Невесёлая хроника путешествия в инвалидной коляске
Написать о нелёгких буднях инвалидов-опорников (опорники – люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата) мне предложили знакомые из Всероссийского общества инвалидов. Я слышал, что существует программа «Доступная среда», моей задачей было узнать о ней подробнее.
Привычно начал собирать факты, но дело не продвигалось. Я понял, почему. На жизнь инвалида я смотрел с позиции здорового человека, и тогда Саша Васильев, заместитель председателя общества инвалидов, предложил мне сопроводить колясочника. Я решил: для чистоты эксперимента в коляску сяду сам.
Колёсная история
Коляску нам одолжили в центре реабилитации, основанном обществом с ограниченной ответственностью «Фонд программ».
— Наша задача — консультирование инвалидов, лоббирование их интересов, — объяснил генеральный директор Константин Стогов. — Мы помогаем подобрать людям средства реабилитации, составить жалобу на их качество.
До недавнего времени инвалид мог купить коляску и рассчитывать на компенсацию независимо от того, где коляска произведена – в Германии или Дании, России или Китае. Сегодня существует иной механизм. По закону о поставке товаров на государственные нужды, принятом в 2005 году, проводится аукцион. В целях экономии бюджетных средств выигрывает тот поставщик, который предлагает качество по более низкой цене. Судить, хорошо это или плохо, трудно. Но ООО «Фонд программ» был основан в ответ на решение правительства, как одна из альтернатив государственным структурам.
Эх, российские подъезды
Идея начать мою одиссею со второго этажа многоэтажного дома отпала сразу же. Едва я уселся в коляску, как увидел в полутьме подъезда дюжину ступеней, ведущих вниз. Меня взяла оторопь. Желобов для спуска нет, преодолеть без них лестничный пролёт опасно.
Значит, поедем на лифте. Но, увы, коляска не проходит в кабину – пять сантиметров лишние. Положение дурацкое: ни туда и ни сюда. Изредка снующие мимо жители дома с любопытством поглядывают: каким фантастическим способом я попал на второй этаж?
Опасный спуск
Следующий этап: спуск с крыльца. Те металлические полозья, намертво закрепленные у подъездов, мы называем пандусами. Но это неправильно. На деле, это вспомогательные устройства, в лучшем случае они подходят для детских колясок. Хотя я не раз видел, как мамочки мучаются, заталкивая коляски со своими чадами на лестничный марш – толщина колёс и металлических полозьев не совпадают. Но сделать полозья шире запрещают санитарные и противопожарные нормы, они не допускают уменьшения ширины лестничного марша более чем на 90 сантиметров.
Я подъехал к полозьям. Сначала мне показалось легким спуститься по ним, но не тут-то было. Угол наклона полозьев на ступеньках больше 10 градусов, положенных по техническому регламенту. Крутизна превышает регламент раза в три. Едва я поехал вниз, как появилась реальная возможность навернуться и что-нибудь себе сломать. Ощущение жутковатое.
Чтобы завершить тестирование швеллеров, нужно подняться обратно к входной двери. Самостоятельно этого не сделаешь. Полозья не рифленые, местами оледенелые. Коляска соскальзывает. Пришлось прибегать к помощи сопровождающего меня Саши Васильева. Но даже он, штангист, не справился. В итоге меня поднимали трое мужчин. А ведь у инвалида-колясочника из помощников обычно старенькие родители, в лучшем случае — друзья. Хотя откуда взяться друзьям, если инвалиду из дома не выйти.
Невозможное возможно
Пандусы внутри и снаружи подъезда должна устанавливать управляющая организация. Заявку туда лучше подать в письменной форме. Но даже в этом случае, скорее всего, вы получите отказ: нет денег, нет технического решения. Положительный опыт есть, пожалуй, только в организации ООО «Дом-Сервис».
Генеральный директор компании Надежда Кокарева считает, что наши дома, в принципе, не предназначены для жизни инвалидов. И подъезды, и сами квартиры неудобны: узкие проёмы, маленькие коридоры. Установка пандусов – хоть какое-то облегчение жизни инвалидов.
— Если ширина лестницы позволяет, трудностей с монтажом не возникает, — говорит Надежда Кокарева. — Мы сначала проводим собрание жильцов, если все «за» установку, то делаем ее за счёт средств, собранных на ремонт и содержание жилья.
Это и многое другое предусмотрено программой «Доступная среда». С 1 января 2013 года строительные нормы и правила полностью соответствуют идее безбарьерной среды. Но остались дома, построенные давно, они не приспособлены для инвалидов. Таких зданий много, и необходима практика проектных решений при их реконструкции. Но это уже работа законодательных органов.
Первопроходцы
Следующий пункт моего путешествия – супермаркет «Ижтрейдинг» по улице Толстого. Сотня метров до него обернулась новыми мучениями. Самостоятельно проехать по снежному насту на коляске невозможно. Малейший ухаб, и приходится предпринимать массу усилий. Ледяная кромка в 5 сантиметров казалась непреодолимым барьером. Вновь помогли прохожие, без них инвалиду никак.
— Ты думаешь, только зимой так? Летом не лучше, — ворчит Саша Васильев. — По асфальту ехать — не менее трудная задача: ямы, провалы, бордюры. Коляска быстро ломается.
