Интервью 1news.az с предпринимателем, учредителем журнала Autograph и продюсером одноименной телепередачи Рамином Мусаевым.
Рамин Мусаев – успешный бизнесмен, учредитель одного из популярных автомобильных журналов, стал известен широкой аудитории после достаточно серьезных перемен в жизни — в январе этого года он попал в тяжелую аварию.
Долгие месяцы лечения, которое все еще продолжается и вынужденная «прикованность» к инвалидной коляске неожиданно для него самого сделали нашего собеседника одним из популярных пользователей «Фейсбука». Дело в том, что статусы этого человека просто поражают не просто оптимизмом и великолепным юмором, но каким-то удивительным светом и верой во все хорошее. И это при том, что Рамин Мусаев достаточно остро пишет о том, как сложно в нашем городе жить человеку, ограниченному в возможности передвигаться самостоятельно.
Долгие месяцы лечения, которое все еще продолжается и вынужденная «прикованность» к инвалидной коляске неожиданно для него самого сделали нашего собеседника одним из популярных пользователей «Фейсбука»
Мы встретились с ним накануне его дня рождения, и эта тема стала основой нашего разговора. Правда речь шла уже о «втором рождении». О том, как трансформировалась его жизнь после аварии и переоценке ценностей, о трудностях, преодоленных им и планах на будущее мы повели нашу добрую беседу.
— Рамин, как вообще получилось, что Вы – бизнесмен, учредитель журнала и продюсер одноименной телепередачи, стали байкером?
— Честно говоря, мне больше импонирует слово «райдер» (в переводе с английского «наездник»), потому что оно более точно отражает суть этого экстремального времяпрепровождения. У нас же те, кто этим увлекается, сами себя называют мотоциклистами. Видимо, это как-то связано с тем, что негативные стереотипы, связанные со словом «байкер», все еще существуют.
Мечта о том, чтобы самому заняться райдерством, пришла ко мне еще в 1993 году, когда я увидел настоящих «райдеров» в Турции, где учился в то время на банкира. Там уже тогда мотоспорт был весьма популярен, а поскольку мы жили в гостинице, расположенной неподалеку от проспекта Багдад, где было множество авто- и мотосалонов, байкеров мы встречали довольно часто. А по ночам еще и слышали порой, как они на специальной трассе устраивали гонки.
Но особенное впечатление на меня произвела одна супружеская пара «райдеров»: ему и ей – примерно за 60, и они ехали друг за другом, совершенно счастливые. С ними абсолютно не вязалось слово «старость» — их лица светились любовью: и друг к другу, и к жизни вообще. Меня это настолько зацепило и вдохновило, что с тех пор стать столь же счастливым стало моей мечтой.
— Когда же Вы ее осуществили?
— В полной мере – два года назад. Бизнес отнимал очень много времени, а я по сути перфекционист во всем и прекрасно понимал, что это – не просто хобби, а экстремальный вид спорта, и к нему надо относиться серьезно. А время для этого появилось лишь два года назад. Причем, оно пришло вместе с кризисом среднего возраста (смеется). Мне исполнилось 40 лет, а этот возраст, как известно, считается если не переломным, то знаковым, особенно, для мужчин. К этому времени происходит какая-то переоценка ценностей, подведение итогов половины жизненного пути, и, как правило, появляется стремление к переменам.
У многих они ограничиваются поисками «новой любви», пьяными ночными посиделками с друзьями, азартными играми…
У многих они ограничиваются поисками «новой любви», пьяными ночными посиделками с друзьями, азартными играми… Мой «бес в ребро» проявился в желании острых ощущений, и увлечение мотоспортом меня захватило полностью. Причем, если сначала это было просто восхищение, в процессе познания тонкостей мотоспорта оно дополнилось новыми эмоциями и чувствами, потому что среди своих единомышленников я нашел настоящих друзей.
При этом я не переставал оставаться ни бизнесменом, ни издателем, наоборот: свой первый опыт я тщательно описывал в некоем «дневнике начинающего райдера», который опубликовал в специальном приложении к журналу «Автограф». Я справедливо рассудил, что таких, как я – начинающих – немало, и мои рекомендации могут быть кому-то полезны.
Помимо практических тренировок я заручился и теорией: прочел около четырех книг о мотоциклистах, написанных профессионалами. Так что к концу «стажерства» я был подкован как физически, так и теоретически, и знал все о том, как устроен мотоцикл, как им управлять, какие опасные ситуации возможны при вождении… За два года, в течение которых я занимаюсь райдерством, я достиг довольно высоких результатов, и это может подтвердить любой из нашей дружной «семьи» мотоциклистов.
У меня был уже второй мотоцикл – самый «крутой» на тот момент (да и на сегодняшний день) спортбайк Ducati Panigale, с современнейшей электронной системой безопасности, мощным двигателем, да и визуально невероятно красивый.
