В Московском театре кукол украинская ночь совсем не тиха, но полна шумов и шорохов, пения птиц и плеска воды «Майскую ночь» Гоголя сыграли для незрячих
У нас кукольный театр всегда обслуживал детскую аудиторию, между тем во всем мире это один из самых гибких видов искусства, где возможны самые смелые эксперименты. Достаточно вспомнить Филиппа Жанти или наш уникальный театр «Тень», многократный лауреат «Золотой маски».
Кстати, в Московском театре кукол сегодня тоже работают обладатели высшей национальной премии — Евгений Ибрагимов и Александр Максимычев, Вячеслав Игнатов и Борис Константинов, а зрительская аудитория неуклонно расширяется. Недавно в рамках проекта «Театр на ладошке» здесь поставили два спектакля для самых маленьких зрителей — от года до трех лет. С такой аудиторией в Европе работают уже давно, для нас это пока новация.
Но, пожалуй, самый смелый эксперимент Театра кукол — это выпущенный накануне спектакль для слепых «Майская ночь» по Гоголю. Казалось бы, театр — это в первую очередь визуальное искусство, и спектакль для незрячих обречен превратиться в радиоспектакль. Но молодой литовский режиссер Каролина Зерните умудрилась задействовать не только слух, но и другие органы восприятия.
Ее первая постановка для слепых, сделанная еще в Вильнюсе, так и называлась «Сказка для шести чувств». Помимо традиционных зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, она выделяет шестое чувство — чувство театра, ощущение погружения в предлагаемые обстоятельства, которое слепым дается легче, чем зрячим. Вспомните, ведь когда мы пытаемся представить себе что-то невероятное, мы закрываем глаза.
В Театре кукол слепые зрители не только не платят за билет, но становятся полноправными участниками представления. Они сидят прямо на сцене и оказываются в эпицентре фантастического рассказа Гоголя. В двух шагах от них поют и пляшут, месят тесто и пекут галушки, парубок милуется со своей любимой, а бедная Панночка спасается от страшной ведьмы-мачехи, превратившейся в кошку.
Украинская ночь здесь совсем не тиха, а полна звуков: шумов и шорохов, пения птиц и плеска воды, скрипа шагов по каменистой дорожке и дребезжания старых дверных петель. Звуковая партитура разработана виртуозно, и создается она не где-то за сценой, а тут же, во время действия, с помощью простых подручных средств.
Тем же кустарным способом создаются другие 4D эффекты — порывы ветра и брызги дождя, запах луговых трав и аромат свежих пирогов. Невидящие зрители могут попробовать сказку на ощупь — у главных героев есть кукольные дублеры, которые буквально идут по рукам. Причем куклы сделаны из материалов, которые тактильно передают характер персонажей: теплые, мягкие ткани у Панночки и холодная кожаная перчатка с острыми когтями — у ведьмы.
По словам незрячих участников спектакля, они испытали полное погружение в сказочный гоголевский мир. А обычные зрители, сидевшие в зале, почувствовали себя немножко соучастниками игры, словно они оказались на театральной кухне, где процесс изготовления чудес не менее интересен, чем результат.
Сегодня об искусстве для «других» зрителей вспоминают все чаще. На прошедшем недавно в Петербурге детском фестивале «Арлекин» состоялся круглый стол «Театр равных возможностей», где разные коллективы делились опытом работы с инвалидами — детьми с ДЦП и синдромом Дауна, колясочниками и глухонемыми. Пока проблем, конечно, больше, чем их решений.
Многие театры сегодня оборудованы специальными пандусами и лифтами, но до них нужно еще добраться, а городская инфраструктура у нас совершенно не приспособлена для передвижения на колясках. Во многих театрах есть возможности для титрования спектаклей, бегущая строка, но ими не умеют пользоваться.
Недавно в Москве прошел первый фестиваль «Арт-сфера» для людей с ограниченными возможностями. Выступавший на его открытии Сергей Капков заявил, что «нам нужно уйти от дискриминационного взгляда на инвалидов, сделать так, чтобы любое культурное учреждение, будь то театр, музей или школа искусств, было приспособлено и для людей с ограниченными возможностями».
Это, конечно, долгий путь, и до Европы, где люди с проблемами здоровья являются полноценными членами общества, нам далеко. Но инклюзивный спектакль Театра кукол, доступный и для обычных детей, и для их незрячих ровесников, — один из первых и очень важных шагов в этом направлении.
Источник: http://izvestia.ru/news/549385#ixzz2RqIrTnaT
Похожие статьи