Кубок континентов вне возраста

В Москве впервые прошел турнир по спортивным танцам на колясках «Кубок континентов».

В Москве впервые прошел турнир мировой серии по спортивным танцам на колясках «Кубок континентов». До этого конкурс четыре года проводился в Петербурге, где находится основной тренерский штаб российской сборной в этом виде спорта. Всего в турнире приняли участие 256 человек — инвалиды-колясочники и «стоячие» танцоры. «Газета.Ru» наблюдала за прошедшим в выходные финалом конкурса в латиноамериканской программе, победителями которого стала российская пара.

Галина Рыжкова в фиолетовом платье с пайетками держит за пояс своего партнера Вячеслава Осипова. Он что-то тихо шепчет ей сверху. Еще 10 секунд, и под гремящую музыку они начнут танцевать самбу, первый танец латиноамериканской программы в спортивных танцах.

Рядом с ними еще пять пар финалистов, которые выступают в категории «Комби». Это значит, что в паре танцующих один из партнеров сидит в инвалидной коляске, а второй — «стоячий» танцор.

Галина Рыжкова и Вячеслав Осипов участвуют в Кубке континентов, турнире мировой серии по спортивным танцам на колясках. В этом году конкурс впервые прошел в Москве. До этого его четыре года проводили в Санкт-Петербурге.

Питер стал родиной спортивных танцев на колясках в нашей стране. Именно там живет и работает президент Федерации спортивных танцев на колясках Елена Лозко. Она со своим партнером Дмитрием Поляковым — первые победители чемпионата мира в этом виде спорта, который проводился в Японии в 2000 году. В нынешнем году чемпионат мира снова будет проводиться в Японии. «У нас очень сильные соперники. И победа — это подойти в хорошей форме к таким соревнованиям. Стать первым не принципиально. Но все, кто выйдет в финал, достойны первого места. От года к году уровень растет», — рассказывает Лозко.

В России в 1990-х годах ничего не слышали о таком направлении спортивных танцев, как танцы на колясках. Естественно, не было никаких специалистов. Однако за 10 лет удалось создать Федерацию спортивных танцев на колясках, которую Лозко и возглавляет. Сейчас сама Елена Лозко уже не танцует. Кроме руководства федерацией она занимается организацией Кубка континентов.

В спортивных танцах на колясках есть несколько категорий: дуэты, где оба партнера в колясках; комби, где один партнер «сидячий», а другой — «стоячий»; сингл (одиночные танцы) и ансамбли.

За два дня, что проходил турнир «Кубок континентов», было разыграно 26 комплектов медалей в различных дисциплинах. Кроме российских танцоров в конкурсе участвовали спортсмены из Австрии, Кореи, Великобритании, Сербии, Тайваня, Германии и других стран — всего на конкурс приехало 256 спортсменов. Судили турнир представители Испании, Израиля, Норвегии, Японии, Кореи, Германии, Бельгии.

Спортивные танцы на колясках оценивают по нескольким критериям: техника, экспрессия, музыкальность.

«Нужно, чтобы музыку танцевали, потому что двигаться можно технично, но музыку не слышать. Надо, чтобы оба танцора двигались, потому что бывает, что стоячий вокруг колясочника бегает, а тот сидит и ничего не делает. Важно, чтобы были синхронность и взаимодействие. Через тело танцоры должны выразить характер танца, а если этого не происходит, то жюри пару дальше не выводит», — рассказывает тренер сборной России по общефизической подготовке Нина Андреева.

В 2002 году у России на чемпионате мира было всего две пары. Сейчас у нашей страны уже 30 пар международного класса. А в чемпионате России принимают участие 100 человек, там уже происходит отбор в сборную России. Тренируются лучшие российские спортсмены в спортивных танцах на колясках в Санкт-Петербурге. Кроме того, танцоры-колясочники есть и в Воронеже, Перми, Липецке, Тюмени, Москве, Сочи, Набережных Челнах.

У тренера Нины Андреевой три образования, в том числе по специальностям «врач лечебной физкультуры» и «психолог».

«Как говорит один из наших тренеров, легче найти мужа или жену, чем партнера по танцам.

Когда муж и жена, то если что-то друг в друге не нравится, то и ладно. А в танцах — все отношение проявляется на паркете. Если пара поругалась и выходит на паркет, то они танцуют иначе», — говорит Андреева.

По ее словам, есть «стоячие» партнеры, с которыми приходится работать годами, потому что они не слышат музыку. С «сидячими» спортсменами в начале 2000-х работали по году, сейчас уже по три года — чтобы отточить мастерство.

«У танцоров на колясках нет ног, поэтому им, с одной стороны, легче, а с другой — сложнее.

Для них не прописаны никакие фигуры танцев, поэтому мы сами их придумываем. У «стоячих» все известно, но им необходима адаптация. Когда оба танцора «стоячие», то между ними достаточно близкий контакт. А с коляской такой контакт невозможен из-за ее большого объема. К тому же коляску нельзя остановить моментально, поэтому нужно обучать колясочника правильно останавливаться», — рассказывает тренер.

