Лондон. Королевские условия

Евгения в Лондоне

Сколько Олимпиад потребовалось провести в Лондоне, чтобы его идеально адаптировали для инвалидов, за что люди на колясках признательны английской королеве и, главное, каково это, когда везде можешь пройти и проехать сам. Журналист и модель Евгения Воскобойникова привезла колонку из рождественской британской столицы. О том, как по-настоящему выглядит безбарьерная среда и в каком плане подданные королевства – не чета нашим гражданам.

Я думала, что не увижу города красивее, чем олимпийский Лондон. Но, как оказалось, я ошибалась. Рождественский Лондон оказался гораздо более сказочным. Настоящих Санта Клаусов, гуляющих по Оксфорд-стрит, я не заметила, но атмосферы праздника хватало и так. Создается впечатление, что каждый британец хочет лично от себя внести частичку этой сказки. Поэтому они сами украшают гирляндами, оленями и еловыми венками свои скромные садики около чопорных краснокаменных подъездов особняков. И не ворчат на тему того, что «мы и так платим налоги, и пусть городские власти занимаются всеми этими украшениями».  На каждом шагу, вперемешку с живыми цветами, продаются живые елки. Кстати, после праздников елки выбрасывают прямо на тротуары, откуда их забирают городские службы вывоза мусора и отправляют на переработку.

И порадовало то, что этой красотой можно наслаждаться без каких-либо надуманных препятствий. Хочешь добраться до центра города из любой его точки в одиночку на коляске — пожалуйста, никаких проблем. Весь транспорт приспособлен для этого. У любого, даже самого старого знаменитого двухэтажного красного автобуса есть пандусы. Но это не самое главное. (В Москве тоже на автобусах есть значки «инвалид», но это не значит, что ими можно пользоваться. Чтобы в них попасть, надо прежде адаптировать и автобусные остановки, и, к примеру, дорогу от дома к ним.) Главное — отзывчивость людей. Любой водитель, увидев на остановке колясочника, обязательно переспросит, какой маршрут ему нужен, выдвинет рампу и поможет заехать. Да и в самом автобусе пассажиры-британцы не будут возмущаться, что им приходится стоять на остановке чуть дольше обычного. Только российские тетки-курицы с пакетами Gucci могут разныться по поводу того, что на десять минут опоздают на очередную инъекцию ботокса (привет Божене Рынска и ее блогу).

Можно ездить и на такси. Во всех черных кэбах, народных британских такси, есть пандусы, которые, ВНИМАНИЕ, всегда работают, и таксисты не делают кислых мин, когда им нужно выйти и помочь тебе заехать по пандусу: ведь ты платишь им за это.

Что касается лондонской подземки, здесь, конечно, сложности возникают. Поскольку практически все станции в центре города довольно старые, снабдить их лифтами почти невозможно. Но даже несмотря на это, британцы пытаются сделать все возможное, чтобы их город был доступен для всех. Плюс ко всему, ее Величество королева не ходит по ступенькам, а ездит только на лифтах (хотя вряд ли она спускается в метро). Недавно в одном из репортажей телеканала BBC услышала, что в  лондонской подземке из 270  станций полностью приспособлены для всех категорий граждан лишь 69 станций. Лишь 69! Москве остается о таком только мечтать, не говоря уж о других городах нашей необъятной Родины.

Но, как ни странно, это нормально. В Британии тоже далеко не сразу все появилось. Огромный прорыв произошел в 1948 году, когда в городке Сток-Мандевиль, недалеко от Лондона,  зародилось паралимпийское движение. Там до сих пор существует рехаб, восстановительный центр для лечения людей с заболеваниями опорно-двигательной системы, один из основателей которого, профессор Людвиг Гуттман, и стал родоначальником Паралимпиады. Чтобы подбодрить и развлечь своих больных во время лондонской Олимпиады-1948, он организовал у себя в центре Параллельные игры. Уже через четыре года на них съехались 130 спортсменов из разных стран. А в 1960 году в Риме эти соревнования прошли официально под эгидой Олимпиады. Именно от слова «параллельный» образовалось название Паралимпиада – а никак не от слова паралич, как я и сама считала некоторое время назад.

А уже для Игр 2012 года в Лондоне ничего не нужно было адаптировать и переделывать. И так для нормальной жизни инвалидов там все практически идеально. О Сочи, столице следующих Паралимпийских игр, я пока этого сказать не могу.

Почему так? Думаю, дело все же в ответственности надзорных органов. В Британии существует специальная комиссия, не государственная, но очень влиятельная. Если эта комиссия не дает положительного заключения, например отелю не дадут пять звезд – до тех пор, пока абсолютно все в нем не будет приспособлено для всех категорий людей. Пока в России не начнут реально штрафовать строительные фирмы за отсутствие доступности в новостройках, у нас ничего не изменится.

Лондон не может не поражать своей архитектурой. О его домах и замках можно  говорить бесконечно, но больше всего меня удивила организация движения. В городе нет проезжих частей шире двух полос в одном направлении, но при этом я не заметила особых пробок, даже несмотря на Christmas и  бесконечную беготню в поисках подарков. Кстати, товары с рождественской тематикой тут начали продавать еще в сентябре, чтобы уж точно все успели запастись пластмассовыми Сантами и десятками метров гирлянд.

Автор: Евгения Воскобойникова



There are no comments

Add yours

*