Мы с друзьями успели объездить почти весь Азербайджан, выезжали в Грузию – там построили новый гоночный трек – мечту наших мотоциклистов. Хочу сказать, опыт у меня был достаточно хороший, и в «седле» я держался очень уверенно. Более того, место, где произошла авария, я знал, как свои пять пальцев.
Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает, и я попал в аварию – сейчас я понимаю, что не просто так. Потому что она стала причиной не только переоценки ценностей, но и принятия важных решений на будущее.
— Вот с этого места, как говорится, поподробнее.
— Меня очень любит Бог – это первая истина, которую я лишний раз осознал. Во-первых, потому что рядом со мной в момент трагического события был настоящий друг – Фарид Амрахов, который не просто не растерялся, а сделал все для того, чтобы помощь пришла как можно быстрее: позвонил в МЧС, разместил информацию на «Фейсбук», известил мою супругу и друзей.
Во-вторых, мне очень повезло, что одним из последствий моего «трехметрового полета над землей» с последующим падением была ретроградная амнезия, то есть, я не помнил саму аварию! И поэтому страха перед мотоциклами или машинами у меня нет.
То есть, и сами не спасаем, и спасти не даем! Парадокс!
В-третьих, на мне была отличная экипировка, которая защитила меня от более сильных травм: ботинки спасли мои ноги, а куртка – позвоночник, когда я скользил по асфальту на протяжении 40 метров. Я даже потом написал благодарность фирме-производителю на их страничке в «Фейсбуке». А про то, что такие аварии вообще заканчиваются летальным исходом, говорить не приходится!
Бог любит меня еще и потому, что моя замечательная жена Нармина не просто была всегда рядом, она на время стала «главрачом», взяв свои эмоции в руки, скоординировала работу всех врачей. Она – настоящий Ангел-Хранитель, моя любимая женщина и самый лучший друг.
К слову, о врачах: сначала меня отвезли в больницу скорой помощи Сабунчинского района, где ко мне, истекающему кровью (у меня, ко всем остальным травмам, был еще и открытый оскольчатый перелом бедра), просто никто не подходил! Идиотизм ситуации усугубил ответ врачей на просьбу дать машину «Скорой», чтобы перевезти меня в частную клинику: «Мы не имеем права отвозить пациента никуда, кроме государственных учреждений». То есть, и сами не спасаем, и спасти не даем! Парадокс! Так что сначала меня увезли в «травматологию», где, сделав рентген, решили срочно везти в Центральную Клиническую Больницу, куда меня отпустили под расписку. И уже там мне сразу же сделали первую экстренную операцию.
— Вы довольно долго пролежали в ЦКБ?
Да, и там я понял, насколько прекрасные у меня друзья: начиная с момента аварии и вплоть до выписки все они были рядом постоянно. И весь медперсонал в ЦКБ был ко мне внимательным и чутким. В палате у меня ежедневно устраивался некий «слет байкеров», а уже потом на нашей страничке в «Фейсбуке» я прочитал, как люди переживали и старались помочь. Словом, я вдруг почувствовал, насколько я счастливый человек. Я даже шутил, что, мол, смерть, которая приходит ко всем, невзирая на «календарные» праздники, именно в случае с моей аварией вдруг взбунтовалась и сказала: «Да что ж это такое! Даже в Новый год не дают отдохнуть! Живи давай!», — и ушла. (смеется).
— Ваше чувство юмора до аварии было таким же?
— Да, это не следствие травмы (смеется), но я был раньше… спокойнее, что ли. Строже. Сейчас я разговорился, что и Вы, вероятно, уже заметили (смеется). Ну, а если серьезно, я четко осознал, что Всевышний вновь подарил мне жизнь, а за такой щедрый подарок надо быть благодарным, и не на словах, а на деле.
Первое время я не совсем понимал, что же я такое должен сделать, но когда меня выписали домой, я вдруг понял, что чувствуют люди, которых мы называем «инвалидами». Знаете… когда сидишь безвылазно дома, в четырех стенах, прикованный к коляске, начинаешь сначала завидовать тем, кто может ходить. Потом – испытывать острое чувство горечи за то, что не ценил когда-то такую простую, но такую важную способность, данную нам Богом. А потом вдруг радуешься, что скоро встанешь, ведь мне несказанно повезло, я знаю, что буду ходить!
А сколько людей лишены надежды не только на это, но даже на то, чтобы однажды увидеть небо не через окно, а вживую? Вы знаете, сколько проблем у человека с ограниченными возможностями в нашем городе? Огромное количество, и главная из них – отсутствие возможности передвигаться! У нас не город ветров, а город лестниц! Практически нет никаких приспособлений, которые могли бы помочь людям на колясках даже просто выйти из дома, или забраться на тротуар, или даже просто подышать воздухом на бульваре: ехать по «брусчатке» на даже самой лучшей коляске – сложно!
