Спецобразование в Нью-Йорке: взгляд со стороны

Недавно мне в руки попала любопытная книжка – Справочник для родителей по услугам специального образования для детей школьного возраста, выпущенный на русском языке Департаментом образования Нью-Йорка.

Главная задача справочника – помочь родителям получить для своего ребенка те образовательные услуги, которые ему нужны. В нем утверждается: «Если у ребёнка имеется инвалидность, то Департамент образования обеспечит его бесплатными услугами специального образования, разработанными для удовлетворения его индивидуальных потребностей».

Право на специальное образование в Нью-Йорке имеют граждане в возрасте от 3 до 21 года. Однако набор этих услуг, как и форма обучения, может сильно отличаться в зависимости от потребностей ребенка.

 

Кто определяет эти потребности?

Все учащиеся с инвалидностью проходят обследование, результаты которого рассматриваются группой по разработке IEP (индивидуальной учебной программы). Если ребёнок учится в муниципальной школе, то она отвечает за освидетельствование учащегося, разработку его IEP и предоставление услуг специального образования. Для учащихся немуниципальных школ IEP разрабатывает Комитет по специальному образованию. Если для ребенка была разработана программа, в дальнейшем специальная группа по IEP ежегодно проводит анализ его прогресса и не реже одного раза в три года – повторные обследования.

Одна из целей обследования – понять, нужны ли вообще ребенку-инвалиду услуги специального образования, или можно обойтись услугами первичного педагогического вмешательства (Academic Intervention Services, AIS) или программой по коррекции навыков чтения, а также адаптировать общеобразовательную программу ребёнка без предоставления услуг специального образования. (Как видим, деньги считают все.)

Примечательный факт: даже если ребенок нуждается в специальном образовании, ему могут отказать в зачислении в программу, «исходя из следующих критериев:

– Недостаточной соответствующей подготовки по чтению, в том числе тщательной и систематической подготовки по фонематическому восприятию, использованию фонетического метода, развитию словаря, беглости чтения (включая навыки чтения вслух) и способов восприятия прочитанного; или

– Недостаточной соответствующей подготовки по математике; или

– Ограниченного уровня владения английским языком».

Что будет с таким ребенком дальше, не сказано. В благоприятном же случае, он получает свою IEP.

 

Что входит в IEP?

IEP – это перечень услуг специального образования для конкретного ребенка, финансируемых государством. В ней

«– документируются права ребёнка на услуги специального образования;

– фиксируется в письменной форме план Департамента образования по предоставлению вашему ребёнку бесплатного общественного образования соответствующего уровня (FAPE) в среде с наименьшими ограничениями. Это означает, что ребёнку будут предоставлены максимальные возможности обучаться вместе с детьми, не имеющими инвалидности, в школе, в которой он и учился бы, если бы не имел инвалидности».

В частности, в IEP определяется возможность ребенка участвовать в штатовских и городских экзаменах, критерии перевода из класса в класс и даже тип аттестата, на который он может претендовать по окончании школы. («Учащимся, успешно достигшим образовательных целей, установленных в их IEP, но не выполнившим требований для аттестата Риджентс или местного аттестата, выдаётся аттестат IEP».) В программе указываются и такие детали, как потребность в специальном учебном оборудовании (например, в брайлевском дисплее), спецтранспорте, запрет на питание ребенка в школьной столовой или участие в экскурсиях.

Особо отмечается, что IEP разрабатываются с обязательным участием родителей, которые должны письменно согласиться с выработанной программой. В случае их несогласия, существуют специальные процедуры апелляции.

 

Где будем учить?

В идеале, все услуги по IEP должны быть оказаны ребенку в ближайшей муниципальной школе. Однако если это невозможно, «отдел по набору учащихся должен будет направить его в школу, имеющую такие услуги».

Как подчеркнуто в справочнике, «группа по IEP сначала рассмотрит, могут ли потребности вашего ребёнка быть удовлетворены в общеобразовательном классе с предоставляемыми вашему ребёнку видами поддержки, средствами и услугами. Если принимается решение, что ребёнок не может обучаться в общеобразовательном классе даже с предоставлением дополнительных услуг и средств, в том числе сопутствующих услуг и вспомогательных услуг учителей специального образования, то будут рассмотрены возможности обучения в сотрудничестве/интегрированного обучения, а также услуг специального класса или специальной школы».

