Советский летчик-асс Алексей Маресьев управлял фронтовым истребителем без ног. Правда, для этого ему пришлось сделать невозможное и научиться виртуозно пользоваться жесткими протезами. Белорусский школьник Владислав Гудков доказал, что даже без ног и рук человек способен продемонстрировать силу своей воли и недосягаемую гибкость ума. Золотая медаль за среднюю школу, почти максимальное число баллов при поступлении в вуз — 18-летний парень, прикованный к инвалидному креслу, поражает всех, кто о нем узнает. Но лишь единицам известно, какой немыслимой ценой даются семье Гудковых эти маленькие большие победы.
«Бог одарил сына феноменальной памятью…»
Слуцк. Пятнадцать минут от автовокзала — и мы переступаем порог уютной квартиры в панельной девятиэтажке. Вскоре в комнате собирается вся семья: папа, мама, бабушка, младший сын Илья и старший — Владислав. Даже инвалидное кресло не в силах скрыть: Влад очень высокий и стройный парень. Его взгляд проникает в самую душу и заставляет сердце сжаться от сочувствия… Восемнадцать лет назад в семье молодых инженеров Анжелы и Николая Гудковых как гром среди ясного неба прозвучал диагноз — ДЦП.
К шести годам было очевидно, что мальчик не ходит, с трудом говорит и не может держать предметы в руках. Поставить крест на среднем образовании? Мысли об этом не давали покоя родителям, но, видимо, в этом мире еще живет милосердие. Первым подвижником в судьбе Владислава стала учительница младших классов Тамара Акулич, жившая по соседству. Именно она, опытный наставник, разглядела способности мальчика к учебе и начала усердно заниматься с ним на дому. Благодаря ее примеру многие учителя 11-й СШ Слуцка смогли побороть в себе первоначальные страх и неуверенность. Все эти годы они день за днем приходили к Владиславу и начитывали ему школьный курс в индивидуальном порядке. Причем абсолютно бесплатно.
Передо мной — картонная коробка, в которой мама хранит дневники Влада. В это трудно поверить, но отметки ниже 8 там нет. И в этом факте нет натяжек и фальшивых нот…
— Он сам просил не делать ему никаких скидок и послаблений. И впитывал все как губка, воспринимая информацию на слух и зрительно. Конспекты уроков (за это мы низко кланяемся преподавателям) вели сами предметники. Вот, посмотрите, десятки и десятки общих тетрадей, исписанных их почерком, — с благодарностью показывает бесценный архив Анжела Гудкова. — Бог одарил сына феноменальной памятью: он запоминает учебники целыми главами, хранит в голове 200-страничные книги. Ему достаточно утром прочитать программу ТВ, чтобы целый день помнить, какая передача и во сколько будет идти по 30—40 каналам. Он выучил гимн Беларуси, прочитав его всего один раз. Это правда.
Неудивительно, что одна из двух золотых медалей за курс средней школы досталась Владиславу. Средний балл его аттестата — 9,1. Вся выпускная параллель СШ № 11, учителя и директор аплодировали стоя застенчивому парню в инвалидной коляске. Триумф? Пожалуй. Но только вечером того же дня молодой медалист чуть не плакал от отчаяния: «Мама, мне нужно учиться дальше. Я сойду с ума в четырех стенах, если не поступлю…» В тот вечер еще никто в семье Гудковых не знал, насколько сложно будет осуществить заветную мечту сына.
Инвалид? Держите дистанцию
— Для начала мы обратились в местный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: так и так, хотим поступать в вуз. Какие нужны документы? Оказалось, для специалистов центра это тоже большой вопрос: ведь справок для детей с «особенностями» они ни разу не выдавали. Пришлось звонить в область, ряд министерств, выяснять все самим и разбираться… Следующая ступенька — заключение МРЭК об инвалидности с указанием перечня специальностей, на которые Влад может претендовать. Его нам выдали в Слуцкой ЦРБ: из пяти предложенных пунктов сын в итоге выбрал правоведение, — вспоминают Анжела и Николай Гудковы. — Понимая, что дневное отделение нам не подходит, засели за справочники и начали искать вузы с дистанционной формой обучения. К счастью, таких нашлось немало: БГУ, БНТУ, БГУИР, Академия при Президенте… Но каково же было наше удивление, когда приемные комиссии всех вышеперечисленных заведений, как одна, ответили отказом! Мол, речь идет о классическом заочном образовании, и технической возможности дистанционно обучать инвалидов с ДЦП у них нет. Мы просто потеряли дар речи… Но сама судьба вскоре сделала подсказку.
Подруга семьи как раз сдавала выпускные экзамены в Барановичском госуниверситете. Она вспомнила, что там есть и центр дистанционного обучения, и нужная специальность. Позвонили — пришло приглашение. После собеседования на профпригодность Владиславу дали сертификат: допущен к вступительной кампании.
— Но радость была недолгой. Как сдать централизованное тестирование, когда Владик с детства не может держать ручку? В местах проведения ЦТ нам безапелляционно ответили, что отдельных условий создавать никто не будет. Что сын должен вписывать ответы в бланк сам. А если есть вопросы, лучше обратиться в Минобразования. В министерстве лишь развели руками: по законодательству не положено, обращайтесь в вуз. Опять глухой тупик, — вспоминают родители. — Не знаю, что было бы с нашим ребенком и с нашей мечтой, если бы не ректор БарГУ Василий Кочурко. В Барановичах мы впервые почувствовали человеческое отношение к себе и понимание наших проблем. Нам пошли навстречу с первых минут и в считанные дни создали те самые «отдельные условия».
