Зевс в помощь! Несколько мыслей о выставке «Акрополь»

В одном из интервью бывший министр образования Андрей Фурсенко оговорился и заявил, что задачей государства является создание общества идеальных потребителей. Эту фразу помнят многие — в ней слишком много правды. Идеальные потребители уже выросли, и вся огромная шоу-индустрия работает на них. Их не особенно беспокоят беды и счастье этого мира, они выше любого из искусств. Благодаря им бесконечное количество изданий занято советами о том, как и во что лучше одеться, где поесть и что посмотреть.

Недавно я увидела на Facebook свежее фото с открытия фестиваля «Без границ». В рамках фестиваля было представлено фотопанно в античном стиле с десятью лежащими людьми, у каждого из которых отсутствовала рука или нога. Работа была выполнена прекрасно, отчего вызывала еще большее недоумение. Как это фото вообще попало на мероприятие, посвященное интеграции инвалидов? Неужели его автор думал, что такая работа способна изменить сложившийся стереотип общества в отношении инвалидов?

Прогулявшись по Интернету, я выяснила, что автор фото — Янина Урусова, а идею данного произведения навеял ей плакат некой реставрационной компании с изображённым на нем фрагментом Пергамского алтаря. Автором двигали исключительно высокие мысли и чувства. «В одно мгновение в моей голове сложилась связь между античными статуями, перед чьей красотой в нашей культуре принято преклоняться, и телами людей с инвалидностью, от которых мы предпочитаем отворачиваться. — цитирую Янину Урусову. — Это визуальное сходство породило идею о том, что через параллель с красотой античных статуй можно предложить посмотреть на людей с «иными» телами по-новому: без страха и неприязни перед этой «инаковостью». Мне кажется, так можно поменять привычное восприятие людей с «иным» телом, исторически сложившееся в нашем обществе (и не только в нашем)».

В современном искусстве и дизайне существуют такие понятия, как стилизация и актуализация. В этом случае берутся основные черты уже существующего стиля, добавляют немного современности (к примеру технику исполнения которой не было в античности – фотография),  получается повтор выполненный в заданной стилистике с привнесением современных черт – яркий представитель постмодернизма, где одним из стилеобразующих качеств является художественное заимствование. Существует много известных работ, где этот прием работает на замысел художника. Но в случае с фото-плакатом на выставке “Без границ” и, зная цель, с которой он создавался,  удачной синергии не случилось, игра со cтилистическим приемом сделала результат ничтожным.

Греческие скульптуры в большинстве своем дошли до наших дней с теми или иными повреждениями, но изначально были созданы скульпторами с головами и конечностями, поэтому в нашем сознании с детства заложен стереотип, что повреждения в данном случае – всего лишь результат работы времени. Когда я в детстве спрашивала, почему у красивой тетеньки в музее нет рук, родители отвечали, что они раскололись и их потеряли. Такое объяснение было понятным, и я не считала статуи инвалидами. Благодаря такому сложившемуся стереотипу никого не смущает отсутствие руки у Гермеса и даже головы у сатира, наливающего вино. Статуи уже совершенны в нашем сознании, так как сознание «помнит», что изначально они были созданы с руками и ногами. В результате, автор барельефа на выставке удачно сыграла на этом стереотипе. Но невозможно сыграть на одном стереотипе, чтобы разрушить другой. Благородная цель поменять сложившееся восприятие общества людей с иными телами потерпела, на мой взгляд, полное фиаско.

Очевидно, что античность уж слишком далека от наших дней, а возвышенная идеализация присущая греческим скульпторам тоже никак не вписывается в жесткие рамки времени, где инвалидов гораздо чаще представляют грязными попрошайками, а не греческими богами. Наивно думать, что, создавая в рамках социальных проектов красивые картинки, идеологически построенные на стереотипах, можно что-то менять в больном равнодушием обществе. Или это очередная попытка никак его не напрячь и не расстроить, поддержать свободное скольжение по поверхности? Если так, то такая попытка вполне увенчалась успехом. В несуществующей реальности существуют нереальные люди без инвалидных колясок и костылей, в одинаковых белых тогах…они никого не смущают своей стерильностью и выхолощенностью.

 

***
Месяца три назад я забрала маму из больницы и везла ее в инвалидном кресле по Невскому проспекту. Ни на один из существующих пандусов я не могла завезти инвалидное кресло без помощи посторонних. Мало кого это волновало, зато какой-то незнакомый прохожий,увидев нас, бросился фотографировать беззастенчиво тыкая камерой в наши с мамой лица.
Видимо ни над мамой в инвалидном кресле, ни над прохожим греческие боги не властны, их архаический пафос и ценности крайне далеки от нашей скромной жизни с неработающими пандусами, труднодоступными билетами на поезд, общественными насмешками и истеричным телевизионным весельем.

 



There are 3 comments

Add yours
  1. Валерия

    Автор статьи верно разглядел реальность так цинично скрытую под социально значимым событием, направленным якобы на благо инвалидам в нашем обществе. Я читала другие рецензии на эту работу, удивительно но ни одной мысли по поводу цели проекта и ее реализации я не увидела- никто не понял что это и зачем.. Такое ощущение что зрителя используют, манипулируя им. Спасибо автору за статью, после которой есть над чем задуматься.

  2. Елена

    Чтобы активистам и отдельным людям легче было бороться за улучшение окружающей среды, ее приспособления для тех людей, у которых есть дополнительные потребности в комфорте и доступности, чтобы государственная машина не казалась такой неприступной и каждый отдельный чиновник, ответственный за помощь обратившемуся к нему человеку, помогал, а не ставил палки в колеса — для этого сознание такого человека должно быть открыто по отношению к человеку с инвалидностью, оно должно быть незамутненным предрассудками и прочей мишурой, мешающей ему открыто воспринимать людей с физическими ограничениями. Тогда он, возможно, отнесется к другим с бОльшим вниманием и готовностью помочь, и когда к нему придут с просьбой выделить средства на очередной пандус или другое оборудование, финансирование лечения или лечебного учреждения, то он реально поможет, а не отложит всё в долгий ящик. Потому что будет иначе воспринимать людей с инвалидностью. Я думаю, проект в том числе и для этого…

  3. Игорь Лунёв

    И ещё вспоминается, как на самом деле поступали в античные времена с реальными инвалидами детства в греческих полисах — не только в Спарте.


Post a new comment

*