Специалисты из Нанкайского университета (Китай) в тандеме с автопроизводителем Great Wall разработали автомобиль, управлять которым человек может силой мысли. Разработка пока носит концептуальный характер и, разумеется, далека от полноценной опции.
Нынешние возможности технологии управления силой мысли
При разработке прототипа использовалась та же технология, что и на современных протезах, но аналогичные методики впервые были применены к машинам.
Шапочку с присоединенными к ней шестнадцатью датчиками одела женщина-доброволец. Задачей датчиков было считать биотоки мозга, а уже компьютер преобразовал бы их и давал команды сервоприводам машины на их выполнение. Во время испытания женщина мысленно представляла как распахивает/закрывает дверцу багажного отсека, двери, складывает боковые зеркала, открывает окна. Все эти мысленные команды были удачно реализованы. После такого «разогрева» испытание перешло к более сложной задаче. Доброволец, сидя на заднем кресле, прокладывала маршрут, глядя на дисплей ноутбука, на котором отображались навигационные карты. Следуя заданному маршруту, «мыслемобиль» на автопилоте совершил непродолжительную поездку.
Перспективы «мыслемобиля»
Руководитель проекта Дуан Фэн уверен, что технология считывания биотоков мозга не несет никакого вреда самому человеку и в дальнейшем сможет сделать прорыв, к примеру, в мобилизации людей с ограниченными физическими возможностями.
Продуманная система защиты предотвратит совершение опасных маневров, даже когда водитель задумается о чем-то своем. Но до массового применения данной технологии еще очень далеко. Исследователям потребуется приложить немало сил, чтобы разложить комплексные действия, например, процесс управления автомобилем на набор мысленных команд.
Комплекс считывания «мыслей» от Jaguar Land Rover
Специалисты группы Jaguar Land Rover работают в схожем направлении. Разрабатываемый ими в рамках проекта Sixth Sense новый комплекс систем безопасности Mind Sense основан на считывании импульсов мозга водителя и призван уменьшать число аварий.
Британский комплекс способен распознать, что водитель устал, рассеян, хочет спать или чересчур напряжен. Комплекс также определит, что водитель задумался и отвлекся от происходящего на дороге. В этой ситуации система постарается вернуть человека к действительности при помощи вибраций руля или педалей. Это же случится, если будет пересечена сплошная или нарушены требования дорожных знаков.
Удобно, что сидящему за рулем человеку для работы Mind Sense не потребуется надевать на себя какие-либо шапочки или другие устройства – энцефалограмму снимают расположенные в руле датчики. В связи с тем, что сенсоры располагаются далеко от головы, в комплекс входят особые усилители и фильтры, не пропускающие лишние сигналы. По словам представителей JLR аналогичные технологии активно используют в NASA.
Помимо этого в JLR трудятся над системой предугадывания действий на мультимедиа. Особая камера отслеживает движения человека и «клик» по требуемому значку система совершит еще до того, как водитель прикоснется к дисплею.
Параллельно с этим британцы разрабатывают систему для контроля самочувствия водителя. В этот комплекс входит встроенный в кресло датчик, отслеживающий частоту дыхания и биение сердца. При обнаружении «неполадок» в организме система оповестит человека о вероятном нарушении дееспособности. Электроника также способна для снятия стресса водителя самостоятельно делать музыку тише, корректировать температуру в салоне, изменять освещение и пр.
Похожие статьи