В Беларуси начали создавать онлайн-карты с объектами социальной инфраструктуры, доступными для физически ослабленных лиц. Размещаться карты будут на портале www.freeway.by. Кроме того, планируется создать карту доступности для автонавигаторов.
Журналистов пригласили на презентацию программы «Доступный город», где шла речь также о том, сколько же всего в Минске и в Беларуси на сегодня доступных для людей с инвалидностью объектов.
«Доступный город»: карты доступности на сайте, в навигаторах и онлайн-жалобы на барьеры
Сегодня журналистам презентовали проект «Доступный город». Его инициатор – Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников, которая призывает к участию в проекте волонтеров, в том числе – сотрудников крупных компаний.
Для кого. Сколько всего людей в инвалидных колясках в Беларуси и в Минске?
По информации Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, в Беларуси сейчас живет около 19 тысяч человек, которые передвигаются в инвалидных колясках. «Это примерно население Заславля. К сожалению, только один из десяти таких людей может сегодня свободно выйти на улицу и вернуться потом домой. И только один из десяти объектов социального обслуживания можно свободно посещать на инвалидных колясках. Также в Беларуси проживает большое количество физически ослабленных лиц – более 2,5 миллиона человек. К этим лицам относят и пожилых граждан, и маленьких детей, и мам с колясками, и временно нетрудоспособных».
По данным комитета по труду и соцзащите Мингорисполкома, в столице 3 тысячи людей в инвалидных колясках, всего людей с инвалидностью – 120 тысяч. Кроме того, в столице живут полмиллиона пожилых, которым тоже нужна безбарьерная среда.
Председатель РАИК Евгений Шевко рассказал, что сайт www.freeway.by уже существует. Его создали в 2010 году как результат большой региональной инициативы: в Мозыре волонтеры «переписали» 600 объектов социальной инфраструктуры и нанесли их на карту с пометками о степени их доступности. Сейчас РАИК надеется развить идею до масштабов Минска и других белорусских городов.
Нынешний сайт изменит дизайн, станет более функциональным и ориентированным на любые регионы страны. Евгений Шевко отмечает, что на сайте, кроме карт доступности, можно будет получать консультацию специалистов в области безбарьерной среды.
Обещают и такую функцию: с сайта можно будет подавать онлайн-жалобу на некорректную безбарьерную среду.
— Под такой мы понимаем не только объекты и здания, но и специальные парковочные места, которые, к сожалению, очень часто заняты не инвалидами. Причем это будет работать и с компьютеров, и с мобильных устройств. Можно будет сфотографировать на смартфон нарушение и тут же, с помощью специального сервиса, подать жалобу. Надеемся, что сервис будет прост в эксплуатации и очень большое количество людей смогут им пользоваться, — рассказал Евгений Шевко.
Третьей особенностью проекта «Доступный город» станет внедрение карты доступности в автонавигаторы.
— У нас договоренность с компанией Navitel. Они готовы взять наши данные и создать специальную оболочку, слой для своих навигаторов. Пользователи, загрузив этот слой на навигатор, cмогут прокладывать маршруты между доступными объектами. Например, я нахожусь сейчас в этом здании и мне нужно пойти в кафе, которое будет доступным для меня. Имея автонавигатор с такими картами, можно попасть по кратчайшему пути в это кафе.
РАИК в этом году обновит и пособие по безбарьерной среде. Оно уже существует с 2010 года, но несколько устарело. Ориентировано пособие для тех, кто хочет создавать безбарьерную среду, но профессионалом не является.
Кто. К волонтерству призывают сотрудников крупных организаций
Координатором «Доступного города» выступает агентство социальных проектов «B2S». Их специалисты будут отыскивать волонтеров, которые готовы помогать создавать карты. Есть небольшая анкета, которую нужно заполнить, обмерив при помощи рулетки параметры объектов: например, величину наклона пандуса. Обследованные объекты будут попадать на карту.
«Мы решили, что собирать данные должны не только члены общественных организаций, но и простые люди – такие как мы с вами. Таким образом, мы сможем собрать большее количество информации для карты, и этим создадим ресурс, который будет полезен большому числу белорусов. В качестве формы работы мы выбрали корпоративное волонтерство. Оно имеет большую популярность как в Европе, так и в Америке. В Беларусь корпоративное волонтерство только начинает приходить. Компании могут принять участие в этом проекте на безвозмездной основе. Будем проводить мини-тренинги для волонтеров в офисах, не более 40 минут. После этого волонтеры смогут заниматься мониторингом», — объяснила специалист агентства социальных проектов Татьяна Козловская.