Когда сидишь безвылазно дома, в четырех стенах, прикованный к коляске, начинаешь сначала завидовать тем, кто может ходить
Про то, что перейти дорогу человеку в инвалидной коляске нереально, я уже не говорю. Причем, даже с помощью нескольких человек! В подземных переходах установлены пандусы, с которых может спускаться только какой-нибудь камикадзе, потому что угол наклона у него – для воздушных гимнастов, а не для обычных людей. Съехать с него на коляске одному – это получить уже новые травмы, но даже с чьей-то помощью это опасно – не каждый сможет удержать тяжелую коляску, которой придет «ускорение» чуть ли не вертикально установленный спуск. К тому же, покрытие пола там мраморное! Вы знаете, я не боялся и не боюсь ездить на высокой скорости, не боюсь крутейших поворотов, но вот этих «спусков» я, честно, испугался!
И даже в реабилитационном центре, где я прохожу лечение – лестницы! Система «рельсового» подъема тоже есть, но для кого она? Вопрос интересный, потому что оттуда можно съехать так далеко, что костей точно не соберешь. В общем, это все – грандиознейшая проблема нашего города, и я решил с этим что-то делать, как только встану на ноги.
— То есть, Вы думаете, у Вас получится решить проблему, над которой бьются вот уже много лет наши инвалидные организации?
— Я буду стараться ее решить. И это не просто слова, у меня есть конкретная цель, а цели я обычно добиваюсь.
— Тем не менее, Ваши статусы в «Фейсбуке», где Вы стали сейчас очень популярны, говорят о том, что Вы увидели массу положительного, в частности, в людях.
— Да, потому что самое главное богатство Азербайджана – это именно наши люди. Мы – очень добрый, теплый, душевный народ, в чем я убеждаюсь каждый день. Я столкнулся с отзывчивостью нашего народа, мне постоянно стараются помочь совершенно незнакомые мне люди, и это меня бесконечно радует.
А что касается статусов… знаете, что я еще понял: мы изголодались по позитивной информации, положительным взглядам и добрым словам. Неслучайно мой статус о доброте людей получил огромное количество лайков, отзывов и «перепостов» — людям необходима какая-то убежденность, что мы все замечательные. Мы истосковались по гордости за самих себя…
Поэтому еще одним моим решением стало создание блога. Знаете, я ведь вот так, от души, стал писать именно в больнице, в первые дни после аварии… Не сразу, конечно — когда начал что-то вспоминать и во время кратковременной депрессии, ведь она была, скрывать не стану. И уже не знаю, то ли это было воздействие лекарств, то ли просто общее состояние, но я почувствовал вдруг желание высказать то, что думаю, без всяких ограничений, которые мы обычно ставим, публикуясь в соцсетях. Неожиданно для меня самого мои статусы стали популярными… И я понял, что людям нужна искренность. И кто-то должен сделать первый шаг, так пусть это буду я. Тем более, что я его уже сделал, правда, почти в бессознательном состоянии, так что, если что – всегда смогу свалить на это. Шучу, конечно. Я стою за своими словами (смеется).
Я столкнулся с отзывчивостью нашего народа, мне постоянно стараются помочь совершенно незнакомые мне люди
— У Вас достаточно серьезные планы на будущее. Что движет вами?
— Да, и я уверен, что я их воплощу. Потому что за такой подарок, как жизнь, надо быть благодарным. За такую жизнь, как у меня – вдвойне. Мною движет вера, надежда и любовь. Ведь рядом со мной – любимая жена Нармина, в которую я влюбился заново, я даже ей подарил новое обручальное кольцо! (смеется). У меня трое замечательных сыновей. Старший сын Анар, как только узнал о том, что случилось, специально прилетел из Америки и был рядом почти все это время. Младшие Агаси и Микаил буквально дрались за первенство в помощи мне. У меня очень заботливые старшие в семье. И я хочу сделать лучше не только их жизнь, но и помочь еще кому-нибудь. Кому смогу.
— Наверняка Вы уже горите желанием вернуться к своему экстремальному хобби.
— Я ни минуты не сомневался, что я вернусь. Представляете, в первый день после аварии, лежа в больнице, я услышал рев двигателя мотоцикла, который ехал по проспекту. И сразу ощутил привычный «драйв», и адреналин подскочил сразу. Так что, вернусь я однозначно. Просто, помимо этого, я хочу сделать в нашей телепередаче отдельную рубрику, посвященную исключительно мотоспорту, с советами как к начинающим мотоциклистам, так и водителям автомобилей, попытаться объяснить и тем и другим безопасную езду. Думаю, им это не помешает.
— Спасибо Вам за беседу. Желаю Вам скорейшего выздоровления и удачи в воплощении Ваших планов!
Натали Александрова
Фото: Лала Гулиева
Источник: http://www.1news.az/interview/20130422104717641.html
Похожие статьи