Никите Дроботу 19, и он дитя своего времени: учится в вечерней школе, работает курьером, ходит в бассейн и любит фаст-фуд.
Мы разговариваем, сидя за столиком минского Макдональдса. Никита отвечает на вопросы, но смотрит не на меня, а на сидящую рядом маму.
Ему так проще: у Никиты аутизм.
***
Галина показывает выданные в Никитином детстве заключения специалистов. Все проблемы ребенка с аутизмом налицо: задержка речевого развития (мальчик произнес первые слова в 6 лет), нарушения внимания и интеллекта, гиперкинетический синдром… Первый класс Никита окончил на дому, а затем мама нашла в частном секторе маленькую школу с интегрированными классами. Учеба пошла на лад. После уроков мальчик успевал заниматься с психологом, рисовать, играть на саксофоне и других музыкальных инструментах…
Галина – из тех мам, которые считают, что самостоятельности много не бывает. Поэтому перед Никитой после окончания базовой школы встал вопрос о трудоустройстве. Решить его помогли сотрудники проекта «Первые шаги к работе», который с 2012 г. реализует общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (БелАПДИиМИ) при поддержке немецких партнеров.
Суть проекта – трудоустройство молодых людей с инвалидностью, их интеграция в трудовые коллективы.
Курьер и человек с неизученными возможностями Никита Дробот любит путешествоватьГде находится остров гениальности?
– Конечно, был период адаптации на новом месте: Никита не сразу понял, что у него появились обязанности, – рассказывает Галина. – Однажды он с утра отключил мобильный телефон и вместо работы поехал на рынок, искать пару для нашего попугайчика. Я пережила стресс, хотя сердце подсказывало, что с сыном все в порядке.
О том, что Никита заблудится в двухмиллионном городе, можно не беспокоиться. Никита чувствует себя в Минске, как рыба в воде. Так же уверенно он ориентируется в Киеве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах помельче. Никита любит изучать выложенные в интернете карты и схемы, и у него феноменальная память.
– Никита, какой день недели пришелся на 22 октября 2011 года? – между делом спрашивает мама.
– Суббота, – не меняясь в лице, отвечает молодой человек. И так же быстро называет день недели любой предложенной даты. Я проверяю по календарю на мобильнике: все верно.
– Никита, откуда ты это знаешь? – допытываюсь.
– Из Википедии, – коротко объясняет Никита. Галина говорит, в раннем детстве объяснение звучало иначе: «Из головы».
Не каждое предприятие может похвастать наличием среди сотрудников настоящего саванта – человека с присущим только ему «островом гениальности».
– Сын окончит школу, будем думать о дальнейшем образовании, – говорит Галина. – Не век же ему работать курьером.
Импровизация по просьбе клиента
Предприятие «СпецИнваМонтаж», на котором работает Никита, занимается установкой металлических ограждений вокруг столичных школ.
Примерно год назад в Минске произошел трагический случай: в школьном дворе машина насмерть сбила мальчика. Трагедия вынудила городские власти принять решение о защите школ от вторжений автовладельцев.
– На предприятии работают сварщиками и разнорабочими люди с легкими формами инвалидности, – рассказывает специалист по сопровождаемому трудоустройству проекта «Первые шаги к работе» Эдуард Шипицын. – А бок о бок с ними два наших подопечных, юноши с довольно тяжелыми умственными нарушениями.
Сотрудникам проекта пришлось проявить творческие способности и продемонстрировать знание строительных технологий, чтобы найти для них занятие. Нашли: молодые люди молотками сбивают с металлических прутьев окалину. Это необходимая перед покраской забора манипуляция.
– Постоянно приходится импровизировать, – констатирует Эдуард. – Если у человека что-то получается плохо, сразу следует реакция руководства. Мы приходим на выручку: «А может, ему это попробовать? А может, это?»
Сотрудники проекта первое время сопровождают своих подопечных, которых они уважительно именуют клиентами. С кем-то надо отработать маршрут, чтобы не терялся в городе. С кем-то – несколько дней провести на рабочем месте, напоминая, что этикетку надо клеить вот на эту, плоскую поверхность флакончика. Рано или поздно каждый молодой человек приобретает необходимые ему навыки.
– Большинство вакансий, которые мы предлагаем, не требуют квалификации: упаковка, сортировка, наклейка этикеток, – рассказывает Эдуард. – Хотя бывают исключения. Одну слабовидящую, почти незрячую выпускницу педагогического университета устроили психологом на предприятие химической промышленности. Это тоже была наша инициатива, поддержанная руководством предприятия: ранее ставки психолога на предприятии не было, а потребность в его работе, очевидно, имелась.
Доктор лучше знает, живой вы или мертвый
Первый серьезный барьер на пути человека с инвалидностью к работе – МРЭК. В белорусском законодательстве уже нет понятия «нерабочая группа инвалидности», но и наниматели, и врачи по привычке им оперируют.
– Четверым подопечным экспертная комиссия поначалу отказывала в рекомендации на определенные виды деятельности, – рассказывает Эдуард.
Юлия одна из этой четверки. В прошлом она работала секретарем. Затем получила травму и инвалидность в связи с легкими интеллектуальными нарушениями. Члены экспертной комиссии посчитали, что ее диагноз не позволяет ей выполнять обязанности делопроизводителя. А сотрудники проекта видели: Юлия с ними успешно справляется.
– Я сам вместе с мастером производственного обучения проводил диагностику: девушка доказала, что умеет работать с необходимыми для делопроизводства компьютерными программами. Она освоила даже бухгалтерскую программу!
