Музыка — это самое совершенное проявление любой философии… В музыке живет вечное, неоконченное, неуловимое.
Людвиг Ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в 1770 году в Бонне. Его отец, Иоганн, был певчим Боннской придворной капеллы. Жена Иоганна, Мария Магдалена, родила ему семерых детей, из которых выжили только трое сыновей: Людвиг, Каспар и Иоганн.
Именно у отца маленький Людвиг брал первые уроки музыки и проявил такие удивительные способности, что в возрасте семи лет уже концертировал. Видя недюжинные успехи своего сына, Иоганн стал надеяться на повторение «чуда Моцарта» и связанные с ним финансовые выгоды для почтенных родителей юного гения. Как бы там ни было, он решил всерьез заняться музыкальным образованием сына. С 1780 г. наставник Людвига — К. Г. Нефе, директор придворного театра и оркестра. Нефе познакомил своего ученика с произведениями И. С. Баха, руководил его первыми шагами как композитора. Кроме того, он ввел его сначала в придворный хор на место помощника органиста, а затем, когда Людвигу было всего 14 лет, устроил в придворный оркестр скрипачом, так что юноша получал регулярное жалованье.
Бетховен рано узнал итальянскую, французскую и австрийскую музыку и, будучи еще учителем игры на фортепиано, подружился с семьей Брейнингов. В их доме часты были разговоры об искусстве, о немецких литературных и философских новинках. Так молодой композитор получил представление о Клопштоке и Шиллере, Гердере и Гете. Атмосфера открытости культуре, господствовавшая в доме Бренингов, в немалой степени повлияла на формирование творческой индивидуальности Бетховена.
В 1787 году Бетховен переехал в Вену в надежде, что сможет брать уроки у Моцарта, однако пробыл в этом городе недолго. Он принужден был вернуться в Бонн, чтобы ухаживать за умирающей матерью и спасать опустившегося отца-алкоголика. Ему, старшему из братьев, пришлось взять на себя тяжелую обязанность содержать семью и дать образование Каспару и Иоганну.
Плодотворные годы
Несмотря на трудности, Бетховен продолжал учиться. В 1789 году он стал посещать лекции по философии в Университете в Бонне.
В 1792 году композитор приехал в Вену, желая стать учеником Гайдна. Однако отношения между ними сложились непростые, и Бетховен решил, что дальнейшее музыкальное образование будет получать у преподавателя контрапункта Альбрехтс-бергера и композитора Антонио Сальери.
Бетховен в процессе сосредоточенного творческого созерцания В Вене Бетховену было суждено прожить до конца своих дней. Здесь он быстро прославился и как пианист и мастер импровизации, и как композитор. Немало способствовали его успеху и материальному благополучию богатые и просвещенные аристократы, такие как князь Лихновский, граф Разумовский и эрцгерцог Рудольф. Они открыли композитору новые возможности: благодаря их финансовой поддержке и связям Бетховен выступал в лучших залах и заключал выгодные договоры с крупными музыкальными издательствами.
Двадцать лет — с 1795 года, когда Бетховен дал первый публичный концерт, до 1815 года, когда он прекратил выступать как пианист и дирижер, — стали для композитора периодом напряженного творчества и международного признания. Для полного счастья не доставало лишь одного — верной подруги жизни.
Но счастья в любви Бетховену испытать не довелось. Давая уроки музыки, он бывал в аристократических домах и нередко влюблялся в своих юных учениц. Ни одна из этих любовных историй не закончилась женитьбой. Родители возлюбленных уважали Бетховена и восхищались его талантом, но на брак согласиться не могли, ведь Бетховен был человеком простого происхождения.
В доме Брунсвиков Людвиг познакомился с сестрами Терезой и Жозефиной, а также с их очаровательной кузиной Джульеттой Гвичарди. Бетховен восхищался всеми тремя девушками, но особенно выделял Жозефину, которую в семье звали Пепи. Вполне вероятно, что именно ей адресовано знаменитое письмо к «бессмертной возлюбленной», которое Бетховен написал в 1812 году. Говорили также и о том, что Бетховен является отцом дочери Жозефины —Миноны. В дальнейшем избранницами композитора были мещанка Тереза Мальфатти, с которой он почти дошел до алтаря, и певица Амалия Зебальд.
Неизлечимая болезнь
Уже в 1795 году Бетховен почувствовал первые признаки глухоты. Недуг, подступавший медленно, но неумолимо, в корне изменил жизнь композитора. Он был на грани нервного срыва, из-за болезни ухудшились его и без того непростые отношения с окружающими. Общаться с друзьями композитор теперь мог только при помощи «разговорных тетрадей», впоследствии ставших знаменитыми. Со временем он оглох полностью. Но даже это не помешало ему сочинять и не поколебало его веры в ценность жизни.
Последние годы Бетховена прошли под знаком спора о том, кто будет опекуном Карла, сына его умершего брата. Бетховен не хотел, чтобы племянник оставался у матери. Через три года тяжбы он выиграл дело, но его отношения с Карлом безнадежно испортились. В 1826 году Карл попытался покончить с собой. Это окончательно подорвало душевные силы стареющего композитора.
Бетховен умер в Вене в 1827 году в возрасте 57 лет. Насколько скромными и загадочными были похороны Моцарта, настолько пышно и торжественно хоронили Бетховена. В траурной процессии участвовало двадцать, а то и тридцать тысяч человек. Друг композитора поэт Грилыгарцер написал прощальное слово, последняя фраза которого звучала так: «Тот, кто придет вслед за ним, не сможет продолжать дело его, но должен будет начать с самого начала, потому что в своем творчестве Бетховен дошел до границ искусства».
Стремление к абсолютной свободе
Бетховена отличала не только разносторонность культурных интересов, но и готовность защищать статус свободного художника, полностью независимого в своем творческом и экзистенциальном выборе. Уже в 1798 году в «Патетической» сонате — одной из 32, написанных для фортепиано, — композитор обнаруживает стремление к абсолютной творческой свободе. Более поздние его сонаты — знаменитая «Лунная», «Вальдштейновская» и «Прощание» — в еще большей степени проникнуты этим стремлением.
Одновременно с сонатами появлялись квартеты и девять симфоний. Третья («Героиче-ская») знаменует собой разрыв с прошлым, а в Девятой симфонии, в финале которой к оркестру добавляются хор и голоса солистов, уже звучит «Ода к радости» Шиллера — страстный призыв ко всеобщему братству. Идея единения (некоего «братства во Христе») звучит и в Торжественной мессе.
Творческое наследие Бетховена велико. Многие его произведения еще при жизни автора публика оценила как шедевры. Среди них — пять фортепианных концертов, скрипичный концерт, увертюры и опера «Фиделио».
Творческая энергия Бетховена была подобна бурной реке, которая смела на своем пути последние оплоты классицизма в музыке и проложила русло для нового направления — романтического. Не только произведения великого композитора, но и его мировоззрение и образ жизни оказали влияние на композиторов-романтиков.
Похожие статьи