Проект Добро Mail.Ru совместно с Фондом «Общественное мнение» провел полномасштабное исследование о помощи взрослым в России. Возможность оказания помощи взрослому тяжелобольному или человеку с инвалидностью не допустил практически никто. В ходе исследования удалось выяснить, как влияют возраст и социальная дистанция между людьми на желание помочь, а также что удерживает россиян от поддержки тяжелобольных взрослых людей и как изменить ситуацию.
Исследование проводилось в мае – июле 2015 года в виде репрезентативного телефонного опроса россиян (всего в выборку вошло 533 респондента) и работы с онлайн-фокус-группами (люди, попадавшие в сложные жизненные ситуации; люди, имеющие опыт оказания помощи детям и старикам; люди, не имеющие опыта оказания помощи кому-либо).
Результаты исследования показали, что в России не сформирована традиция помощи взрослым. Возможность оказать помощь исключительно взрослому человеку допустили лишь два респондента из 533. Даже те, кто имеет опыт помощи взрослым, отвечая на вопрос о потенциальных адресатах помощи, чаще выбирали детей (24% из них помогли бы детям, и лишь 1% — взрослым).
Знакомым взрослым людям россияне помогают гораздо более охотно, чем незнакомцам (43% против 24%). Совсем иная ситуация с детьми: доля респондентов, которые оказывают помощь незнакомым малышам (46%), почти в два раза больше, чем доля тех, кто помогал незнакомым взрослым. Возможно, это связано с тем, что призывы о помощи детям в СМИ и социальных сетях встречаются значительно чаще, чем о помощи взрослым, говорится в исследовании.
«Тема помощи взрослым людям касается каждого жителя нашей страны старше 18 лет, потому что каждый из нас может оказаться в ситуации, когда помощь необходима. Но оказывается, для каждого второго россиянина важен возраст адресата помощи. Кажется, что прежде чем помочь, мы спрашиваем «Сколько тебе лет», а узнав, что нуждающийся в помощи старше 18, отказываем ему. Взрослым по сравнению с другими возрастными группами намерены помогать в самую последнюю очередь. Менять эту ситуацию просто необходимо», — говорит руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.
В 2013 году Добро Mail.Ru и Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провели онлайн-исследование «Отношение к благотворительности в России», в ходе которого выяснили, что взрослым наши сограждане готовы помогать лишь в пятую очередь: после помощи детям, старикам, животным и экологическим проектам.
«Мы видели, как тяжело найти помощь взрослому и на примере проектов на Добре Mail.Ru, когда старались продвигать проекты помощи фондов «Живой», «ОРБИ» и других. Нам было очень важно понять, почему мы настолько низко ценим жизнь таких же, как мы сами, взрослых людей. Так родилась идея нового исследования, которое мы провели совместно с Фондом «Общественное мнение» и завершили в конце 2015 года», — рассказала Александра Бабкина.
Исследование позволило не только определить особенности помощи тяжелобольным взрослым людям в России, но и выявить особенности самоощущения взрослых в России, оценить их уровень защищенности. Важной частью исследования был опрос людей, когда-либо попадавших в сложные жизненные ситуации. Лишь 7% таких респондентов обращались за помощью к государству и только 3% получили ее. Участники фокус-групп отмечают, что наиболее слабый уровень защищенности обеспечивает государство.
Большинство опрошенных в ходе фокус-групп в первую очередь ждут помощи от родных (86%) и друзей (69%). Менее четверти респондентов рассчитывают на незнакомых людей (23%), и лишь каждый пятый — на благотворительные фонды. Основными причинами того, что люди не обращаются за помощью к НКО, являются недоверие к благотворительным организациям и неосведомленность. Россияне мало знают о деятельности фондов и пока не воспринимают НКО как источник потенциальной поддержки, информации и помощи для них самих в трудной жизненной ситуации.
Участники фокус-групп, имеющие опыт помощи, отмечают, что в России считается нормальным подход «помоги себе сам», а люди без опыта помощи считают, что в нашей стране принято помогать в определенных случаях – например, знаменитостям. Респонденты знают и понимают, как сложно нуждающемуся взрослому человеку получить помощь, и при этом не помогают, следует из результатов исследования.
Самыми распространенными источниками обращения за помощью и ее получения также являются родственники и друзья. 41% опрошенных просили помощи у родных и почти половина (45%) ее получили. К друзьям обращались 22% респондентов, получили от них помощь 18%. Более трети респондентов (38%), попав в сложную жизненную ситуацию, не обращались за помощью ни к кому.
В целом, по мнению респондентов, помощь, на которую может рассчитывать взрослый человек, зависит от того, в каком социальном окружении он находится, и от усилий, которые он может и готов прилагать для поиска. Некоторые участники отмечают, что начать искать помощь и обращаться с просьбами о ней тяжело психологически, так как благотворительность в России пока не является нормой, говорится в исследовании.
Одной из целей исследования было выяснить, что мешает россиянам помогать взрослым, почему так много людей этого не делает. Среди главных причин — недоверие к благотворительным фондам и сообщениям о необходимости помощи, боязнь мошенничества. Среди других факторов, названных респондентами в ходе фокус-групп: общее снижение уровня эмпатии и внимательности людей к проблемам друг друга; недостаточность информации о фондах, низкий интерес к ним; стереотип о самостоятельности взрослого человека, представление о том, что он обязательно обладает финансовыми и социальными ресурсами, самодостаточен.
Помогать мешает также уверенность в том, что «дети – будущее», а взрослые сложно поддаются восстановлению и изменению, и общая установка на неоказание помощи без вознаграждения и получение пользы для себя (антиальтруизм). Кроме того, у респондентов есть опасение, что акт помощи будет понят неправильно. Также у них есть представление о том, что помогать нужно только большими суммами денег, а представление о трудностях, с которыми сталкиваются люди, попавшие в сложные жизненные ситуации, зачастую некорректны.
Побудить россиян помогать взрослым может развитие социальной рекламы и пропаганда волонтерства и благотворительных фондов как институтов оказания помощи. Люди будут помогать охотнее, если повысится их уровень доверия к благотворительным фондам (этому будет способствовать повышение прозрачности информации о работе фондов), считают эксперты.
«Сегодня мы рассматриваем результаты исследования, статистические данные как основу, импульс для новых спецпроектов и материалов, которые будут нацелены на работу с разными аудиториями, чтобы изменить статистику помощи взрослым в России», — говорит руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.
Ознакомиться с результатами исследования и узнать истории взрослых людей, которым нужна помощь, можно на charitystats.mail.ru.
Источник Агентство социальной информации
Похожие статьи