Только после ходатайства ОО «БелАПДИиМИ» и характеристики с места работы, после того, как мы донесли до экспертов информацию о деятельности проекта, рассказали про его концепцию, Юлия получила рекомендации.
Мы плотно сотрудничаем с медиками, стараемся знакомить их с зарубежным опытом. В Польше, например, экспертные комиссии из привлеченных специалистов работают при общественных инициативах. То есть в рамках одной организации производится оценка возможностей и потребностей клиента, его профессиональная подготовка, психологическая подготовка к интеграции в трудовой коллектив. Все специалисты работают в тесной связке, чего в наших реалиях нет и никогда не было.
Юлия по сей день успешно выполняет обязанности делопроизводителя.
Как Эдуард Шипицын выяснял, что такое «хороший инвалид»
– Наниматели порой говорят: мы согласны принять на работу инвалида, только пришлите нам хорошего. Начинаешь разбираться, какой смысл вложен в словосочетание «хороший инвалид» – оказывается, сообразительный, хватающий все на лету, физически сильный, готовый не только выполнять свою работу, но и помогать в погрузке-разгрузке. И при этом – претендующий на весьма скромное вознаграждение.
Проект «Первые шаги к работе» рассчитан в том числе и на людей с интеллектуальными особенностями. У большинства из них в трудовых рекомендациях значится ограничение тяжелого физического труда. Наниматели не бросаются переманивать таких работников друг у друга.
– Чтобы не ограничиваться вакансиями предприятий Белорусского общества инвалидов, ищем объявления под рубрикой «Требуются» в интернете, сотрудничаем с Министерством труда и социальной защиты, центрами занятости, посещаем ярмарки вакансий, – продолжает Эдуард. – Спрашиваете, сколько надо сделать звонков, чтобы найти одно рабочее место? Много!
В Беларуси брать на работу сотрудников с инвалидностью выгодно: если не менее 50 процентов штата имеют индивидуальную программу реабилитации», предприятие получает существенные налоговые скидки.
– Но, как правило, наниматели, с которыми мы общаемся, этого не знают, – рассказывает Эдуард. – Нет у них надобности заглядывать в этот раздел Трудового кодекса и привычки думать о трудоустройстве людей с ограничениями.
Мы рассказываем о налоговых льготах, социальной ответственности как неотъемлемой черте европейского стиля ведения бизнеса; пропагандируем лучший опыт на международных конференциях, в которых принимаем участие.
Хотелось бы, чтобы не только общественная организация, но и государство информировало работодателей о преимуществах работы с людьми с инвалидностью.
Работать вместе или в удаленном месте?
Увы, в наших реалиях стремление интегрировать людей с ментальной инвалидностью в трудовой коллектив чаще всего приводит к их сегрегации.
Иногда молодые люди отрываются от коллектива в буквальном смысле слова: два предприятия расширили свои производственные площади, чтобы люди с особенностями работали в отдельном помещении.
Недавно фирма по пошиву спецодежды отказала двум подопечным проекта. Работа была легкая, молодые люди с ней справлялись. Но наладчик станков сказал мастеру участка: «Если они здесь будут работать, уйду я». И их уволили спустя три дня после начала работы.
– Мы видим абсолютную неподготовленность начальства, бухгалтерии, коллег к общению с такими людьми, – рассказывает Эдуард. – Пытаемся работать с коллективом – объясняем, беседуем, раздаем брошюры по этикету общения с людьми с инвалидностью. Все равно вокруг такого человека часто образуется не теплая аура понимания, а вакуум.
Еще один участник проекта был трудоустроен в колл-центр. У него ДЦП, но при этом хорошие интеллектуальные способности и коммуникативные навыки. Через несколько дней директор, не объясняя причин, сказал «Спасибо, мы больше не нуждаемся в ваших услугах».
В беседе с руководителем мы выяснили, что причина – в поведенческих особенностях парня: слишком много разговаривал, отвлекал соседей. Поговорили с парнем, он спохватился: «Ой, да, я много болтал…»
Этот молодой человек все понял, сейчас он ищет новую работу. А мне очень жаль, что некому было до увольнения деликатно настроить на рабочий лад парня, который за годы в четырех стенах просто истосковался по общению.
***
За год работы проекта почти 200 молодых людей заявили о желании работать. Пока удалось устроить только каждого восьмого соискателя – 27 человек. Это при том, что Беларуси остро не хватает рабочих рук.
– На протяжении многих лет мы, общество «здоровых», смотрели на людей с особенностями развития исключительно через призму их диагнозов. Хочется надеяться, это отношение меняется, – говорит председатель БелАПДИиМИ Елена ТИТОВА. – Каждый человек ценен. Независимо от того, какой он, и каких успехов может достигнуть. Человеческая жизнь ценна сама по себе. Жизнь и есть смысл жизни.
В школе при грамотной работе педагога особенный ученик может стать душой класса: он как младший ребенок в семье, всем хочется его опекать и радоваться успехам. Ценность сотрудника с особенностями тоже не исчерпывается трудовым вкладом и налоговыми льготами предприятию. Есть еще преимущества, которые на первый взгляд не видны: принимая людей с ментальными особенностями, как равных, общество избавляется от мешающих его развитию стигм. Мы, «здоровые», узнаем что-то важное, то, что делает человека – человеком.
Только все это – при условии двустороннего движения: шагов людей с ментальной инвалидностью и общества навстречу друг другу.
Похожие статьи