Почему взять Рейсхтаг может каждый инвалид. Часть 1

От чего зависит качество жизни инвалида? Cтепень утраты здоровья, уровень дохода, безбарьерная среда? Большинство считает, что именно это. Я же уверена, что уровень жизни инвалида зависит, в первую очередь, от отношения к нему общества. Во время недавнего путешествия в Германию в составе интегрированной группы я увидела, как наслаждаются жизнью, путешествуют и реализуют свои возможности европейские инвалиды. Да, для них созданы все возможности. Просто потому, что обществу дорог каждый человек.

Туристы — авантюристы

Работа в интегрированных группах – это основной принцип Белорусского молодежного общественного объединения «Разные-Равные», членами которого являются участники поездки. За пятнадцать лет деятельности объединения интеграционных проектов разной тематики было много, однако так далеко от дома мы выбрались впервые. Многие участники вообще никогда раньше не выезжали из Беларуси. Так что два полных дня в Берлине стали для всех интересным экспериментом.

В прошлый раз я ездила в Европу в детстве, поэтому после долгого перерыва было страшновато, справлюсь ли. Немного утешало то что помимо меня в составе группы из 10 человек было еще два колясочника и полностью не видящая девушка. Для пущей уверенности все взяли с собой ассистентов. Поскольку я неплохо справляюсь самостоятельно, было решено не брать ассистента для меня персонально, а если понадобится помощь, обращаться к членам группы. Обращаться все-таки приходилось, ибо тащить самостоятельно свою сумку не могу – руки постояно заняты канадскими палочками.

Инвалид европейский – какой он?

Первое, что бросается в глаза при въезде на вокзал – огромное, по сравнению с СНГ, количество инвалидов. Разных «расцветок», «фасонов» и «типов»…Вот милого вида рыжеволосая девушка шустро пробирается к эскалатору. Палочку,  которой она «смотрит» на дорогу, в ее руках замечаешь в последнюю очередь. На платформе, возле мест для курения сосредоточенно затягивается  пирсингованный панк-колясочник с вызывающей причёской… Мужчина, идущий на протезе, никого не удивляет, и даже дети в городе не обернутся ему вслед. Сталкиваясь с подобным отношением, испытываешь культурный шок. Очевидно, что инвалид  для немца – такой же обычный человек.

Дружелюбный транспорт

Отличительная черта Германии в целом и Берлина в частности — свобода передвижения для людей с  различными физическими ограничениями. За эти два дня я поняла, почему немецкие инвалиды так много путешествуют.

Германия достаточно большая страна, с развитой системой железнодорожного транспорта. В своем путешествии мы воспользовались двумя его видами: скорыми поездами ICE (курсируют между федеративными землями), и S-Bahn, пригородно-городские электрички. Наше перемещение из города Геритстрид (Бавария) в Берлин через Нюрнберг, Дрезден, и Котбус заняло в общей сложности около 15 часов. Причина, по которой мы ехали «на перекладных» проста – поездка на прямых поездах до Берлина стоит недешево. Хотя возможность такая, безусловно, имеется.

Как правило, поезда двухуровневые, в  каждом из них есть отдельные вагоны для инвалидов (обозначено значками «инвалид» или «»велосипед») с широкими проходами, сиденья в таких вагонах располагаются только вдоль стен. В тех же вагонах располагаются инвалидные коляски, а также честные граждане с велосипедами. Которых (велосипедов, а не граждан, разумеется) по всей Германии великое множество. Интересный момент: ездить на велодорожках и останавливаться на них на коляске настоятельно не рекомендуется. Дорожка – велосипедистам, и только. Для остальных имеются тротуары.

На каждом вагоне железнодорожного транспорта имеется кнопка открытия дверей, которую нажимают при выходе и входе сами пассажиры. При этом нет опасности, что двери закроются, вас зажмет между ними, и поезд тронется. Погрузиться в вагон может каждый. Практически на каждом поезде (исключение составил поезд из Магдебурга) в подобных вагонах опускается металлическая подножка для колясок. При необходимости работник вокзала, дежурящий на перроне, может помочь вам войти. Нашей группе помощь предлагали часто.

Кроме того, каждый вагон оборудован электронным указателем с названиями направления движения и станциями следования. Для слабовидящих названия станций дублируются в репродуктор, правда только на немецком ( иногда английском) языках. Помимо этого сообщается, на какую сторону выход, и в каком направлении можно уехать с каждой станции.

Маленькие нужды

Отдельного внимания заслуживают в немецких поездах туалеты. Они оборудованы по технологии био, внутри имеются поручни для слабостоящих и слабоходящих. В одном из берлинских поездов мы обнаружили шрифт Брайля рядом с кнопкой смыва, крана и бумагоприемника. В целом, такие мелочи, как закрытие кабинки, открытие кранов и выдача салфеток для рук полностью автоматизированы.

Туалеты в Германии платные повсеместно. Цена на момент поездки – от 0,5€ до 1€. Исключение составляют вышеупомянутые места в поездах. Однако на вокзалах нас бесплатно пропускали в  отдельный туалет для инвалидов.

Кнопки с брайлевским шрифтом  имеются и в лифтах на берлинском главном вокзале, которые поднимут вас на любой этаж.  Эти лифты участники поездки между собой окрестили «говорящими», поскольку при нажатии этажа цифра дублируется в репродуктор, затем лифт «сообщает», с какой стороны выход. Все кнопки находятся на уровне доступа колясочника, поэтому к выходу можно подготовиться заранее.

К слову, такие же лифты имеются во многих берлинских торговых центрах.

Продолжение следует…

Автор: Оксана Шерстюк



There are 2 comments

Add yours
  1. Наталия

    Здравствуйте, Оксана!
    Можно спросить — как назывался ваш хостель в Берлине?
    Спасибо заранее!
    Наталия


Post a new comment

*