Многие психологи знают о Гюнтера Хорне и его социальных играх. Среди них есть серия «Психологическая игра для всей семьи». Карточки с корректными формулировками дают возможность завязать проблемный разговор в игровой атмосфере, проговорить сложные моменты на холодную голову.
Есть наборы для разных целевых групп: «Псикреты» для подростков, для работы с приемными семьями и «Обычные семьи — необычные дети» для работы с родителями и окружением особенных детей.
О них мы и поговорили с создателями — российскими соавторами игр Гюнтера Хорна — психологами Елизаветой Хеллингер-Трофимовой и Светланой Сенатской.
Елизавета Хеллингер
Елизавета Хеллингер-Трофимова (аналитический психолог и детский психотерапевт, правообладатель «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России, разработчик и соавтор игр).
— При создании этого комплекта мы более опирались на проблемы родителей, окружения и сиблингов (сестер и братьев), нежели чем самих особенных деток. Эти дети в плане игр ничем не отличаются от любых других и им для досуга подойдет любая игра, разве что в отдельных случаях вариант может быть попроще. Центр, в котором высказывания для карточек отбирались и тестировались инклюзивный, там есть дети с нарушениями аутистического спектра, слабовидящие, слабослышащие, с ДЦП. Основные авторы — Светлана Сенатская и Элина Федотова и в настоящий момент они продолжают работу по отбору высказываний для колоды по принципу «О, это то, что нам надо».
Вытаскиваю пару карточек наугад: «Я плохо высыпаюсь» и «Я не могу встретиться со своими друзьями». В принципе, это об одном и том же. У мам часто не хватает времени на себя. Основной проблемой, с которой сталкивается окружение особенного ребенка, является ориентация жизни всей семьи на потребности данного ребенка, то, что все члены семьи «вращаются» вокруг него. Вплоть до переезда ради того, чтобы быть ближе к определенным занятиям. Или то, как родители переживают или принимают сам факт, что ребенок — особенный. Есть вариант, когда проблема полностью отрицается. На нее закрывают глаза, считают, что с ребенком все ок, нужно только немного «приналечь» на занятия или, наоборот, можно запустить — все само образуется. Есть другая крайность, когда родители слишком в проблеме, и даже посещая все возможные курсы и кружки не верят в возможность какого-то сдвига, пребывают в депрессии. Бывает и так, что кто-то депрессивен, а кто-то наоборот, предпочитает не замечать. Очень много вытесненных чувств, например, о несправедливости и «почему я». Тут важно проговорить, что хорошего принес в жизнь мамы этот ребенок. Например, научил терпению, толерантности. Многие сами отвечают на этот вопрос. Много грустных историй, например, когда папа уходит из семьи, много замечательных историй, например, когда сиблинги, растущие вместе, не представляют себе чего-то другого, кроме заботы о брате или сестре и в дальнейшем выбирают себе по жизни помогающие профессии. Все карточки в наборе на основе реальности.
Игра «Лепешка»— А какое отношение к ребенку является адекватным в такой ситуации?
— Понимать, что с конкретным диагнозом не прыгнешь выше головы, но и не паниковать и делать все возможное.
— С кем лучше играть в такой набор?
— С тем, кто наилучшим образом может разделить твои чувства. Например, с семьей с таким же ребенком. Вот карточка «Мой ребенок — мое наказание» и карточка «Мой ребенок — моя гордость». Мама может испытывать попеременно и то и другое чувство. Когда у ребенка что-то получается, она, как и все мамы, гордится им, неважно, что это — победа на чемпионате или просто освоение очередной темы по математике. Окружению особенных детей очень важно найти друзей в сообществе, где они смогут себя выразить.
— Давайте разберем примеры карточек.
— «Я склонен участвовать в ссорах, скандалах, если это касается моего ребенка» — такая корректная формулировка «я порву за своего ребенка». Это позиция агрессивной жертвы, из которой важно доказывать окружающим свою правоту. А может быть и не свою, а близкого человека.
На семинаре по социальным играм
— Чем это полезно для семьи? Проговорить это?
