Кало Фрида (Kahlo Frida): Яркие краски судьбы

Кало Фрида (Kahlo Frida) (1907—1954), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.

Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник — коммунист Диего Ривера.

В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения — страстные, одержимые и порой мучительные. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: «Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно». Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.

В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду «Голубого дома» (дома-музея). Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.

При жизни фигура и творчество Фриды Кало не имели большую огласку. Только в восьмидесятых американские феминистки поднесли ее на щит как воплощение женской судьбы, преисполненной страданием. К славе Фриды, в частности, доложила руку поп-певица Мадонна. Именно благодаря ней цены на полотна Фриды стремительно росли. Мексиканская художница стала модной фигурой и с ней связывались самые разнообразные фантазии. Например, писали, что Фрида – это прообраз современного киборга. Мол, ее тело в результате многочисленных увечий стало сочетанием органических и неорганических элементов.

Автопортрет

В конце девяностых с именем Фриды Кало связывают уже не феминистские студии, и Фрида теперь изображается не как жертва обстоятельств и не как жертва своего мужчины Диего Ривери. Доказательством этого и есть лента Джулии Сеймур.

Фильм готовили долго – многократно переписывали сценарий, долго длился поиск режиссера и студии, которая бы взялась за историю мексиканской художницы. В конечном итоге, перед творцами картины стояло трудное задание – нужно было вместить тридцать лет жизнь в два часа экранного времени. Поэтому много событий не вошло к картине, много тем были только обозначены. Авторы фильма пытались рассказать больше о внутреннем мире Фриды Кало, чем о внешних событиях ее жизни. Это важно еще и потому, что Фрида была одним из первых художников, которые откровенно демонстрировали на полотнах свои переживания.

Кинокартина „Фрида” – это также история любви. К тому же, история любви двух непростых людей. Четырнадцатилетний брак Фриды Кало и Диего Ривери не был легким для них обоих. У нее и у него были любовники и любовницы, и она и он сгорали от ревности… Даже поговаривают, что убийство Троцкого стало местью Ривери за его роман с Фридой.

Лента Джулии Сеймур – это еще одна яркая история о художнике, для которого искусство не было отделено от его жизни, а его жизнь – от его эпохи. Также – это рассказ о Мексике, страну в то же время праздничную, поэтическую и опасную. Поэтому и не удивительно, что именно Фрида Кало стала одним из ее символов.



There are no comments

Add yours

*