С детства Фабьян Марсо любил спорт, профессионально занимался баскетболом и футболом, подавал большие надежды. Казалось, вся жизнь будет связана со спортом. Но во время летних каникул, когда он подрабатывал вожатым, произошел несчастный случай, разбивший вдребезги все его надежды и планы на жизнь. Это произошло 16 июля 1997 года: «Было поздно, мы с ребятами дурачились, я нырнул, но в бассейне было слишком мало воды… Очнулся я на бортике, но двигаться уже не мог». Вертолет, операция, реанимация… Врачи сказали, что он не сможет больше ходить. Но в 1999 году, после продолжительной терапии, он встал на ноги. «Судьба – шутница … Чтобы встретить беду лицом, нужно храброе сердце и крепкий дух» После несчастного случая Фабьян Марсо взял себе псевдоним Grand Corps Malade[1], сокращенно GCM. Такое неожиданное название связано с его высоким ростом (194см) и с любовью Фабьяна к замысловатым текстам и лингвистическим играм (в детстве мама звала его «Маленьким синим котенком»).
«Я любил школу. Конечно, у меня были трудности, но это, потому что я бездельничал, по правде говоря. Мне нравилось веселиться с друзьями, сбегать из школы, когда отменялись уроки, играть в футбол на переменах. Конечно же, это всегда заканчивалось разбитым окном. Вспоминаю, как в третьем классе друг семьи, посмотрев на школьную фотографию, заметил, что я один белый среди всех учеников. А я никогда не обращал на это внимания».
Его мать, библиотекарь, приходила в отчаянье, что сын не читает. А сейчас тексты GCM разбирают в старших классах школы.
Есть одна старая мысль, способная всех уравнять:
Каким бы путем ты ни шел – испытаний в жизни не избежать.
Жизнь – это мистер Хайд, а не доктор Джекил, друзья.
И пусть ты этот фильм давно не видел, но отсидеться в тихой гавани нельзя.
Ты слышал когда-нибудь, как кричит младенец в роддоме?
Он уже знает, что жизнь не только игрушки ему готовит.
Смех и плач, падения и взлеты – есть в нашей природе,
То солнце, то грозы, а ведь это все совсем не о погоде.
Мы живем в лабиринте, за любым поворотом – капкан,
Но в наших силах увидеть ловушки и раскрыть обман.
Судьба – шутница, в любую секунду разобьет тебя в прах и пух.
Чтобы встретить беду лицом, нужно храброе сердце и крепкий дух.
(Mental)
Слэм
В 2003 году Фабьян открыл для себя слэм – молодое поэтическое течение, зародившееся в середине 80-х в Чикаго. Слэм — это поэтическое состязание, своеобразный перформанс, когда поэты со сцены читают или рассказывают свои произведения. Открытие этого жанра стало поворотной точкой в биографии GCM, ведь любовь к творчеству была у него с детства, а после несчастного случая слишком много накопилось в душе, чтобы не дать этому выхода. Слэм просто стал самой подходящей формой для Фабьяна: «Слэм – это способ писать, говорить, делиться с другими». А в 2006 году появился его первый альбом, «Midi 20», было распродано 700 000 экземпляров, завоевано несколько музыкальных наград. Хотя сам Фабьян считает слэм и его музыкальное воплощение – разными направлениями. В первую очередь, слэм — это игра слов, жизнь, эмоции, а уже потом музыка.
«Слэм – это не просто несколько человек, которые записывают диски. Он родился в барах и завоевал сумасшедший успех. Выступления проводятся в колледжах, делают открытые площадки. Думаю, у слэма прекрасное будущее. Это направление не угаснет. Люди берут слово, это момент их творческого выражения. И это работает. Продлится ли эксперимент взаимодействия слэма и музыки? Не знаю. Для меня это все-таки разные вещи».
Хотя во многом своей популярности он обязан именно этому проекту.
Путь к успеху
У каждого свои сложности. В моей жизни основной проблемой стал тот несчастный случай. А детство у меня было вполне счастливое, да и в школе все шло хорошо. А вот после той травмы пришлось полностью менять жизнь. Я хотел быть тренером, играл в сборной по баскетболу. Пришлось принять произошедшее как данность. Восстановление прошло хорошо. Мне в жизни приходилось не так уж сложно, если, конечно, не принимать во внимание этот инцидент. Я год провел в инвалидном кресле. Когда происходят такие вещи, тяжело любому. Но если твоя страсть – компьютеры, то это как-то проще перенести, чем, если вся твоя жизнь – это спорт. Пришлось бороться с двойной болью.
