, парня с аутизмом и глухотой, считает, что особенным детям нужно находиться в коллективе. Там они учатся взаимодействовать друг с другом и начинают подражать здоровым. Он говорит, что при таком нарушении, как у его сына, трудно ожидать больших продвижений:
— Вначале мы разными способами пытались преодолеть заболевание, а потом стали учиться с этим жить. Иван маленькими шагами делает успехи. Теперь, например, он больше радуется другим людям.
Когда общество «довзрослеет»
Заместитель главного врача Гродненского областного клинического центра «Психиатрия – наркология» Сергей Букин считает, что обучение детей-аутистов в общеобразовательных школах станет возможным, когда общество «довзрослеет», чтобы принять таких «неудобных» детей, и изменит свой привычный мир в их пользу.
— Эти дети особенные. Когда мама ведет в детский сад по новому маршруту, а не привычным путем, ребенок может начать кричать, чем, скорее всего, напугает прохожих. Не только окружающие не готовы сегодня спокойно реагировать на детей с особенностями, но и родители не всегда понимают, что для таких детей важнее не новое, хоть и более полезное, а привычное, — говорит Сергей Букин.
Специалист отметил, что сегодня по разным причинам не всем детям с аутизмом оказывается психиатрическая помощь. Во-первых, не всегда родители приводят ребенка на комиссию, боясь диагноза. Во-вторых, необходимо взаимодействие поликлиник, детских садов, школ, коррекционных центров, психиатрического отделения на другом уровне, чтобы информировать родителей и мотивировать их искать помощь у специалистов, а не справляться своими силами.
* Имена детей изменены
Справка «ВГ»
По информации заведующей детским садом № 62 на улице Калиновского Людмилы Матусевич, на сегодня существует единственная в городе дошкольная группа детей с аутизмом — в их детсаде. Она открылась в сентябре прошлого года. Сейчас ее посещают семеро дошколят в возрасте от 4 до 6 лет. По данным ЦКРОиР, в Гродно 19 детей с диагнозом «аутизм», а в области — 42 ребенка (в 2007 их было 12 по области).
В тему
При центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) на БЛК в прошедшем учебном году открылся ресурсный центр помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их родителям. Он помогает дополнительно обследовать таких детей, как Леша, и проводить с ними индивидуальные коррекционные занятия. Открылся и родительский клуб «Виктория». Здесь готовы обучать родителей тому, как развивать детей, лучше понимать их.
Марина Харевич, Вечерний Гродно
Читать полностью: http://news.tut.by/society/410915.html
Похожие статьи