Победа на крупном соревновании – это большой успех для любого спортсмена. Он становится знаменитым, получает звания, денежные премии и подарки. Для спортсмена с ограниченными возможностями здоровья завоевать титул на соревнованиях даже городского уровня – это осознание того, что он кому-то нужен и что в его жизни есть смысл. Но чаще всего публика забывает о тех, кто помогал чемпиону на протяжении долгих лет добиваться успеха – о родителях и тренерах. А ведь именно эти люди приводят детей в спорт, а потом терпеливо уговаривают не бросать тренировки, если что-то не получается.
Сургутский волейболисты с ослабленным слухом под руководством заслуженного тренера Станислава Руденко в составе сборной команды РФ принимали участие в Сурдлимпийских играх в 2009 год и вернулись с золотыми медалями. С 2011 года в состав российской сборной команды инвалидов по слуху входят восемь сургутян.
Позднее начало
Заниматься спортом ребята с инвалидностью по слуху приходят поздно — совершеннолетними. Причина этому — место учебы, где они получают среднее образование. Единственный в Югре интернат для глухих детей находится в поселке Излучинск, в Нижневартовском районе.
— В школе-интернате дети учатся до 18-19 лет, поэтому забрать их в спорт раньше не получается, — рассказал Станислав Руденко. – До недавнего времени всех слабослышащих детей отправляли в Излучинск, так как там своя система образования. Все обучающиеся, после выпуска из школы-интерната, общаются только на языке жестов. Сегодня психология родителей меняется и они наоборот не хотят отпускать детей далеко от себя. Если ребенок хоть чуть-чуть слышит, то его стараются обучать в специализированных классах коррекции, совместно со слышащими детьми. Кроме того медицина развивается, и сегодня слабослышащим от рождения детям могут вернуть слух. Возможно, со временем и в большой спорт ребята смогут приходить раньше.
Читать по губам
По словам Руденко заниматься со слабослышащими спортсменами, также как и со здоровыми — сложно только первые три-четыре года, когда происходит привыкание.
— Первое время тяжело тренировать любых спортсменов – это нормально. Лично я испытывал сложности только в начале своей тренерской карьеры, — рассказывает Станислав Руденко. — А когда я взял себе команду слабослышащих ребят, у меня, к сожалению, не было идеальных знаний языка жестов, зато уже были свои наработки и тактики. Разными способами общий язык удавалось находить.
Первое время тренер показывал спортсменам комбинации, приемы и просил повторять за собой. Язык жестов не настолько богат, как разговорная речь, поэтому выучить его несложно, особенно если имеется регулярная практика.
— Например, понятия «счастье» и «повезло» на языке жестов произносятся одинаково, — рассказал Руденко. — Казалось бы, для нас это такие разные понятия! Также, ребята хорошо читают по губам. Например, я спрашиваю их, как будет «подача» и тщательно губами слово проговариваю. Они понимают и показывают мне жесты. Также, записками общаемся, когда совсем что-то непонятно.
Тренер для спортсмена-инвалида — это и друг, и наставник, и руководитель. Он помогает своим подопечным собрать все необходимые документы, изучить основы игры, найти работу. Однако у подростков с ограниченными возможностями здоровья есть особенность – они обидчивы и мнительны.
— Бывают такие казусы, что ребята начинают проявлять характер, но сами этого не понимают, — рассказывает Руденко. — Например, обижаются на то, что их ругают за прогулы или не отправляют на важные соревнования из-за халатного отношения к тренировкам. Они пытаются доказывать, что тренер не прав. Некоторым из-за таких конфликтов приходится уходить из команды.
Тренер спортсменов-инвалидов ни на секунду не должен забывать о том, с кем он работает. Как только он забылся – грош ему цена.
— Представьте сами: 90 процентов всей информации поступает нам через уши. А они этой части информации, звуков не получают – возникают недопонимания, они путают слова, могут понять тебя не верно и обидеться, – поясняет Станислав Руденко. – Поэтому помимо того, что ты тренер, ты должен быть еще и психологом, и другом.
В воспитании спортсменов с ограниченными возможностями здоровья немаловажную роль играют и родители. Они должны полностью положиться и довериться тренеру, поддержать ребенка, но ни в коем случае не лезть в тренерский процесс и не жалеть подростка.
— От некоторых нетерпеливых родителей я, конечно, сам натерпелся, — признается Руденко. — Сначала, когда необходимо подготовить соответствующие документы, они утверждают, что их ребенок не инвалид. А когда ребенка уже тренируют, говорят по-другому, мол, ребенок перетруждается на тренировках. В конечном счете, у спортсмена-инвалида в голове все путается, он не знает кому верить и кого слушать. Происходят ссоры и конфликты.
Однако родственники волейболистов Станислава Руденко – это благодарные родители, которые общаются с тренером и вне тренировочного процесса. Они рады, что у их ребенка есть любимое дело, постоянное общение, смысл жизни. У спортсменов команды есть традиция — вместе отмечать все праздники.
Здоровая конкуренция
Существует мнение, что среди спортсменов-инвалидов нет конкуренции. Их не много, заменить друг друга некому, поэтому они не выкладываются в полную силу.
— Да, так и было. На самых первых выездных соревнованиях, нас было всего шесть человек! Мне казалось, что у ребят вообще нет чувства ответственности, — вспоминает Руденко. – За день до игры я молился, чтобы никто не заболел. И что вы думаете? На завтраке я вижу, что одного игрока нет. Оказалось, что у него в этом городе живет бабушка, он соскучился по ней, собрал вещи и уехал. Я был в шоке и от такого поведения, и от того, что играть не кому, и от того, что я несу за него ответственность.
Сейчас команда по волейболу тренера Станислава Руденко – полноценная, со здоровой конкуренцией. Более того, спортсменам есть куда стремиться. Команда разделена на игроков сборников, и тех, кто только хочет попасть в сборную.
Сегодня у волейбольная команда во всю готовится к чемпионату Европы в Париже.
— Но до этого нам нужно хорошо сыграть в апреле на чемпионате России, — подытожил Станислав Руденко. – Работы у нас много, тренировки каждый день и ребята знают, к чему стоит стремиться.
В основном волейболисты – инвалиды по слуху очень общительные, в некоторой степени даже любвеобильные ребята.
— У многих уже семьи и дети, кто-то не смущается и крутит романы, — поделился Станислав Руденко. – Но есть некоторый психологический момент, заложенный с детства, — они боятся, что их все хотят обмануть. Особенно, если это касается любовных отношений.
Источник http://ugra-news.ru/
Похожие статьи