Город
«Я тридцать лет живу в городе, он мне просто необходим. Я обожаю деревню, море, горы, но только в отпуске. У меня никогда не было нежелания возвращаться в город. Мне нравится эта насыщенность городской жизни: встречи, разные люди, все это смешение культур, шум, движение. Город питает и вдохновляет меня».
Спорт
«Спорт всегда занимал огромное место в моей жизни. До двадцати лет и того несчастного случая, я занимался только им. Я был очень амбициозным, плакал, когда проигрывал. В какой-то момент я состоял в трех клубах одновременно: занимался теннисом, легкой атлетикой и баскетболом, который и выбрал в конечном итоге. Всегда играл в футбол с друзьями. После травмы я переквалифицировался в спортивного менеджера, работал на разных спортивных мероприятиях. Но невозможность заниматься спортом – огромная трагедия для меня. Я скучаю по физическим нагрузкам, по спортивной атмосфере.
Майкл Джордан – мой абсолютный кумир. Я встретил его во время его последнего посещения Парижа (в 2006). Во время торжественного обеда он сидел один за столом, и я подошел представиться. На своем диком английском я выдал что-то типа такого: «Во Франции все тебя любят и восхищаются тобой, но я тебя люблю больше всех». Он рассмеялся и обнял меня. Я сохранил меню того вечера с подписью: «Майкл Джордан приглашает Grand Corps Malade»
Концерт или матч?
«Обожаю, когда публика встает и аплодирует. Именно за это я люблю сцену. Но в ряду чистых эмоций, скачка адреналина, спорт, конечно, сильнее музыки. Нет ничего круче, чем передача в конце игры, которая позволяет тебе выиграть матч. В такие минуты ты – властелин мира: зрители встают, твоя команда несет тебя на руках… Но большое преимущество артиста перед спортсменом в том, что его карьера на обрывается внезапно в 35 лет, к тому же там меньше физического насилия. В общем и целом, быть поэтом проще, наверное».
Первая книга
«Я всегда знал, что напишу книгу, но затянул немного с этим, никак не мог взяться. Мне казалось, что это будет посложнее покорения Эвереста, но совершенно неожиданно для себя, написал ее всего за три месяца. Даже если бы я не писал слэм, то все равно хотел бы оставить какой-то след для себя и своих близких, чтобы помнить об этом невероятном периоде своей жизни».
В песнях Фабьяна, за исключением «Шестого чувства», почти не упоминается тот несчастный случай, перевернувший его жизнь.
«Это было очень богатое на события время, сложное. Такое не расскажешь в песне за три минуты. Я хотел поговорить немного о себе, но предметом моей книги стала не моя личная реабилитация или мое состояние души в тот момент. Я хотел описать то, что было вокруг, будни людей с тяжелой инвалидностью. Эта книга – о всех пациентах и тех, кто им помогал.
Я пятнадцать лет ждал, прежде чем взяться за перо. С 2006 года я известен благодаря музыке. Я не смог бы написать эту книгу раньше. Я хотел рассказать о себе публике с помощью моих песен. Затронуть другие темы: любовь, дружба, жизнь пригорода, политика… Я хотел представиться как автор слэма, прежде чем говорить о своей инвалидности. После выхода трех альбомов, 350 концертов, сотрудничества с другими исполнителями, я могу себе позволить написать эту книгу о жизни инвалида, не боясь, что люди увидят меня только таким».
Книга получила название «Patients»[2], не просто так.
«Два значения этого слова тесно связаны между собой. С одной стороны — это пациент, находящийся в реабилитационном центре, с тяжелой степенью инвалидности, он зависит от других. Поэтому он должен быть очень терпеливым.
Я был пациентом вместе с другими, поэтому название пришло само. А во множественном числе я использовал это слово, чтобы показать общность нашего положения. Это как путешествие, которое ты не выбирал. Мы все в одной лодке, а вот когда это путешествие закончится, или куда приведет, никто не знает».
Несмотря на серьезность сюжета, в книге много смешного.
«Я решил рассказывать обо всем иронично, может быть, с небольшой долей цинизма, и самокритики. Чтобы рассказать о серьезных вещах без лишнего пафоса, но при этом сохранить деликатность. А вообще, действительно, много забавного было. Интересный парадокс: это был самый тяжелый период в моей жизни, но при этом у меня не осталось о нем ничего, кроме самых хороших воспоминаний».
[1] Grand Corps Malade – Большое Больное Тело («Tall Sick Body»)
[2] Patiens (мн.ч.) – сущ. patien – пациент, прил. – patien — терпеливый
Похожие статьи