Театр равных: «Проблем с самоотдачей у нас нет»

Как люди с ограниченными возможностями выступают в театре наравне со здоровыми актерами.

На парковке около воронежского Театра юного зрителя всего два места помечены специальным знаком «для инвалидов». Однако в «Театре равных», который в здании ТЮЗа проводит репетиции и спектакли, соотношение другое: в труппе примерно половина актеров — люди с ограниченными возможностями.

Небольшой проект, который ставил своей целью доказать, что инвалидность — не преграда для реализации творческих возможностей, за короткий срок превратился в полноценный театр, который ставит новые спектакли, ездит на гастроли, участвует в фестивалях и играет заметную роль в культурной жизни города. Побывав на репетиции театра, корреспондент «Русской планеты» узнал, почему это стало возможно.

«Проект не социальный, а культурный»

Это была первая встреча после летнего перерыва. Все спешно повторяли забытые тексты, обменивались рассказами о проведенном отпуске, обсуждали новости, главная из которых — предстоящие гастроли по районам Воронежской области. Пока все собирались, директор театра, Валерия Маламура, рассказала о том, как проект зародился.

– Моей истории мало кто верит, но дело было именно так. Как-то перед сном я подумала, что можно собрать труппу, в которой люди с ограниченными возможностями будут играть вместе со здоровыми. Рассказала об этом подруге, она одобрила мою идею. Сейчас не верится, что все получилось, ведь когда мы проводили первый кастинг, нас никто не поддерживал — все было на чистом энтузиазме. Мы долго пытались понять, во что может превратиться наша идея, где мы будем играть, с чем, к чему будем стремиться. То, что сегодня театр не просто продолжает существование, но и сумел получить определенную известность — это сродни чуду.

Валерия признается, что она и не планировала такой масштаб.

– Мы вообще думали поставить один спектакль, доказать, что все равны, и на этом считать свою задачу выполненной. Однако после того как у нас сложился такой замечательный коллектив, просто взять все и бросить было преступлением по отношению к нашим актерам, для которых театр стал вторым домом. Хорошо, что к тому моменту нас заметили в правительстве области и предложили поддержку, без которой нашему, некоммерческому, проекту было бы очень сложно.

На сцене актеры «Театра равных» производят сильное впечатление. Среди них есть и те, кто передвигается на инвалидной коляске, и те, кто с большим трудом говорит, и даже незрячие, которым помогают передвигаться по сцене другие актеры. Однако это никак не акцентируется в постановке. Зачастую даже сложно понять, кто в труппе с ограниченными возможностями — у всех равные по сложности роли, и все одинаково стараются.

– Я сейчас даже сходу и не вспомню, у кого какое заболевание и есть ли оно, — говорит художественный руководитель театра Вадим Кривошеев. — Эта информация уходит на второй план, ты просто видишь перед собой человека, у которого что-то получается чуть лучше, а что-то чуть хуже.

– Мы не называем себя чисто социальным проектом, потому что делать это — значит разрешать себе поблажки в творческой части, а нам бы этого не хотелось, — добавляет Валерия Маламура. — Наоборот, мы стараемся, чтобы наши актеры не только росли в творческом плане, но и преодолевали проблемы со здоровьем. И это получается. У нас есть актер с ДЦП. Когда он только пришел в труппу, мог на сцене произнести всего пару строчек, а теперь играет роли с большим текстом. Несколько наших воспитанников поступили в академию искусств, и мы считаем это большим достижением.

«Все делают выбор в пользу театра»

Все участники проекта отмечают невероятную атмосферу, которая сложилась в коллективе. А ведь набирали актеров с помощью открытых кастингов, раньше между собой они не были знакомы.

– Мы были рады видеть на кастингах всех желающих, — говорит Вадим Кривошеев. — Но, к сожалению, некоторым кандидатам пришлось отказать из-за слишком серьезного заболевания. Чтобы участвовать в постановках необходим светлый разум и способность самостоятельно передвигаться по площадке, хотя бы на коляске. Желающих было много, приходилось даже выбирать. Перед просмотром мы проводим беседу, объясняем наши принципы, чтобы потом не было обид, и в итоге с некоторыми людьми, которые не попали в труппу, у нас потом остались хорошие отношения — они ходят на спектакли и всячески нас поддерживают.

На репетиции «Театра равных». Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»

– Мне позвонили из реабилитационного центра «Кристалл» и предложили прийти попробовать свои силы, — рассказывает историю своего появления в труппе актриса, карлик Мария Гаршина. — Я, конечно, не отказалась. Попробовала и меня взяли. На первую встречу идти опасалась, сложно было представить, как я со своими особенностями буду играть в театре. Однако все прошло отлично, и я осталась. «Театр равных» — это исполнение моей мечты, ведь я давно хотела быть на сцене. Мне очень нравится играть в спектаклях и ходить на репетиции. Это дает эмоциональный подъем.

