Правила эффективного инклюзивного общения

Социальное движение «Белая трость» предлагает Вашему вниманию 20 правил инклюзивного общения! Они подготовлены специально к презентации проекта «Молодежные инклюзивные игры — 2014. Новое поколение», которая прошла 22 мая 2014 года во Дворце молодёжи (г. Екатеринбург). Подробнее о Молодёжных инклюзивных играх вы можете УЗНАТЬ ЗДЕСЬ.

Итак, правила. Читайте… Применяйте… Дополняйте…

Десять правил эффективного общения с людьми с инвалидностью

1. Когда Вы разговариваете с человеком, имеющим инвалидность, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, даже тем, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь переспросить.

5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми людьми. Инвалидность – не повод для фамильярности.

6. Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске или хвататься за трость – то же самое, что опираться или виснуть на ее владельце или хватать человека за глаз. Специализированные устройства для инвалидов – это часть неприкосновенного личного пространства человека.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Никогда не притворяйтесь, что Вы поняли, если на самом деле это не так.

8. Когда Вы беседуете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто умеет читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки, закрывающие рот) не мешало.

10. Не смущайтесь, если сказали: «Увидимся», – или: «Вы слышали об этом…?» – тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

Правило главное и заключительное: если Вы сомневаетесь, как правильно себя вести в той или иной ситуации, положитесь на свой здравый смысл. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Главное, если Вы стремитесь быть понятым – Вас поймут. Не бойтесь шутить. Хорошая шутка поможет наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же его уважайте. Тогда все будет хорошо!

Автор правил: Карен Мейер, Национальный центр доступности США.

Десять правил эффективного общения с людьми без инвалидности

1. Если просишь помощи – обращайся к конкретному человеку, не надо при этом кричать и нервничать. В то же время просьба должна быть сформулирована чётко, лаконично и вежливо.

2. Во время разговора со зрячим человеком обязательно поворачивайся к нему лицом. Незрячие люди часто встают спиной или боком к собеседнику.

3. Не требуйте от здоровых людей мгновенного понимания ваших проблем, дайте время прийти в себя; помните, что с таким, как вы, здоровый человек, возможно, сталкивается впервые.

4. В разговоре не стесняйтесь использовать терминологию здоровых людей (к примеру, фильм или футбольный матч мы смотрим, сплетни и новости – слышим, а на концерты и в кино с друзьями — ходим), иначе может возникнуть нежелательная дистанция.

5. Не стесняйтесь в публичных местах использовать специализированные устройства, такие как трость, озвученный телефон, коляска, протезы, слуховые аппараты и т. д. У некоторых инвалидов (особенно недавно получивших инвалидность) существует комплекс перед здоровыми людьми. Надо чётко понимать, что безопасность и независимость гораздо важнее предубеждений, и тогда окружающие начнут воспринимать все необходимые устройства как интересные аксессуары.

6. Если вы получаете помощь, не пытайтесь взвалить на человека, оказывающего её, все ваши проблемы. Благодарите за любую оказанную помощь и не требуйте от окружающих подвига.

7. Чем спокойнее и увереннее вы держитесь, тем легче вам рассчитывать на помощь окружающих.

8. Ни при каких обстоятельствах не пытайтесь вызвать к себе жалость.

9.Избегайте ненужных конфликтов; помните, что с этими людьми могут столкнуться такие же, как вы. Проявите корпоративную солидарность!

10. Есть такой парадокс: охотней помогают тому, кто более самостоятелен и лучше адаптирован к жизни.

Правило главное и заключительное: самый верный маркер успешности и адаптированности – это когда старинные друзья, выходя из вашей машины, забывают достать вам коляску, думая, что вы сейчас выйдите и так. Просто стоят у машины и ждут. Или, когда ваша семья нагружает на вас все свои дела, не сомневаясь, что вы сделаете их быстрее и лучше, чем они сами.

Авторы правил:
Сергей Парахин,
преподаватель ориентирования в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих,
инвалид по зрению
 
Татьяна Редина,
учитель начальных классов в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом», психотерапевт, клинический психолог,
инвалид-колясочник

Пользуйтесь этими правилами и никогда не отказывайте себе в радости простого человеческого общения!

Источник: http://www.extrability.ru



There are no comments

Add yours

*