В справочнике приведена шкала форм образования по степени нарастания ограничений для ребенка:

Общее образование

Общее образование с сопутствующими услугами

Общее образование с поддержкой учителей специального образования

Обучение в сотрудничестве/интегрированное обучение

Специальный класс

Дневной и станционарный уход

Обучение на дому/в больнице.

Как видим, вариантов гораздо больше, чем в российских школах, причем все они четко определены. Например, особо оговорено, что в специальных классах должны собираться «дети с одинаковыми или различными видами инвалидности, но у них должны быть сопоставимые уровни успеваемости, обучаемости, социального и физического развития и контроля поведения». В таких классах «может быть от шести до пятнадцати учащихся. На один класс приходится один учитель специального образования и до четырёх парапрофессионалов. <…> Группа по IEP определяет соотношение укомплектования персоналом вашего ребёнка и чётко указывает его в его IEP».

Функционал лиц, названных «парапрофессионалами», очень широк. Это – и присмотр за ребенком с неадекватным поведением, и помощь в ориентации, передвижении и выполнения санитарно-гигиенических процедур, и выполнение обязанностей сурдопереводчика, интерпретатора речи или переводчика-дактилолога.

 

Что дальше?

Хотя ученик с инвалидностью имеет право продолжать обучение в школе до 21 года и сдавать общие экзамены на аттестат, с 15 лет в его IEP обязательно включаются так называемые «услуги переходного периода». Они призваны помочь подростку с инвалидностью подготовиться к взрослой жизни и могут фокусироваться на следующих областях:

– Обучение, призванное помочь ребёнку в достижении утверждённых целей переходного периода;

– Привитие трудовых и других навыков дальнейшей взрослой жизни;

– Интеграция в местное сообщество;

– Привитие навыков повседневной жизни.

При выходе из школы всем ученикам-инвалидам выдается выпускное резюме учащегося (Student Exit Summary). Оно содержит «чёткое описание сильных сторон, способностей, навыков вашего ребёнка, его функциональных и учебных уровней, потребностей, ограничений, необходимых адаптаций и рекомендации после выпуска из системы Департамента образования г. Нью-Йорка. Оно также поможет ребёнку в установлении наличия прав на обоснованную адаптацию и поддержку в дальнейшем образовании, на рабочем месте и в сообществе».

Кроме того, за два года до предполагаемого окончания школы ученик и его родители могут обратиться в Отдел образовательных услуг и услуг по трудоустройству для учащихся с инвалидностью (VESID). В Справочнике отмечается, что это «обеспечивает непрерывность предоставления услуг, помогая тем самым переходу учащихся к взрослой жизни».

.

Взгляд со стороны

Забавная деталь: в справочнике ни разу не использовано слово «инклюзия». Однако на деле в нем описывается довольно стройная система мер, которая позволяет большинству детей с инвалидностью учиться вместе со здоровыми сверстниками и при этом максимально учитывает интересы всех сторон. (Как работает эта система на практике – отдельный вопрос.) На что хочется обратить особое внимание:

– Государственная поддержка обучения детей с инвалидностью распространяется на всех учеников независимо от типа школ.

– Вопреки расхожему мнению, не все дети с инвалидностью в Нью-Йорке учатся в общеобразовательных школах. Решение о том, в какой школе будет учиться конкретный ребенок, принимается группой по разработке IEP и согласуется с родителями. На ежегодном подведении промежуточных итогов или при повторном обследовании оно может быть изменено. В то же время, судя по Справочнику, детям с сохранным интеллектом и относительно здоровой психикой создаются все условия для обучения вместе со здоровыми сверстниками.

– Обучение в общеобразовательной школе не гарантирует ученику с инвалидностью получения общего аттестата. Более того, в его IEP четко прописываются условия перевода из класса в класс. На практике это значит, что по одному или нескольким предметам ученик может заниматься по иной программе, нежели весь класс.

– При оценке успешности ученика с инвалидностью основное внимание уделяется его индивидуальным достижениям, а не тому, насколько они соответствуют образовательному стандарту.

Словом, модель, описанная в справочнике, заметно отличается от пропагандистских клише об абсолютном равенстве инвалидов и инвалидов. В то же время, становится ясно и то, как много усилий и средств нужно приложить, чтобы сделать российскую систему образования по-настоящему инклюзивной.

 

 



There are no comments

Add yours

*