— Помогает выразить сложные чувства и гармонизировать общение между детьми и родителями. Карточки как своего рода мостик. Мы говорим, что они развивают социальные компетенции, а что такое социальная компетенция как не умение общаться. Данные описания помогают проанализировать свои стереотипы в общении. Каким образом ты добиваешься внимания.
— А может ли «поиграть» один человек?
— Если человек один и, например, только что столкнулся с проблемой, карточки помогут для самоанализа, помогут разобраться в своих чувствах. И помогут осознать, что тебе нужна помощь специалистов и единомышленников.
— И все-таки, как играть в карточки?
— Тут нет единого стандарта. Многое зависит от ведущего-специалиста, пробовался даже вариант в стиле ток-шоу, когда надо было защищать выпавшие наугад позиции — половина группы защищает одну сторону, вторая — на противоположной. Эта игра помогает посмотреть на проблему под другим углом. Пример: «Я придерживаюсь мнения, что общество должно приспосабливаться к нам и нашим детям, а не мы к нему». Действительно, многие считают, что общество много им должно. Но за чувствами агрессии стоит боль, это важно понимать. Так же как и за апатией, когда люди вообще предпочитают не выходить из дома: «Общество все равно ничего не может нам предложить». Оба полюса критичны и непродуктивны.
На семинаре по социальным играм— А насколько такие дискуссии по болевым вопросам безопасны? Тема-то ранящая.
— Все зависит от ведущего, насколько он готов выдержать и принять разные темы и разные чувства — и боль, и разочарование, и фрустрацию, и крушение надежд. Насколько он способен понять человека, которому нужна поддержка. Услышать, что какая-то тема «у всех болит» очень важно.
— Хорошо ли играть в такой набор в инклюзивных учреждениях?
— Для инклюзии я бы предпочла игры, направленные на сплочение, подчеркивающие важность того, что несмотря на все различия, мы вместе.
Комментарии от автора — семейного психолога Светланы Сенатской:
Я продолжаю вести родительские группы для детей с синдромом Дауна и миопатией Дюшена. Это особенные дети и у них особенные родители. Группы созданы для их поддержки, информирования и обмена опытом. Модификация «Психологической игры Гюнтера Хорна для всей семьи» для приемных детей нас так впечатлила, что мы задались целью создать версию для семей с особенными детьми. Если диагноз тяжелый — любая тема в принципе травматична и родители предпочитают отмалчиваться. Психологу нужен большой такт, чтобы никого не обидеть. Принцип работы с карточками мягок, тут нет никакого директива, не обязывает ни к чему. Фразы, которые повторялись у нас на группах очень часто в течение 5 лет, иногда дословно, и легли в основу карточек. Элина Федотова — второй соавтор — имеет большой опыт работы с детьми с особенностями, а мы хотим чтобы колода была и для детей, чтобы они с родителями могли что-то обсуждать. Элина записывала фразы, ориентированные на детей и сиблингов. Там очень много переживаний, касающихся, например, того, что родители используют здорового ребенка как няньку. Понятно, что у него есть своя траектория развития, поэтому распространены фразы наподобие «Без брата\сестры моя жизнь была бы лучше». Младшие дети в семье обычно находят контакт с «особенными» лучше старших, думаю это потому, что они не представляют альтернативы.
На семинаре по социальным играм— Вы бы предложили эти карточки для приобретения семьям или все-таки специалистам?
— Карточки — это такой инструмент, чтобы начать общение, и это, конечно, более актуально для травмированной семьи. Карточки можно отбирать, ими можно меняться — есть много вариантов, за полтора часа успеваем пройтись максимум по 10 карточкам. После того, как начался разговор, психологу по большому счету, делать уже и нечего. Я думаю, семья, приобретая этот инструмент, найдет как его использовать. Ведь это здорово и удивительно, что нашлись слова, соответствующие твоему состоянию. А если ты раньше даже не думал об этом и вдруг задумался — опять же, открывает тебе новые возможности. В любом случае, приятно узнать, что другие уже нашли выход из аналогичной ситуации.
Почитать про игры можно на сайте Душа Ребенка (Kinderpsyche.com) или прийти на семинар и научиться играть в них! Следующий семинар 31 мая!
Похожие статьи