Выставка «Акрополь»: красота и инвалидность совместимы

Бывает, что очевидная мысль десятилетиями остается невысказанной. Но стоит ей прозвучать, как все ахают: «Как же я сам до этого не дошел?!»… Именно такая идея пришла в голову генеральному директору Культурного центра «Без границ» Янине Урусовой, когда она смотрела на изображение Пергамского алтаря. Идея проста: античные статуи, которыми мы любуемся в музеях, – инвалиды. У кого-то нет рук, ног, даже головы (вспомните Нику Самофракийскую!) Такими их (как, кстати, и большинство настоящих инвалидов) сделало время. Тем не менее, для нас они прекрасны, потому что мы столетиями приучены видеть в них красоту. Почему же мы не замечаем их дефектов? Да просто из-за того, что для большинства понятия «красота» и «инвалидность» несовместимы.

Так родился фотопроект «Акрополь: как я нашел свое тело». По словам Янины, его цель –  помочь зрителям увидеть красоту людей с ампутацией или врожденными дефектами конечностей. «Каждый из нас должен задуматься о себе, о своих страхах по отношению к другим. Мы можем бояться чего угодно: иной расы, возраста, цвета кожи, убеждений, пола, иного тела или манеры говорить. Хотелось бы, чтобы этого “другого” тела перестали бояться, чтобы связанные с ним негативные стереотипы отошли в прошлое и чтобы люди с особенностями строения тела перестали чувствовать себя маргинальной группой, отторгаемой обществом.  Наш главный метод — разными способами делать так, чтобы инвалидность перестала быть невидимой, а люди с инвалидностью — людьми, которые должны прятаться и не попадаться на глаза».

Следует оговориться: на проекте не было дряблых, расплывающихся или, напротив, анемичных фигур. Все модели молоды, большинство занимается спортом. Под вспышками софитов предстали люди, достойные изображать греческих богов. Кстати: для того, чтобы просто выдержать работу над проектом, от них потребовались немалые усилия. Сначала участников четыре часа гримировали под греческие статуи. (Напомню тем, кто не знает: большинство греческих статуй изначально были раскрашены.) Затем столько же продолжалась фотосессия. «Первые два часа было весело, все хохотали, – вспоминает участник проекта Алексей Петров. – Но потом начало затекать не только тело, но и мысли, так что под конец было совсем тяжко…»

Но, оказывается, даже это сыграло на руку организаторам проекта. «Когда лежишь четыре часа, – подметила продюсер Елена Каширская, – в определенный момент становишься правильно задумчивым…» Этот-то момент и ловила фотограф Ирина Бордо. Результат – удивительная одухотворенность героев, подтверждающая избитую истину: красота человека – не только свойство внешности, но и отражение внутренней гармонии.

Участники проекта

Открытие фотовыставки «Акрополь: как я нашел свое тело» в Москве пришлось на разгар паралимпиады, но, несмотря на это, зал был полон. Значит, тема интересна, и усилия энтузиастов Культурного центра «Без Границ» по привлечению к ней внимания общества дают свои плоды.  Отдельный комплимент заслуживает выбор места – приспособленных под выставочный зал производственных помещений Центрального телеграфа на Тверской. Красота людей на фотографиях странным образом гармонировала с огромными окнами и зачищенными до голого кирпича стенами.

Организаторы проекта опубликовали на своем сайте отзывы известных деятелей культуры. Вот наиболее интересные:

Валерий Панюшкин, телеведущий, писатель, журналист: «Я вот в последнее время часто разговариваю про искусство и про жизнь с тринадцатилетней дочкой. Ей бы я сказал, что есть вещи, которые что-то пережили. Картины, на которых полопалась и потускнела краска, полуразрушенные здания… И про людей: тоже очень часто бывают интересны их несовершенства. Они часто даже интересней совершенств. Фигура рожавшей женщины. Шрамы воина. Морщины старика. Я бы сказал дочке, что самая безупречная на свете вещь — это чупа-чупс. Однако же есть вещи интереснее чупа-чупса. Это в пять лет еще не понятно. А в тринадцать уже понятно».

Ирина Прохорова, радиоведущая, главный редактор «Нового литературного обозрения»: «Фотопроект “Акрополь” — важнейший социальный проект. Именно из  таких инициатив и формируются основы гражданского общества. Смотрите внимательно и доброжелательно,  преодолевайте застарелые предрассудки об инвалидах, бытующие в нашем обществе. Эти люди прекрасны, несмотря на постигшее их несчастье. Подлинное милосердие – это не рыдание над увечьями, а признание за инвалидами права на полноценную, радостную, созидательную жизнь».

Рауф Мамедов, художник: «Много лет назад, будучи еще студентом ВГИКа, я поехал в Матвеевское. Я поехал к поэту Арсению Тарковскому. В то время он вместе Татьяной Алексеевной жил в Доме ветеранов кино. Андрей Тарковский, сын Арсения Тарковского, уже год как работал в Италии, поговаривали, что он может не вернуться в Союз. Арсений Тарковский был немногословен, с отсутствующим лицом полулежал в кресле. Татьяна Алексеевна то и дело заботливо поправляла теплый плед на ногах мужа. После как-то разговорились. Потом появилась целая делегация благодарных каракалпакских литераторов, которых переводил гениальный поэт. В какой-то момент Арсений Александрович наклонился ко мне и доверительно сказал:

— Ноги болят, особенно та, которой нет.

Что за чертовщина, подумал я. Признаюсь, я тогда и не знал, что под теплым пледом укрыта только одна нога, вторую ногу Арсений Александрович потерял на последней великой войне.

Про мучительные фантомные боли я узнал позднее. Как и многое другое.

Конечно, мы можем не замечать людей с ограниченными возможностями, делать вид, что таковых и вовсе нет. Все так. Именно, делать вид. Ведь нам, здоровым, на самом деле никак не справиться с нашей фантомной болью за них. Никак. И слава Богу. Это, я думаю, как дар божий. Фантомная боль как наша коллективная память и совесть.

Мне кажется, выставка “Акрополь” об этом».

Выставка «Акрополь» будет работать в выставочном зале на Центральном телеграфе с 20 по 25 марта, так что у москвичей еще есть шанс туда попасть.

Источник фото: http://acropolis-now.org/

 



There are no comments

Add yours

*