Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) совместно с Центром занятости населения Санкт-Петербурга в нынешнем году проводят уже второй цикл семинаров, посвящённых немецкой методике «HAMET-2». Поскольку расшифровка этой аббревиатуры дословно на русский непереводима, то по согласованию с коллегами в Германии у нас её назвали «Профессиональная диагностика, способствующая развитию». Особенность этой методики в том, что она предлагает именно систему выявления способностей ментальных инвалидов и дальнейшего их трудоустройства. Более того, она успешно применяется в детском доме-интернате №1 в Петергофе. В Германии такое тестирование проходят ментальные инвалиды с 14 лет, в детском доме №1 – с 16 лет. На семинары приглашены специалисты из Службы занятости, социальной сферы и общественных организаций. Рассказывает ведущая семинаров, педагог-психолог детского дома-интерната №1 Наталья Корельская:
Инициатор проведения семинаров – Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. В нашем учреждении, детском доме-интернате №1 в Петергофе мы этой методикой пользуемся уже около 10 лет. А наши немецкие коллеги, которые подарили нам её, работают по ней уже более 30 лет. Опробовав её, мы провели международную конференцию в 2006-м году. Тогда в Санкт-Петербург приезжали разработчики методики и делились опытом с работниками сфер образования и социального обслуживания населения.
Методика «HAMET-2» изначально рассчитана на контингент, который не справляется с обычной школьной программой, и позволяет узнать, насколько человек способен овладеть какой-либо ремесленной профессией, где надо что-то делать руками. Методика состоит из четырёх модулей. Первый модуль – это непосредственно диагностика ремесленной умелости, второй – развивающий модуль, третий – модуль социальной компетенции, а четвертый мы не используем, так как он содержит задания, связанные с конкретным производством, на которое ориентируются немецкие коллеги. Используется очень хороший алгоритм, который позволяет определить направление трудовой деятельности, в котором человек будет наиболее успешным.
Какие задания предполагаются в этих модулях?
Н. К.: Первый модуль помогает определить, может ли человек выполнять однообразную работу. Даются задания. Болт, две шайбы, гайка – нужно закрутить восемь гаек, засекается время, за которое человек выполняет это задание. Потом нужно эти восемь гаек раскрутить – в этом случае время также засекается. Следующее задание – сборка и разборка регистра. Карточки разных цветов с буквенными обозначениями. Нужно собрать в отдельные стопки все карточки с буквой А, все карточки с буквой В и так далее. Потом нужно собрать карточки группами, в каждой из которых есть A, B, C, D, E. Ещё одно задание – вдевание нитки последовательно в 10 иголок. И потом нужно определённым образом сложить салфетку.
Во втором модуле человек уже использует какой-то инструмент. Нужно раскрасить заданный контур, не выходя из него, прошить на швейной машинке по бумаге и ножом для резки бумаги вырезать по заданному контуру коробочку. Если швейной машинкой кое-кто из тестируемых уже пользовался , раскрашивали что-то практически все, то нож для резки бумаги – это предмет, который редко кто использует часто. И можно посмотреть, насколько человек обучаем владению новым инструментом. Следующее задание – на восприятие симметрии. Для подопечных нашего детского дома оно сложное, но ребята с лёгкой умственной отсталостью с ним справляются. Там нужно продолжить контур, симметрично от оси дорисовать фигуру, разложить по образцу шайбы на листе бумаги. Следующее задание позволяет узнать, сможет ли человек работать на производстве, где для выполнения задания нужно приложить силу. То есть при помощи верстака, молотка и тисков нужно согнуть проволоку определённым образом. Ещё одно задание выполняется на компьютере: по точкам на осях координат нужно построить заданный рисунок, ввести текст в компьютер. И последний тест второго модуля – сможет ли человек выполнить измерения. Нужно начертить отрезки заданной длины и найти точки пересечения на плоскости.
Когда человек выполняет все задания, компьютер обрабатывает данные о нём, и мы получаем профиль, по которому можно, например, понять: человек сможет делать работу, которая требует достаточной скорости, но в ней не очень важно качество, или наоборот, ему лучше работать там, где важно качество, но не очень важна скорость. То есть, какой вид трудовой деятельности наиболее предпочтителен для данного конкретного человека.
При каждом из заданий есть возможность тренинга: сначала мы с подопечным пробуем выполнить задание, только после того, как он говорит: «Да, я понял», мы ему предлагаем тест. Дальше: допустим, раскрашивая, он выходит за контур, а на собеседовании говорит, что хочет быть маляром. Тогда мы даём ему тренировочные задания, при помощи которых тренируется нужный навык.
Третий модуль – это модуль социальной компетенции. Мы смотрим, как человек ведёт себя в группе, хорошо ли он срабатывается с новым коллективом, или ему нужен стабильный коллектив, с которым он уже давно знаком.
Вы не используете четвёртый модуль – адаптацию к конкретному производству. Заменяете ли вы его чем-то?
