В Москве прошел Всероссийский форум региональных моделей и программ социализации детей, в рамках которого представители экспертного сообщества обсуждали проблемные вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения.
На форуме представили лучшие практики, которые демонстрируют, как государство решает вопросы социализации детей с разными видами инвалидности.
По словам заместителя начальника Управления коммерческих проектов в образовании и социальной сфере, руководителя проекта «Социальный навигатор» Натальи Тюриной, сегодня распространено представление о том, что государство недостаточно эффективно решает задачи социализации детей и вкладывает в это недостаточно много ресурсов. Она подчеркнула, что, напротив, на эти цели выделяется много ресурсов и формируются серьезные механизмы по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, с 2011 по 2013 год для распространения успешных моделей по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в России создана 81 площадка для стажировок, в рамках работы которых профильные специалисты могут повышать свою квалификацию для работы с детьми-инвалидами. Работа этих площадок субсидируется государством, в этом году субсидию размером 34 млн рублей получат 34 субъекта РФ.
«Вы знаете, что сегодня реализуются разные направления в области социализации детей под эгидой Министерства образования. Рассказать об этом людям — и есть цель нашего мероприятия», — говорит Н. Тюрина. Одним из главных проектов по улучшению жизни детей с инвалидностью стало создание на площадке МИА «Россия Сегодня» спецпроекта «Дети в обществе», который запустился 21 июля 2014 года. Это информационная площадка, где представлены актуальные материалы по вопросам организации жизни и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Также создан навигатор центров психологической помощи РФ, он вышел в сентябре 2014 года.
Директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец считает одной из главных задач построение межведомственного взаимодействия медико-социальных и образовательных учреждений, законодательной власти. Эта тема, по ее мнению, также и одна из самых острых сегодня: «Это серьезная проблема, над которой работают уже очень давно, но до ее полного решения еще далеко», — считает Т. Волосовец. Эксперт рассказала о том, что деятельность региональных образовательных организаций не консолидирована, каждая занимается своим делом и старается сделать его как можно лучше, но из-за отсутствия межведомственной связи общего результата не получается. Это отсутствие координации отражается, в том числе, и на бюджете, что также не способствует достижению общего результата: «Бюджетные деньги идут разными путями на разные цели и задачи. Каждая из целей выполняется, но они не взаимосвязаны друг с другом».
Деятельность региональных образовательных организаций не консолидирована, каждая занимается своим делом
Однако все же существуют примеры регионов, где практики осуществляются хорошо, правда, они в меньшинстве.
Один из таких примеров — Северная Осетия. Руководитель республиканского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования г. Владикавказа Алена Рамонова рассказала о том, как в этом регионе оказывается помощь детям-инвалидам.
В регионе был создан республиканский ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. «Основная задача центра — повышение квалификации работников образования, в том числе и специалистов сопровождения детей с особенностями здоровья», — рассказывает А. Рамонова. По ее словам, на определенном этапе работы организаторы столкнулись с недостатком квалифицированной специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: «Процесс развития инклюзивного образования в республике носил хаотичный характер, не было cтруктуры, подзаконных, локальных актов, которые регламентировали бы работу образовательного учреждения. Теперь мы можем оказывать именно практическое и психолого-педагогическое сопровождение детям с ограниченными возможностями здоровья».
Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализоваться в карьере и личной жизни, жить счастливо и полноценно
Сейчас в штате ресурсного центра 12 человек, среди них — специалисты-психологи, дефектологи, двигательный терапевт, АВА-терапевт, логопеды и социальные работники. «Основной своей целью мы ставим повышение качества жизни ребенка с проблемами в адаптации и социализации. Для достижения этой цели мы выбираем несколько маршрутов и работаем в нескольких направлениях», — говорит А. Рамонова. Первое направление — это повышение квалификации работников образования, второе — создание банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья, третье — привлечение социальных партнеров для повышения эффективности продвижения инклюзивного образования, четвертое — комплексное сопровождение детей, которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Команда ресурсного центра может выезжать непосредственно в образовательное учреждение, на базе которого проводится консультация, и работает с ребенком на месте. Также ведутся занятия с воспитателями и педагогами, которые работают с ребенком, нуждающимся в помощи.
В рамках форума прошел мастер-класс руководителя Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», члена правления Международной Ассоциации Autism Europe, представляющей аутистическое сообщество Европы в Европарламенте, Игоря Шпицберга. В своем выступлении он уделил особое внимание важности полноценной инклюзии детей с РАС и с другими видами инвалидности. По его мнению, каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализоваться в карьере и личной жизни, жить счастливо и полноценно, но ему нужно помогать в этом. Что, собственно, и является задачей государства, родительского и профессионального сообщества.
Главная фотография и фотография А. Рамоновой: Анна Сизова/МЕД-инфо
Фотография Н. Тюриной, Т. Волосовец: из открытых источников
Фотография И. Шпицберга: из личного архива
Автор: Анна Сизова
Источник http://med-info.ru/
Похожие статьи