– В «Театр равных» я, можно сказать, попала случайно, — вспоминает актриса Лилия Новохатько (она из здоровой части труппы). — Я ехала на учебу, мне позвонила мама и сказала, что рядом проводится какой-то кастинг. Я решила сходить. Зашла, прочитала несколько стихотворений, попала в труппу. И ни секунды не сожалела. Сегодня «Театр равных» — это практически мой второй дом. Мы не делим труппу на людей с ограниченными возможностями и здоровых. Мы всеми дружим, иногда встречаемся вне театра, ходим на спектакли, в кино, общаемся. Коллектив очень хороший подобрался. Те, кому не нравилось, ушли, и сегодня в труппе собрались преданные театру люди, с которыми очень приятно работать.

Несмотря на то, что «Театр равных» ведет активную сценическую работу, ездит на гастроли и участвует в фестивалях, он остается непрофессиональным. У всех актеров есть основная работа или учеба, которые необходимо сочетать с выступлениями и репетициями.

– С нескольких мест мне пришлось уволиться потому, что меня не отпускали на спектакли, — признается Лилия Новохатько. — Но я для себя решила, что «Театр равных» для меня на первом месте. Многие наши ребята решают подобные проблемы, но все делают выбор в пользу театра.

– Особой специфики работы в непрофессиональной труппе нет, — говорит Вадим Кривошеев. — Да, наши актеры не получили профильного образования, не знают каких-то азов, и нам их приходится осваивать в процессе постановки, но вот и вся разница. Возможно, я чуть помягче отношусь к каким-то ошибкам, но проблем с самоотдачей у нас нет — всем ребятам интересно участвовать в работе, они стараются полностью выложиться и даже прыгнуть выше головы.

«Детский зритель требует гораздо больше»

В этот день труппа репетировала спектакль «Простодушие» по произведениям Андрея Платонова. Три рассказа, объединенные одной темой, стали визитной карточкой театра.

– Это был наш второй спектакль, и материал для него мы уже осознанно выбирали, — рассказывает Вадим Кривошеев. — «Театру равных» Платонов подходит как нельзя кстати. Для актеров спектакль стал хорошим вызовом, потому что это сложный и неоднозначный автор, с тяжелым языком, который нужно пропустить через себя. Кроме того, тематика платоновских рассказов очень близка участникам нашего коллектива. Он поднимает тему принятия человека человеком, социальной адаптации, противостояния людей в обществе. Для некоторых наших актеров участие в постановке позволило по-иному взглянуть на Платонова, мы надеемся, что и у зрителей такое желание тоже появилось.

В новом сезоне театр готовит премьеру — спектакль по сказкам Андерсена. Правда, пока он только на стадии задумки.

– Со стороны кажется, что сказки — это легко, но на самом деле это очень сложный жанр, — поясняет Вадим Кривошеев. — Детский зритель требует гораздо больше, чем взрослый, удержать его внимание и донести какие-то мысли тяжелее, в новом спектакле мы должны научиться работать с такой аудиторией. Почему именно Андерсен? У него много разнообразных произведений, которые по тематике нам близки. Мы еще не выбрали, какие конкретно будем использовать, но у него богатый материал, на котором можно донести любую мысль.

Посмотреть в глаза иностранному зрителю

Главным событием в пока недолгой истории театра была поездка на фестиваль в Мюнхен этим летом. Международные гастроли для театрального коллектива, которому на тот момент только исполнился год, это большой успех.

– На фестиваль в Германию театр попал при поддержке ВГУ и областного правительства, — рассказывает Валерия Маламура. — Мы показали свой спектакль «Простодушие», немного его подсократив, чтобы уложиться в необходимый хронометраж (60 минут), небольшие правки внесли в текст, чтобы он лучше отвечал менталитету и особенностям восприятия немецкого зрителя. Мы играли на русском языке, а на экране сзади были субтитры. Принимали нас очень хорошо, в конце зал аплодировал стоя, что не так часто бывает в Германии. Активнее всего нас поддержали русскоязычные зрители, которых было довольно много, но и коренные немцы не остались равнодушными к нашей постановке.

На репетиции «Театра равных». Фото: Александр Нечаев / «Русская планета»

– Любые гастроли в техническом плане сложнее, чем выступления на родной сцене, особенно это актуально для нашего театра, где нужно решить массу дополнительных вопросов, — добавляет Вадим Кривошеев. — Но поездка в Мюнхен много дала нашей труппе. Начиная с того, что многие первый раз летали на самолете и, заканчивая тем, что наши актеры смогли посмотреть в глаза иностранному зрителю. Зацепить публику на чужом языке сложная творческая задача. Да, были субтитры, но кто-то их видит, кто-то нет, в основном все реагируют на актерскую игру, поэтому чувства и мысли спектакля необходимо доносить проживанием своей роли, хорошей постановкой. Мне кажется, нам это удалось.

После первой поездки «Театр равных» принял участие в конкурсе Министерства культуры и сумел выиграть грант на организацию гастролей в рамках проекта «Театр и общество». Это позволит воронежским актерам в скором времени выступить в Ростове-на-Дону, Волгограде и Тамбове, а также организовать тур по районам Воронежской области.

Александр Нечаев

Источник: Русская Планета



There are no comments

Add yours

*