Ничуть не удивительно, что прошедший на днях в Доме молодежи кастинг в новый театральный проект «Театр равных» собрал значительное количество претендентов: «примерить» актерскую профессию мечтает едва ли не всякий молодой человек. Но на поверку далеко не каждому такая «ноша» оказывается по плечу: дело-то — тонкое, мягко говоря.
Смысл проекта, правда, не столько в том, чтобы «продвинуть» талантливую молодежь на профессиональные театральные подмостки. Куда важнее, по замыслу авторов идеи, запустить на воронежской почве механизм инклюзии, предусматривающий творческое взаимодействие здоровых людей и инвалидов. Задачу социализации людей с ограниченными возможностями и призван решить «Театр равных».
Динамит внутри
Итак, в постановках новой творческой мастерской примут участие как молодые воронежцы, отобранные на кастинге, так и ребята с физическим ограничением здоровья. Или, как правильно заметила одна из конкурсанток, — с «особенностями»; надо ли говорить о том, что особенности эти — творчеству не помеха? Часто, как ни удивительно, — совсем наоборот.
Всего на кастинг пришло полсотни человек; преимущественно — девушки, как и прогнозировалось. Из общего количества претендентов отобрали в итоге практически половину — 26. Способности конкурсантов оценивало жюри, ведомоеВ В главным режиссером Воронежского театра юного зрителя, председателем комитета по культуре и историческому наследию областной Думы, заслуженным деятелем искусств России Александром Латушко. Кроме того, в состав «судейской команды» вошли начинающие тюзовские артисты и представители местной общественности.
Мероприятие совместными усилиями организовали общественная организация «Гражданский взгляд», ТЮЗ и ВГУ.
— Как режиссер я не понаслышке знаю, что такое человеческая психология, — поделился с «Берегом» Александр Латушко. — Люди с ограниченными возможностями, вероятно, иногда капризнее прочих, но у них внутри есть некий «невзорвавшийся динамит». Такому человеку, как и всем остальным, хочется обозначить свое право быть в этом мире интересным и значимым. Жить, а не существовать. Как именно воплотится наша задумка — пока сказать тяжело. Сейчас ясно одно: спектакль с участием как сегодняшних победителей, так и актеров-инвалидов будет обязательно. Он запланирован на май. Какой конкретно спектакль возьмем к постановке — пока, естественно, ясности нет. Все зависит от возможностей людей, которые благополучно пройдут кастинг.
Окликните подружку
Претендентам на попадание в труппу предлагалась обязательная тестовая программа: чтение стихотворения и прозаического отрывка. На выбор. Он, к слову, оказался разноплановым: ребята декламировали сочинения Михаила Булгакова, Антона Чехова, Сергея Козлова, Дмитрия Быкова, Владимира Маяковского, Сергея Есенина. Ошибки, которые допускались при прослушивании, было легко предугадать: тут вам и грубый «наигрыш», и несоблюдение нужного темпоритма речи, и излишняя манерность. Или, наоборот, скованность; «зажатых» тоже хватало.
Александр Николаевич явно бесперспективные попытки прерывал через считанные минуты, на ходу придумывая взамен стандартных заданий нечто альтернативное. «Послушайте звуки вокруг себя», «окликните подружку», «присвойте себе текст», «обратитесь ко мне лично» и прочие задания-советы помогали раскрыться если не всем, то многим.
Волнение конкурсантов было заметно невооруженным глазом. Кто-то боялся забыть текст, кто-то не знал его вовсе. А студентка экономического факультета ВГУ Валерия Джалилова вызвалась выступать первой потому, что именно так она борется с волнением; на экзаменах, во всяком случае, ей это всегда помогает. На сцене же Валерия — не впервые; правда, раньше только пела. Вокалом занимается давно и почти профессионально: выступала даже в составах групп. На кастинге, призналась девушка, все оказалось невероятно интересно и отчасти непредсказуемо: примеряя на себя профессию, которой еще не владеет, человек зачастую сам не знает, чего от себя ожидать.
Надеюсь, и у моей собеседницы, и у всех остальных артистов-любителей появится реальный шанс убедиться в собственной актерской состоятельности: желания-то — хватает!
Источник: Сергей Попов
Газета «Берег»
Похожие статьи