У «сидячих» танцоров специальные коляски. Они легче, чем обычные, и различаются в зависимости от вида программы — есть коляски для латиноамериканской программы (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв), а есть для европейской (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп).

Отличаются коляски выполняемыми движениями: у колясок для латиноамериканской программы развал колес больше, чтобы сильнее крутиться.

Иногда участники даже снимают заднее страховочное колесо. В стандарте этого не требуется, там, напротив, нужно, чтобы коляска двигалась ровно, поэтому у нее меньший развал колес.

Если заболевание спортсмена позволяет держать спину, то спинки у кресла практически нет. Если заболевание тяжелое, то спинку делают высокую. Но самое важное, что должно быть организовано для спортсменов, которые занимаются танцами, — доступная среда: тренировки должны проходить либо на первом этаже, либо в здании с широким лифтом, который бы вместил коляску.

В спортивных танцах, как и в любом другом виде спорта, есть сборы для спортсменов. В эти дни у них по три тренировки в день. «Если посмотреть на наши пары, то они очень хорошо работают, они танцуют в колясках, а не катаются за партнером, что происходит в парах уровнем чуть ниже. Для того чтобы это произошло, нужно раскачать тело. Потому что, когда приходит инвалид с проблемами опорно-двигательного аппарата, нам нужно улучшить его здоровье», — говорит Андреева.

Но самое сложное, по ее словам, — это просто вытащить инвалидов из четырех стен, потому что многим из них ничего не нужно. «Иногда Елена Лозко по три-четыре года уговаривает людей хотя бы дойти до нас.

«Стоячие» к нам приходят, если у них в семье кто-то инвалид либо если видят нас на соревнованиях. В Тюмени есть мальчик, который танцевал со здоровыми, а потом увидел танцы на колясках и пришел к нам», — рассказывает тренер. Еще одной особенностью танцев на колясках является то, что ими могут заниматься люди разного возраста и разной комплекции.

На Кубке континентов были 12-летние участники из Воронежа, самой старшей участнице из России — 54 года. А на одном из чемпионатов мира, который проходил в Ганновере, из Японии прилетела пара — 80-летняя колясочница танцевала со своим 18-летним правнуком.

«Занятия танцами — один из шансов для людей, которые имеют проблемы опорно-двигательного аппарата, чтобы поправить здоровье и увидеть мир.

Мне рассказывал знакомый тренер из Набережных Челнов, что они не могли девочку вытащить из четырех стен, а теперь ее домой не получается загнать. Она увидела мир и поняла, что он другой», — говорит Андреева.

После танца Нина Андреева отзывает в сторонку своих учеников.

«Кого надо — гладим по головке. Кому-то нужен волшебный пинок.

Мы к каждому подходим индивидуально», — говорит тренер. Вот и сейчас она отводит в сторону Галину Рыжкову и что-то ей объясняет.

Рыжкова и Осипов сейчас одни из лидеров российской сборной. Галина — инвалид с детства, шесть лет назад пришла заниматься танцами, тогда же ее партнером стал Вячеслав Осипов. Сам Вячеслав танцует с пяти лет. Все «стоячие» партнеры танцуют с детства. «Чтобы достичь каких-то результатов, самое главное — это терпение, тяжелая работа и общая цель. Мы с Галиной очень разные по жизни и тем не менее танцуем уже шесть лет вместе», — говорит Осипов.

Самый трудный танец для Вячеслава — это пасодобль. А для Галины — джайв. А любимым танцем называют румбу и самбу. И, похоже, сейчас единственная проблема, которая волнует спортсменов, — это как поделить место на паркете. Все танцоры становятся на площадке в произвольном порядке, и кажется, что коляски вот-вот столкнутся, а «стоячие» налетят друг на друга. Ведь каждый из танцоров хочет показать себя жюри.

Однако, когда начинается танец, сразу видишь, что Осипов и Рыжкова не оставляют другим танцорам шансов — они двигаются вместе, и Галина, танцующая в коляске, ничем не уступает Вячеславу. И действительно, их пара становится победительницей и получает право представлять Россию на чемпионате мира.

Фотография: Игорь Пустовит

Елена Мухаметшина

Источник: http://www.gazeta.ru



There is 1 comment

Add yours
  1. Галина Гаевская

    Молодцы!!! Привет Елене Лозко из Мариуполя! — Мы не знакомы, но невидимые нити связывают нас — в свое время я была получателем уникальной на тот момент газеты "Контакт", которую (как оказалось) выпускал ее муж — об этом несколько лет назад я узнала из видеоролика с церемонии награжения престижной премией народного признания, где героями были и Елена Лозко, и еще один молодой парень, который подружился с нашим Валентином Сытником, также творящим чудеса без обеих рук — от него мы и получили для просмотра кассету с записью церемонии… Так неожиданно узнали о дальнейшей судьбе В.Дьячкова, открыли для себя талант Елены Лозко, увидели много интересного и достойного подражания! Так держать, ребята! Успехов вам!


Post a new comment

*