«Это был самый счастливый день в моей жизни»
26 июля — русский язык, 28-го — математика, 30-го — обществоведение. Такой график вступительных экзаменов ожидал Владислава этим летом. И то, как они проходили, будут еще долго вспоминать преподаватели и сам абитуриент. Ведь это была проверка знаний, устроенная для одного-единственного соискателя.
— Мне зачитывали вопрос и варианты ответов, я называл тот, который считал верным. Преподаватель затем обводила его ручкой и показывала, чтобы я убедился в правильности. За ходом всех трех экзаменов следила госкомиссия, в которую входили педагог-предметник, заместитель ректора (дефектолог) и представитель КГК, — вспоминает Владислав. — Да, я очень сильно волновался. Наверное, из-за этого из 400 возможных баллов набрал 341. Мог и больше… Но 30 июля, когда пришло письмо о зачислении, узнал, что это самый лучший результат среди поступавших в БарГУ на дневное и заочное отделения. Мы все плакали от радости: пожалуй, это был самый счастливый день в моей жизни.
24 сентября у Влада первая установочная сессия, впереди — шесть лет дистанционного обучения. В вузе ему сообщили логин-пароль, по которому можно зайти на сайт и скачать все нужные электронные комплексы: учебники, видеолекции, тесты. Все трудные вопросы преподаватель по конкретному предмету разъяснит в режиме онлайн-чата или по скайпу. Тем не менее, на сессию заочнику придется дважды в год приезжать в Барановичи. Не возникнет ли опять проблема с «отдельными условиями»? Оказалось, нет. В новых корпусах общежития создана безбарьерная среда европейского уровня. Для колясочника и его сопровождающих здесь просто идеальные условия. Влад с родителями уже убедился в этом летом. Теперь новоиспеченный студент считает дни до того момента, когда его жизнь наполнится новыми открытиями, заботами и обязанностями. Он победил. Они все победили.
…Я уезжал из Слуцка в приподнятом настроении. Усердие, любовь, милосердие и нечеловеческое стремление к заветной цели этой дружной семейной команды сотворили чудо. Светлая голова при немощном теле «пробила» себе дорогу к знаниям вопреки всем барьерам. Истина восторжествовала, но какой ценой… Анжела Гудкова более 10 лет ухаживает за больным ребенком дома, получая крохотное пособие. Ее муж делает возможное и невозможное, чтобы прокормить семью из четверых человек, заплатить за квартиру и купить лекарства сыну. Теперь в этом списке появится еще одна статья расходов — обучение Владислава (почти 4,5 млн рублей в год). На заочном платят все, таковы правила вуза. И здесь не поспоришь. Но вписывается ли в эти рамки уникальный парень, покоривший на своей инвалидной коляске самую вершину вступительной гонки?
ЗВОНОК В БАРАНОВИЧИ
Василий КОЧУРКО, ректор Барановичского государственного университета:
— Это настоящее чудо, история преодоления, достойная восхищения! Владислав по уровню интеллекта заткнет за пояс многих своих сверстников: он начитан, грамотен, эрудирован. Не скрою, студент с такой тяжелой формой инвалидности зачислен к нам впервые. Впервые и мы создавали настолько «индивидуальные» условия для поступления. С первого момента, как я увидел эту семью, их горящие глаза и нацеленность на результат, понял: мы просто не имеем права им отказать. Сам приходил на экзамены и поражался: с такими знаниями и баллами он мог бы запросто пройти в ряд столичных вузов.
Работа по дистанционному обучению у нас ведется с 2007 года. Сегодня мы обладаем полным набором электронных обучающих комплексов, тестовых заданий и методов консультирования. Три новых общежития на 1200 мест мало чем отличаются по комфорту от столичной Студенческой деревни. Они полностью соответствуют стандартам безбарьерной среды и идеально подходят для таких ребят, как Владислав. Искренне желаю ему успехов!
КОМПЕТЕНТНО
Антонина ЗМУШКО, начальник Управления специального образования Министерства образования Беларуси:
— Не буду отрицать, что проблемы с поступлением глубоких инвалидов сегодня есть. И речь не только о том, что они нуждаются в постоянном сопровождении. Специальные условия должны быть созданы повсеместно: и в вузе, и в общежитии, однако многие из этих зданий строились 30—40 лет назад. Сами понимаете… Не менее важно в этом вопросе качественное среднее образование таких абитуриентов. Ведь не секрет, что по разным причинам далеко не каждый инвалид получает такой объем знаний, как Владислав Гудков. Соответственно, потом они не могут конкурировать на равных при поступлении.
Тем не менее инвалиды поступают и успешно получают профессию в системе высшего образования республики. В прошлом учебном году на дневной форме обучался 1281 инвалид, в 2010-м — 1339, в 2009-м — 1371. Этим летом в вузы страны зачислен 341 выпускник с теми или иными формами инвалидности. В их числе, к слову, и полностью незрячий парень из Шкловского района, который выиграл Республиканскую олимпиаду по истории и автоматически поступил на истфак.
Сложностей немало, и решить их одномоментно не так просто, как кажется. В первую очередь по финансовым соображениям. Одно дело предоставить группе студентов с инвалидностью по слуху сурдопереводчика. И совсем другое — перевести весь библиотечный фонд конкретного вуза на шрифт Брайля. Это ведь сотни тысяч книг!
Во Франции число инвалидов, учащихся в высшей школе, достигает 5 процентов от общего числа студентов. У нас этот показатель пока не превышает 0,3 процента… Но нельзя забывать и о другом: никакие цифры не заменят по-настоящему толерантного отношения к таким людям в среде самих студентов и преподавателей. А вот над этим всем нам нужно еще очень серьезно поработать.
Похожие статьи