На спуске в метро на станцию «Автозаводская» — небольшое столпотворение. Сотрудник метрополитена и представитель городского общества инвалидов испытывают новый подъемник, за делом наблюдают фотографы и журналисты. Инвалидная коляска прикреплена к ступенькам, а подъемник при помощи гусеничной ленты и выдвижного колесика медленно «шагает» по ступенькам. Руководит процессом работник метро. Остальные прохожие, спускаясь под землю, с любопытством оборачиваются. От сегодняшнего эксперимента и оценки заинтересованных во многом зависит, внедрят похожие подъемники на станциях метро, которые пока недоступны для колясочников, или нет.
Подъемник спускается вниз подземного перехода, потом попадает в метро. Чтобы добраться сюда с поверхности уходит достаточно много времени — около десяти минут — ступенек в этом переходе было много, а подъемник двигается по ним очень аккуратно. Испытывает на себе устройство руководитель Минской городской огранизации ОО «Белорусское общество инвалидов» Людмила Калмыкова — женщина терпеливо выдерживает повышенное внимание окружающих. Позже она скажет, что в состоянии «полулежа» спускаться по лестницам не очень-то удобно.
Главный инженер Минского метрополитена Игорь Казакевич рассказывает, что минская подземка закупила пять таких подъемников. Сейчас они находятся на станциях «Автозаводская», «Партизанская», «Грушевка», «Михалово», «Петровщина». Когда на «Грушевке», «Михалово» и «Петровщине» завершат строительство наклонных подъемников, такие вот, мобильные гусеничные устройства передадут на станции, где они окажутся больше всего нужны. Уже есть заявка от людей с инвалидностью оснастить мобильным подъемником «Пушкинскую».
Метрополитен надеется, что эти подъемники сделают подземку более доступной для людей с ограниченными возможностями.
На выходах из переходов станций, где подъемники такие уже есть, повесили объявления — пассажир может позвонить диспетчеру, к нему выйдут с подъемником и доставят на платформу.
8 017 219 56 16, 8 017 327 49 22 — телефоны диспетчерской метро, куда надо звонить, чтобы подали подъемник.
|
— Сейчас мы снимем коляску с подъемника, дальше в вагон. А устройство инспектор забирает на исходную. На следующей станции нас встретят с таким же устройством, если мы едем на станцию, где оно есть, — рассказывают сотрудники метро.
Мы доезжаем до «Партизанской». Там действительно женщину на коляске встречает сотрудник метро с подъемником, прикрепляет к нему коляску и помогает выбраться наверх. По пути по лестницам здесь подъемник несколько раз останавливается — как объясняет сотрудник метро, автоматика реагирует так на что-то особенное — например, другую высоту ступенек или угол наклона и защищает пассажира, блокируя движение.
Игорь Казакевич говорит, что многое зависит от того, как сами люди с инвалидностью воспримут новшество. Но такие подъемники уже используют в российских метрополитенах: Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск. Используются они и в Европе: в метрополитене в Праге и в Дрездене в торговых центрах.
— Устройство итальянского производства, довольно надежное, простое в эксплуатации. Я считаю, что они комфортные, — рассуждает инженер.
По словам Казакевича, куда удобнее было бы, если бы пассажир мог звонить на короткий номер, а не на номер диспетчерской, который пока что указали в объявлениях. Но Министерство связи в просьбе выделить короткий номер для организации перемещения в метро инвалидов-колясочников, почему-то столичной подземке отказало.
— А ведь удобно было бы. Знали бы все физически-ослабленные люди этот номер и могли бы на него звонить.
Пока пассажиры на пяти станциях, где есть подъемник, могут позвонить в диспетчерскую либо из дома, сказав, во сколько примерно они окажутся у спуска на станцию, либо — можно позвонить уже перед спуском в переход. Тогда придется подождать «минуты две-три», пока доставят подъемник.
Работе с устройством обучили всех работников службы безопасности. Пять подъемников обошлись метрополитену в 350 миллионов рублей. Сегодня, помимо пяти станций, где появились мобильные подъемники, в Минском метрополитене 11 станций оборудованы (16 лифтов и 10 наклонных платформ).
Снежана Инанец / Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Похожие статьи