…Наконец, въезжаем в супермаркет. Для инвалида здесь вполне сносно. Можно проехать между рядами, выбрать продукты, подъехать к кассе и заплатить.
Воодушевлённые, что наконец-то мы нашли место, где для инвалида – рай, останавливаемся в раздумьях перед лестницей на второй этаж. Там магазин «Сэлдом». Оцениваем крутизну ступенек. Саша предлагает поменяться местами – он легче меня, сядет в коляску, мы его понесем. Поменялись. Но на второй этаж Сашу все равно несли грузчики. У них это лихо получилось. Думаю, без роптания они бы и меня понесли.
В «Сэлдоме» радостно сообщили, что у них такое впервые. До сих пор инвалиды-колясочники к ним в магазин не заглядывали.
«Невидимый» знак
Теперь нам предстоит путешествие на машине. Звоним одному члену общества инвалидов, чтобы отвёз нас. Пока ждем, я интересуюсь у Саши, не страшно ли, не обидно, когда тебя переносят чужие люди.
— Не столько обидно, сколько страшно, — говорит Саша. — Иногда для инвалидов приходится нанимать грузчиков. Бывает, они роняют людей. Там, на лестнице, я думал: уронят, и прикидывал, как лучше падать.
…Михаил Дементьев, наш добровольный шофёр, передвигается с палочкой. Но чёрно-жёлтого знака «инвалид» на его автомобиле нет.
— Да зачем он мне, — отмахивается Миша. — Мне и с ним стоянку никто не уступит.
По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в Глазове несколько стоянок для инвалидов. У гипермаркета «Магнит» по Пряженникова, у центрального рынка по улице Ленина, на железнодорожном вокзале, у отделений Сбербанка по улицам Карла Маркса и Калинина, у супермаркета «Ваш Дом». Также предусмотрены места для инвалидов на частных стоянках — одна десятая часть территории.
Гипермаркет «Магнит». У входа знак «Стоянка для инвалидов». Но место всегда занято либо таксистами, либо иномарками, из которых выходят вполне себе здоровые люди.
Частная стоянка на улице Пряженникова, неподалеку. Место для машин инвалидов – нерасчищенный закуток, часть которого почему-то занимают битые авто.
Стоянка у центрального рынка. Пять метров, положенных для инвалидов, занесены полутораметровыми сугробами. Площадка рядом расчищена. Мише Дементьеву ничего другого не остается, как встать в общий ряд.
Официальный прием
Саше Васильеву срочно понадобилось сдать кое-какие документы в управление социальной защиты. Значит, следующий пункт нашей поездки – здание управления.
Перед входом нет пандуса – только привычные швеллеры. Я выползаю из машины и пересаживаюсь в коляску. Поворачиваюсь спиной к крыльцу – так поднять инвалида легче. Охранник частного агентства, вызванный из здания, должен меня поднять. Но он не спешит: закуривает, заговаривает со знакомым. Вообще, помогать инвалидам он не обязан, но иначе в здание мне никак не попасть.
Начальник управления Надежда Корепанова объясняет:
— К сожалению, входная группа нашего здания не соответствует стандартам работы с инвалидами. Мы и так сделали все, что могли. Все кабинеты для инвалидов — на первом этаже. Если инвалид не может обратиться в управление самостоятельно, он может попросить это сделать соцработника центра социального обслуживания. Соцработник окажет содействие в оформлении заявления и передаст нам его со всеми необходимыми документами.
Переоборудованная входная группа и пандус в управлении социальной защиты появятся уже в этом году. Что еще будет сделано для инвалидов? Возобновит работу социальное такси. Для нужд инвалидов выделен автомобиль «ГАЗель» с автоматическим подъёмником.
Охотники за автобусом
Из управления мы решили отправиться на автобусе. В городе три автобуса с низкой посадкой. Одного из них точно дождемся. Саша Васильев относится к идее скептически: никто из знакомых ему инвалидов такими автобусами не пользовался.
На остановке, в ожидании, мы проводим час. Но уже пятнадцати минут достаточно, чтобы я в коляске окончательно замерз. Звоним диспетчеру. Оказывается, у водителей пересменка.
Наконец, приезжает автобус. Саша осведомляется у водителя об аппарели, по которой я должен въехать. Не работает, сообщает тот. Дожидаемся следующего. Водитель, извиняющимся тоном: замёрзла аппарель, мужики.
Заместитель управляющего по перевозкам ОАО «Удмуртавтотранс» Евгений Шейко не отрицает: аппарель действительно могла не работать — снег забивает полости. Аппарелью редко пользуются, вот если бы чаще…
Выясняются и другие обстоятельства. Три автобуса для инвалидов на такой город, как Глазов – мало. Под них трудно составить расписание. В мае за-планировано приобретение ещё десяти автобусов с низкой посадкой и аппарелями.
Правда, не все остановки подходят для такого транспорта. Зимой к ним сложно подъехать.
Программа «Доступная среда», безусловно, поможет инвалидам решить многие проблемы. Вот только проблему безбарьерной среды в России одной программой не решить. Возможно, нужно больше инициативы от людей с ограниченными возможностями. Возможно, они должны чаще заявлять о себе. Но как? Признаюсь, после нескольких дней, проведенных в коляске, белый свет мне был очень не мил…
Источник: http://www.kr-znamya.ru
Похожие статьи