Выйти из дома и покатиться. В Твери проектируют суперколяску для инвалидов

В России почти не увидишь на улицах людей с ограниченными возможностями, они вынуждены сидеть дома. Доступная среда, несмотря  на многочисленные обещания властей, развивается крайне слабо.

Недоступная среда

Инвалиду-колясочнику довольно непросто передвигаться по городу из-за высоких бордюров, разбитых тротуаров и отсутствия пандусов на ступенях многоэтажных домов. К основному средству передвижения инвалидов также много вопросов. Инвалидные коляски производятся в основном в США, Германии, Израиле и Китае, запчасти найти архисложно, а цена, внешний вид и эргономика и вовсе оставляют желать лучшего. Группа единомышленников из Тверской области – Павел Пылёв, Илья Холодов, Павел Столяренко, Сергей Крылов и Светлана Козлова – решила объединиться для создания социального проекта, полезного не только для нашей области, но и для России в целом. Проект развивается под эгидой вице-спикера Госдумы Владимира Васильева, депутата российского парлемента от Тверской области.  В Твери хотят наладить производство удобных недорогих колясок, а также хэндбайков и смежного оборудования для людей с ограниченными физическими возможностями.

Раздвинуть границы

Всё началось с идеи жителя Селижарова Павла Пылёва. Павел получил инвалидность в 1992 году, однако он стремится жить активно, занимается спортом, социальными проектами. В своём гараже с помощью подручных средств Павел сделал хэндбайк, на котором он проехал не одну тысячу километров по району и области. На обычной инвалидной коляске осуществить столь смелые стремления выполнить было бы невозможно, но хэндбайк раздвигает границы. Кроме скоростных качеств, он обладает неплохой проходимостью, что особенно важно для эксплуатации в наших условиях тотального бездорожья.

– Я создал свой первый хэндбайк в 2004 году в личном гараже. Конечно, он здорово уступает импортным промышленным образцам, но и на такой машине мною успешно пройдено несколько тысяч километров прогулок, туристических походов и спортивных соревнований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 10% инвалидов нуждаются в кресло-коляске. И если потребность инвалидов в комнатных и прогулочных колясках удовлетворена практически полностью, то потребность в велоколясках в целом по стране не удовлетворена вовсе. Считаю, что это недоразумение необходимо хотя бы частично устранить в рамках нашей области. Хэндбайк позволит привлечь инвалидов к активности, выведет их из четырех стен. Ведь свободу больше всего ценит тот, кто ее лишен, а я испытал это на себе, — рассказывает Павел Пылёв.

Промышленное решение

Павел Пылев является многократным чемпионом и призером областных и всероссийских соревнований, а ныне является руководителем хэндбайк-движения в Тверской области. Павел обратился с идеей создания тверского хэндбайка к Владимиру Васильеву, а также депутату Тверской гордумы Илье Холодову. Он готов активно продвигать проект по производству удобных колясок, велоприставок к инвалидной коляске, а также «трайков» (трехколесный веломобиль, приводимый в движение руками. – Прим. ред.).

Планируется, что титановые и алюминиевые рамы для колясок и хэндбайков будут произведены на мощностях ТВЗ, в перспективе серии это может дать пусть небольшую, но всё же работу для завода, пребывающего на грани массовых увольнений из-за отсутствия заказов.

– На этой неделе мы собираемся ещё раз встретиться с руководством ТВЗ, чтобы обсудить проект более предметно, — поясняет депутат Тверской городской думы Илья Холодов. — Сейчас основная задача на лето — создать опытные образцы, их обкатать, понять преимущества и недостатки.  После доработки образцов необходимо решить вопрос с сертификатами и патентами. Есть понимание рынка этих колясок-байков, кто и за какую сумму может их приобрести. Сегодняшняя интернет-торговля в перспективе позволит продавать коляски по всей России. Цена будет доступной.

Кроме ТВЗ в создании первых образцов, а в перспективе и серии устройств для людей с ограниченными возможностями примут участие и механики магазина «Веломир», одним их них является Павел Столяренко:

– Хэндбайк – это то, к чему должны в итоге прийти наши совместные усилия, а пока идёт проектирование инвалидной коляски. Она должна стать дешёвой, удобной, компактной, эта коляска будет ремонтно-пригодной, на неё можно будет легко найти запчасти.

Бывает, что в наш магазин приносят коляски, люди не могут их починить, потому что не знают, где взять запчасти. Некоторых деталей просто нет, а некоторые выпускаются таким маленьким тиражом, что их невозможно добыть. Важно, чтобы коляска могла проходить в лифт, чтобы на ней можно было передвигаться по бездорожью, грунту. Кроме того, будет заложена возможность быстрого подсоединения к коляске передней части с колесом и механическим приводом. Таким образом, коляска сможет трансформироваться в хэндбайк, что существенным образом повысит мобильность человека и поможет ему покрывать значительные расстояния. Предполагается создание задней части скоростного хэндбайка – «трайка». Передний съёмный привод можно будет легко подсоединить как к коляске, так и к задней части «трайка». В итоге из трёх функциональных модулей колясочник сможет получить три функциональных устройства. На ТВЗ создадут раму из алюминия или титана, а далее мы навесим велосипедную составляющую, сидения, чтобы из нашего магазина вышел готовый экземпляр, на который можно сесть и поехать, — уверяет механик.

Механик магазина «Веломир» Павел Столяренко взялся за проект по личным причинам. Его восьмилетний сын имеет инвалидность. Механик сделал для своего ребёнка прогулочную коляску, а также реабилитационный велосипед:

– Я занялся этим, потому что проблема касается меня лично. Ребёнка нужно ставить на ноги, сначала мы попытались где-то купить реабилитационный велосипед и коляску, но по квотам таких велосипедов никто не даёт, они есть, они рекомендованы, но никто их не даёт, потому что они не прописаны в законе. Делают такие велосипеды в Германии и в Израиле. Самый дешёвый стоит порядка 2 тысяч евро. Не всем это доступно.

Если хэндбайк, съёмный привод  и коляска не будут прописаны в законе как средства для реабилитации инвалидов или для людей, потерявших физическую активность, и не будут компенсироваться для инвалидов по бюджету, то можно проект не начинать… Потому что цена изделия достаточно высокая и ни один инвалид не сможет себе это позволить. Это должно быть в законе, но и просто так раздавать нельзя, потому что тогда возникнет соблазн взять на всякий случай, что называется, «надо-не-надо». А другому человеку, кому эта коляска окажется необходима, просто не достанется.

Человек с ограниченными возможностями должен изъявить желание, заплатить символический процент, а остальное компенсирует государство.

Прежде чем появится серия новых колясок, пройдёт достаточно много времени: нужны испытания, доработки, а затем необходимо подключаться законодателям, чтобы сделать такие коляски доступными для инвалидов, включить их в социальное страхование. Сейчас основная задача – создать опытные образцы и отвезти на испытание Павлу Пылёву, чтобы он протестировал их на разных покрытиях.

Павел Кириллов

Источник: eTver



There are no comments

Add yours

*