Невозможность ухода

Фильм «Я буду рядом» взял главный приз «Кинотавра». И я хочу, чтобы он взял «Оскар», на который он уже номинирован. На мой взгляд, ничего лучше о вопросах жизни и смерти за последние годы не снимали и еще долго не снимут.

У Инны маленький сын, который скоро пойдет в первый класс. У них отношения лучших друзей. Инну мучают головные боли,  на которые она вначале не обращает внимания. Когда начинаются обмороки, она наконец доходит до поликлиники, и обнаруживается, что у нее неоперабельный рак мозга. И Инна начинает искать для своего сына новых родителей.

Это, в общем, основное содержание. То есть если друзья спросят вас, о чем сюжет, вы, наверное, расскажете примерно так. Я могу рассказать его вам без всякого страха спойлеров, потому что из этого совсем не следует вывод, стоит вам его смотреть или нет. Его так и в афишах описывают, но суть его совсем не в этом.

Где-то посередине просмотра становится физически больно. Сгибаешься пополам, пытаешься выдохнуть и прокашляться и абсолютно однозначно думаешь, что это документальное кино про реальную девушку, которая умирает на твоих глазах на большом экране. Она подыскивает новых родителей сыну, знакомится с ними, тестирует их, приучает ребенка, видит, как он их слушается и почти уже называет мамой и папой, она приводит их к себе домой – и уходит, уходит, уходит из жизни с каждым кадром. У нее отказывают память, ноги, она становится дурашливой, к жизни на несколько минут ее возвращает только проморолик, снятый ею же когда-то о сыне для поиска новой семьи. Одна из последних фраз, пока еще в проблесках рассудка – в разговоре с девочкой-соцработником: «Ты бреешь ноги? А я больше никогда не буду брить ноги». В каждом эпизоде под глазами – чуть больше синей тени, накануне смерти – совершенно безумная, чужая, дикая для этого лица улыбка. Она отдает сына заранее из-за невозможности ухода за ним.  Невозможность ухода из жизни ее самой – в развязке: мертвую не показывают.

И только на финальных титрах «В главных ролях…» вспоминаешь, что фильм — игровой, а фантастическая актриса Мария Шалаева жива и здорова.

Мой знакомый водитель с золотыми зубами, который всегда ходит в подростковой шапке-чулке, сбитой на затылок, и с цепью на груди и с которым не страшно ездить снимать фильмы про бандитов, на этом фильме плакал.

Плакал весь зал, кроме маленьких детей, которые сидели тихо и не понимали, почему вокруг плачут все взрослые.

Более того, режиссер  фильма Павел Руминов признался, что во время монтажа он тоже плакал.

В фильме нет морали о том, что надо раньше обращаться к врачу, что нельзя, к примеру, курить или совершать плохие поступки. В нем нет зубодробительно конторской «социально важной роли», которая заключалась бы в содействии адаптации больных раком и их родственников.

Но это тот фильм, который очищает и лечит. Чистым состраданием, которое можно попробовать на язык, собрать в мензурку и поддерживать температуру внешней среды для долгого хранения.

После него мне безумно захотелось жить и появились вечные вопросы к Богу.

Автор: Алена Быкова

Трейлер фильма «Я буду рядом»

Кинотавр. Павел Руминов о фильме «Я буду рядом»

Павел Руминов и Мария Шалаева о фильме «Я буду рядом»

 



There are no comments

Add yours

*