Н. К.: Мы его не заменяем, поскольку, к сожалению, у нас в стране проблемы с трудоустройством инвалидов. Часть территории нашего детского дома арендует предприятие, занимающееся металлообработкой. Тех ребят, которые успешно справляются с заданием, в котором необходимо применение силы, мы устраиваем туда.
Методика как-то учитывает конкретные диагнозы? Ведь люди с разными диагнозами порой ведут себя в принципе по-разному.
Н. К.: Методика в принципе рассчитана на тех, кому нужны ремесленные виды труда, на тех, кто не справляется с интеллектуальными заданиями, но хорошо что-то делает руками.
Для определения предпочтительного для человека вида деятельности вы используете выводы, которые делает компьютер. Но ведь человек – не машина. Что, если человек не соглашается с полученными о нём данными и говорит, что хочет заниматься другим делом?
Н. К.: Тогда мы его направим в ту мастерскую, где он займётся тем, что выявилось при помощи этой методики, но при этом будем проводить дополнительные занятия по тому делу, которое он предпочитает сам. В нашем детском доме есть мастерские – столярные, сборочные, швейные и другие. И мы смотрим, в какой из мастерских молодой человек работает наиболее успешно, а дальше предлагаем ему тренировочные задания для развития уже проявившихся способностей. Например, в швейной мастерской он может поначалу строчить прямой строчкой, изготовляя подворотнички для военных, а после тренировок выполнять более сложные операции.
А если человек не прошёл какой-то уровень тестирования?
Н. К.: Значит, для него нужно найти работу, где он сможет применять те навыки, которые всё-таки имеет. У нас ребята собирают шариковые ручки.
Ваши семинары востребованы специалистами?
Н. К.: В прошлом году мы провели четыре семинара. Большинство тех специалистов, которые были в прошлом году, пришли и в этом. Мы ведь не повторяем то, что было в прошлом году, а продолжаем. Если в прошлом году семинары были в первую очередь ознакомительные, то в этом году мы больше рассказываем о том, как мы адаптируем методику в наших условиях. В прошлом году у нас было около 60 человек, в этом году около 50, из которых пятеро новых. После наших первых семинаров эту методику приобрела и успешно использует коррекционная школа № 439. Если кто-то из специалистов захочет применять эту методику, то он должен будет съездить в Германию на обучение, купить право на использование методики. Мы говорили с представителями Комитета по труду и занятости населения о том, что на наш город будет достаточно двух-трёх мест, где эта методика будет использоваться. Туда все смогут посылать своих подопечных для прохождения тестирования. Сама методика – диск с программой, проверочные плёнки и остальное – стоит недорого, порядка 500 евро. Комитет по труду и занятости населения пока в раздумьях.
Зачем нужна новая методика профессиональной ориентации? Старые методики не работают?
Н. К.: Для такого контингента у нас и не было до сих пор профориентационных методик, как таковых. Есть опросники, но они не всегда подходят ребятам, у которых есть интеллектуальные нарушения. К тому же, в этих опросниках предлагается выбрать профессии, которые для наших ребят в принципе не подходят – понятно, что они не смогут работать врачами или учителями.
Видите ли Вы в этой методике какие-то недостатки?
Н. К.: Да нет, недостатков я в ней не вижу. Есть одно большое «но», которое мы не можем решить своими силами: программа на немецком языке, и именно с ней мне приходится работать. У нас нет денег на то, чтобы перевести компьютерную программу на русский язык.
Как эта методика действует в той же Германии? Где конкретно работают люди, трудоустроенные с её помощью?
Н. К.: Они работают, например, на заводе «Mersedes» неподалёку от Штутгарта. После тестирования они прошли обучение и трудятся.
В вашем детском доме ребята живут до 18 лет?
Н. К.: Нет, есть и более старшие. При нашем детском доме существует реабилитационный центр, в котором живут ребята от 18 до 35 лет. Туда попадают те, кто подлежит дальнейшей социальной и трудовой реабилитации. За последние 8 лет более 20 наших подопечных получили жильё и живут в городе самостоятельно. Сейчас ещё 6 человек стоят в очереди на получение жилья и для 8 человек собираются документы для постановки их в эту очередь. Всего в реабилитационном центре проживают 100 человек. Для остальных, тех, кто не может жить сам, у нас пока альтернативы психоневрологическому интернату нет. И по достижении ими 35 лет мы вынуждены отправлять их туда. К сожалению, в ПНИ реабилитационного процесса нет. В Европе есть опыт реабилитации ментальных инвалидов после 40 лет – и в Германии, и в Финляндии, и в Швеции, например. В той же Германии такие люди работают до пенсионного возраста. Причём есть мастерские даже для тех, кто не может пройти «HAMET».
Молодцы сотрудники ДДИ — 1. Вам — Наталья, Валерию Николаевичу Асикритову и всем остальным сотрудникам большой поклон за ваш труд.