Катерина Блетса – учительница школы № 2 города Трикала в Центральной Греции. В подростковом возрасте ее здоровье пошатнулось, и внезапно развилась невропатия. Катерина перестала ходить, но не перестала наслаждаться жизнью. Она занималась спортом, а потом окончила университет и теперь ведет занятия в классе коррекции в одной из школ одного города. Этот материал – небольшой рассказ самой Катерины о своей жизни и восприятии инвалидности.
«Впервые в жизни мне сказали, что я инвалид»
Еще в подростковом возрасте у меня в организме нашли какое-то небольшое нарушение, и вдруг оно развилось в редкую прогрессирующую невропатию. Я не могла даже представить себе, что это будет прогрессировать и не могла понять, что со мной происходит.
Как-то, когда мне было около 19 лет, я гуляла за городом. Меня остановила одна дама, которая ехала на инвалидном скутере, и сказала, что в Трикале есть общество людей с инвалидностью двигательно системы. Впервые в жизни мне сказали, что я инвалид. Я испытала шок! Пришла домой и заплакала. В то же время я начала посещать врача, чтобы понять, каковы причины моего заболевания.
Родители, друзья и окружающие никогда не относились ко мне как-то по-особенному, не выделяли среди других. Я получила образование, работаю, отдыхаю, гуляю и путешествую с друзьями, как любой человек, занимаюсь повседневными делами. То, что я передвигаюсь на инвалидном кресле, не заставляет меня чувствовать себя хуже остальных. Просто я делаю вещи другим способом, а так мы все одинаковы. К счастью, я вижу, что это так.
Я уверена, что инвалидность – это не просто образ жизни. Но лучше воспринимать ее как образ жизни, чем как непреодолимое препятствие. Говорят: «Он тонет в ложке воды». Есть люди, которые превратят эту ложку в море, и есть другие, которые предпочитают научиться плавать. Первый вариант лучше выбросить из головы. Это жалко, бессмысленно, да и времени на это нужно уйма. Я думаю, что легче второе. Да к тому же можно так и поразвлечься.
Не зацикливайтесь, жизнь прекрасна! Это трудно, но я говорю себе: ты взрослая, надо учиться и учиться всю жизнь. Ты не готова меняться – учись. А где-то мы и счастливчики. В взять, к примеру, банк: все часами ждут в очереди, а ты потратишь 15 минут – и свободна.
«Я взяла «золото»
После того, как незнакомая женщина на скутере дала ей совет, Катерина Блетса пришла в общество людей с инвалидностью Трикалы и начала тренироваться в плавании.
«Помню, не прошло и двух часов, как я нашла телефоны общества и секции по плаванию. Я пошла туда одна, не сказав ни слова никому, даже родителям. Пришла, записалась в секцию и начала плавать вместе с другими людьми, у которых была инвалидность двигательной системы, в том числе с чемпионами специальных соревнований. В 2001 году тренер сказала, что я иду хорошо и мы будем участвовать в национальных соревнованиях. Я взяла «золото», выиграла.
Я занималась спортом несколько лет, но прекратила, потому что возникли проблемы с сердцем и врач нашей национальной команды рассудил, что мне лучше больше не выступать на соревнованиях. Но я продолжаю плавать просто так, для себя, потому что мне это нравится и помогает. Я чувствую, что могу добиваться результатов, поняла, что болезнь не мешает мне достичь успеха. Когда я стала спортсменкой с инвалидностью двигательной системы, во мне перестали видеть инвалида. И я очень рада спорту».
Выбор профессии
Вариант, что я не получу образование из-за инвалидности, даже не рассматривался. Оба моих родителя — филологи. Они всегда предполагали для меня и моей сестры профессии, связанные с образованием, но у меня самой не было даже мысли, что когда-нибудь меня будет это интересовать и я стану учительницей со специальным образованием. Я даже не слышала, что существует такая специализация.
Учеба расширяет горизонты, и я решила этим заняться и пойти в Университет города Волос. Меня привлекало многое, и сначала я решила изучать язык жестов и работать с людьми, страдающими глухотой, но потом получила специальное педагогическое образование.
Сегодня я работаю в школе №2 города Трикала в коррекционном классе. Это значит, что у меня есть ученики с особыми образовательными потребностями, то есть имеющие трудности в обучении, например, страдающие дислекцией, аутизмом и так далее.
Вообще, отношение моих учеников – самое лучшее из возможных. Когда они видят меня, то начинают толкаться, бороться между собой за право помочь мне подняться на пандус. Когда звенит звонок, дети приходят, чтобы поздороваться со мной, спрашивают, не нужно ли мне чего-то. Думаю, если бы я выбрала другую профессию, то не получала бы взамен столько любви. Невозможно описать, что мне приносят мои ученики!
Проблема доступности
Самая большая и серьезная инвалидность – это инвалидность культуры и общества. Жаль, что часто о нас не заботятся в самом простом, например, в государственных службах, спортивных центах, банках, на дорогах и так далее. Жаль, что в таком прекрасном городе, где мы живем, есть такие проблемы с доступностью и свободой перемещения для тех, кто передвигается на инвалидной коляске. Государство о нас не заботится. Оно не заботится ни о ком. За границей не так: там о тебе думают, не бросают тебя.
Образ инвалида
Многие думают, что инвалидность – это что-то далекое, иное, но это не так, все мы люди, в том числе – люди с инвалидностью.
Жалость или косые взгляды в нашу сторону – это в чистом виде вопрос воспитания. К сожалению, мы растем с образом здорового и полноценного человека перед глазами. Образ инвалида вызывает чувство неловкости, досады, пугает, отсюда и странные реакции при столкновении с непривычным. Я учитель со специальным образованием для группы детей с особыми потребностями школы №2, и очень горжусь тем, что мои ученики терпимы и в будущем с их стороны не будет косых взглядов в сторону инвалидов.
«Понятия «нормы» для меня не существует…»
Не стоит опускать руки ни из-за чего, потому что, как бы банально это ни звучало, самое главное – чтобы у тебя было здоровье и чтобы все было в порядке.
Из любой ситуации найдется выход, если есть любовь тех, кто рядом!
Поддержка – это самое важное. Если у тебя есть любовь и поддержка со стороны окружающих, все может быть в «рамках нормы». Хотя, вообще говоря, понятия «нормы» для меня не существует, есть привычное и непривычное. Я не принадлежу к «нормальным», потому что из-за болезни у меня есть некоторые проблемы. Но сама я не ощущаю ничего особенного.
http://clopyandpaste.blogspot.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Ксению Климову и Александру Дудникову.
Очень правильная, на мой взгляд, позиция!
А насторожило в статье упоминание о "даме на скутере" — как "зловещем" персонаже: я сама часто подхожу на улице к людям с инвалидностью чтобы поинтересоваться, знают ли они об обществах инвалидов в нашем городе и, бывало, наталкивалась на неадекватную реакцию…
Катерина, несмотря на негативное восприятие, всё же воспользовалась советом и пришла в общество инвалидов, вернее, в спортивную секцию и, наверное, не пожалела об этом. То есть такая форма спонтанного общения на улице, очевидно, не должна отвергаться даже если и вызывает первоначально неодобрение — такой вывод я сделала для себя. А Катерина, безусловно, молодчина! Так держать! Главное — выбрать правильный курс!