Страшное ДТП, и доктор выносит вердикт: «Ходить не сможете. Никогда». Так в 17 лет Саша стал инвалидом-колясочником. Он вспоминает роковой двухтысячный: «Смотрел в потолок и не представлял, как теперь жить дальше. Год приходил в себя, был в депрессии. Но однажды решил: хватит заниматься ерундой. Надо жить!»
Парень смирился с новым статусом, взял себя в руки. Выучился на чертежника-конструктора, получил корочки оператора ПВМ, подтянул знания в машиностроении, которое изучал до аварии. Продумал бизнес-план, получил государственную субсидию: одной тысячи долларов хватило на регистрацию ЧУП, покупку базовых инструментов и станков. И понеслось. Сегодня Александр Махортов — успешный минский бизнесмен. Возглавляет собственное многопрофильное предприятие, где работают инвалиды I и II группы.
«Сейчас в команде восемь человек. Растем и дальше: сегодня, к примеру, взяли на работу инженера-программиста. Парень с ДЦП передвигается в кресле, но это не помешает ему продвигать наш сайт в интернете», — Александр паркует свое авто и пересаживается на коляску. Начинаем экскурсию по одному из цехов.
В мастерской скрупулезно трудятся над переоборудованием машин под инвалидов. Несколько модификаций, и газ с тормозом всегда будут у них под рукой. Первое в стране предприятие такого рода Махортов открыл после того, как удачно переделал машину себе и друзьям. И телефон стал обрываться: появилась очередь других желающих. Деятельность решил узаконить. По дорогам уже ездят более 650 авто, которые прошли через золотые Сашины руки.
«Раньше люди прибегали к кустарному способу. А что было делать, когда надо и негде? Но такие переделки не регистрировали в ГАИ. Потому что опасно: некачественные рычаги могут сломаться на полном ходу», — рассказывает и листает клиентскую базу: заказов много. Заявки, гордо добавляет предприниматель, поступают даже из-за рубежа.
«Как-то нам пригнали машину с тюнингом, в нее вложили 120 тысяч долларов. Там полный «фарш»: звездное небо на потолке, массажеры, современная аудиосистема, телевизоры… — вспоминает, как впервые прикоснулся к такой конфетке. — Трудились над «Шевроле» три дня. Из мастерской иномарка отправилась в путешествие по всему миру. Уже у побережья океана хозяин авто нам позвонил и поблагодарил: машина работает как надо!»
Александр Махортов отвлекается: на смену вступил Валерий Бервольд, ждет поручений. «Долго и тщетно искал работу, но везде отказывали. Уже было отчаялся. Решил модифицировать машину, чтобы хоть как-то расширить круг своих возможностей. Стал Сашиным клиентом, а затем и стажером, — рассказывает Валерий и бодро закручивает гайки. — В штат приняли быстро, теперь это моя вторая семья».
Язык не поворачивается назвать собеседников людьми с ограниченными возможностями. Они могут все, что нужно для счастья: работать, обеспечивать семью, дружить. И заниматься спортом: дважды в неделю коллеги гоняют баскетбольный мяч. Льют пот и для здоровья, и для великого дела — спортсмены мечтают вновь поехать на чемпионат Европы.
«Мы уже причастны к мировым соревнованиям, но пока в другом ключе, — интригует Александр Махортов. — Смотрите. Обычная железяка? Ан нет. Это будущие лыжи для гонок. Заказ Дмитрия Лобана, бронзового призера Олимпиады в Ванкувере». У Александра горят глаза: в планах — сделать «санки» для всей команды наших паралимпийских спортсменов. А я, например, не сомневаюсь: сделает! Качественно и от всей души.
Хандрить и жаловаться на жизнь у Махортова времени попросту нет: помимо работы, он еще и благотворитель. Правда, сам себя так не называет, смущается. Лишь скромно замечает: «Ремонтирую все, до чего руки дотягиваются. А надо, могу и смастерить с нуля». Как в случае с тренажером за 4 тысячи евро.
«Друг, тоже инвалид, в больнице увидел дорогой аппарат. Врачи хвалили механизм. Мол, творит чудеса. Глаза у него загорелись, а денег не было. Вот я и помог», — вспоминает, с чего все начиналось. С разрешения медиков Александр сделал замеры и взялся за сварку. Да так увлекся, что смастерил множество дополнительных бонусов для удобства и пущего эффекта от упражнений. Теперь тренажеры делает на заказ. Изготовлено уже около 100 штук.
Но это еще не все. Мастер на все руки может спроектировать и изготовить любое инвалидное кресло. Легкое и прочное — именно такие тенденции диктует большой город. «Как пушинка! — без затруднений одной рукой поднимает коляску над головой. — Каждый день мы преодолеваем лестницы, бордюры, взбираемся на порог общественного транспорта. Надо обладать недюжинной силой, чтобы таскать десятки килограммов железа. А у нас, к примеру, одно колесо весит всего-то 700 граммов. Воздушные, но прочные конструкции облегчают жизнь».
Чтобы не быть голословным, испытывает на прочность боковину инвалидной коляски. И так и сяк гнет — панель непоколебима. «Натуральный карбон — как в машинах «Формулы-1». Очень прочный материал», — для наглядности Александр проделывает то же самое на обычной коляске. Тонкий алюминий не выдерживает, сразу деформируется.
Команда давно изучает жалобы и просьбы инвалидов. И стремится выдавать продукт, близкий к идеалу. Ребята ежедневно тестируют коляски, дорабатывают и видоизменяют. «Первый экземпляр был несовершенным, но памятным. Коляску смастерил для сироты из Лиды. Когда преподнес подарок, девушка заплакала от счастья», — признается. Кстати, она до сих пор передвигается на тех колесах.
Александр и команда с тех пор далеко ушли: «Вот новая коляска. Ее аналог за границей стоит более 3 тысяч евро. У нас, конечно, не такие заоблачные цены. Счастливым обладателем активной коляски стал знаменитый инвалид-путешественник Александр Авдевич, который недавно проехал всю Европу на хендбайке».
Первая, нерабочая, группа инвалидности в корне изменила жизнь Александра Махортова. Но не сломала. Двигаться вперед, хотя и на колесах, его вдохновляет любимая жена Маргарита. Предприниматель держит в руках связку ключей от нового помещения. Место для универсального ремонта авто он выбивал больше года. И вот новенькую мастерскую скоро откроет неподалеку от действующих цехов. А значит, появятся вакансии для людей с безграничными, как показывает жизнь, возможностями.
Похожие статьи