В проекте уже решили принять участие первые компании: онлайн-гипермаркет 21vek.by, магазин oz.by.
Волонтерам выдадут также листовки, на которых будет понятным языком расписано, как конкретный магазин, парикмахерская или аптека могут поправить безбарьерную среду у себя на объекте. Тем, кто стал доступным, будут выдаваться специальные информационные наклейки. РАИК надеется: где-где, а в коммерческих заведениях должны понять, что это будет работать на престиж.
На этот момент в анкетах «Доступного города» — параметры, которые оценивают в основном качество безбарьерой среды с позиции человека в инвалидной коляске, с ослабленной мобильностью. Это понятно: разработчик проекта – ассоциация инвалидов-колясочников. Однако на презентации инициативы присутствовала представитель Белорусского товарищества инвалидов по зрению Светлана Сенько. В комментарии журналисту TUT.BY она рассказала, что «пришла поговорить» — хочется сотрудничать в таком деле.
Есть «погрешности». Сколько объектов реально доступны для людей с инвалидностью?
Мингорисполком инициативу РАИК одобряет. На презентации «Доступного города» присутствовала зампред комитета по труду и соцзащите Ирина Дудка. Специалист Мингорисполкома отметила, что в Минске ведется работа по обмену жилья для инвалидов-колясочников (12 людей в колясках теперь живут в квартирах на первом этаже, в приспособленных домах, еще 15 ждут своей очереди).
— Если мы будем создавать социальную инфраструктуру, делать ее доступной, безбарьерной, то как колясочник выйдет из дома? Поэтому первая задача для нас состоит в том, чтобы создать условия комфортной среды по месту жительства: чтобы инвалиды-колясочники могли беспрепятственно выходить из дома ежедневно, — объяснила Ирина Дудка.
Отметила специалист и то, что 68% подвижного состава городского общественного транспорта – низкопольные. Но тут есть проблема человеческого фактора.
— Зачастую, к остановкам сложно подъезжать вплотную, потому что там стоят машины. Хотелось бы обратить внимание: дорогие автолюбители, не ставьте там транспорт, паркуйтесь в установленном месте.
Комитет по труду и соцзащите Мингорисполкома организует акции «Стоп-парковка» совместно с ГАИ и пытается влиять на водителей общественного транспорта, чтобы те парковались «как положено».
Работает комитет и над программой по созданию комфортных условий проживания инвалидов и других людей с ограниченными возможностями.
— Программа была на пятилетку: с 2011 по 2015 годы. Сейчас мы разрабатываем концепцию на 2016-2020 годы. Так вот, когда мы начинали, удельный вес объектов социальной инфраструктуры, оборудованных элементами безбарьерной среды, был менее 61%. На сегодня он составляет 69%.
Озвучив внушительные цифры, специалист Мингорисполкома признала, что это не означает, что почти 70% объектов полностью доступны.
— Зачастую, по незнанию где-то, и делается пандус, но пандус не того уровня наклона, без поручней, или поручень с одной стороны. А это из-за того, что руководители тех организаций, будь то частные компании или организации другой формы собственности, не знают, как надо. Но вместе с тем мы выявляем несоответствия, нарушения. Да, в отчетах оно проходит, что почти 70% — но, конечно, есть погрешность.
Какова же величина этой «погрешности»? На вопрос журналистов ответил Евгений Шевко:
— Сегодня разработчики новой госпрограммы, которая будет у нас с 2016 по 2020 годы уходят от понятия «элементы безбарьерной среды», потому что невозможно оценить, что означают эти «элементы». Это покрашенная желтой краской ступенька или что-то большее? Разработчики госпрограммы сегодня ставят другие цели для себя: действительно добиваться безбарьерной среды, которую можно оценить и которой можно пользоваться. Я назову некоторые цифры. В госпрограмме, которая разрабатывается и которая уже практически утверждена, средний показатель доступных объектов по республике оценивается в 10%, доступных объектов в городе Минске – 5%. Цель – к 2020 году – достичь 20% доступных объектов по стране. Сегодня, когда мы видим в госпрограмме цифру в 5% по Минску, мы говорим, что это мало, но с другой стороны, мы приветствуем этот поворот: наконец-то появились те цифры, от которых можно реально отталкиваться.
На вопрос журналистов о том, почему же тогда Мингорисполком оперирует цифрами «с погрешностью», Ирина Дудка ответила, что в госпрограмме цифр, названных Евгением Шевко, нет.
— Возможно, Евгений говорит о полностью доступных объектах… Но мы сегодня говорим об адаптации объектов социальной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. С такими цифрами я не согласна.
Похожие статьи