Искусство быть незрячим

«Мы ему вообще-то прикрываем сигарету, когда приходят посетители»,смеясь, поясняет замдиректора по проектной деятельности галереи современного искусства «Стерх» Сергей Зятьков, глядя на висящую у входа в зал фотографию художника Дениса Донченко. — Сами понимаете, настоящий представитель питерского андеграунда 80-90-х».

Кстати, выставка незрячего художника из Санкт-Петербурга, включающая в себя сразу несколько миниэкспозиций («Флора и фауна», «Вещи», «Денисовский человек») готовилась галереей в течение нескольких лет и любопытна тем, что, помимо бунтарского духа, в ней есть история творца, который за 16 лет слепоты не просто остался в искусстве, но и раскрылся с новых сторон.

Денису Донченко удалось мастерски овладеть техникой гальванопластики. Проще говоря, художник «выращивал» копии необходимой рельефной фигуры, используя для этого электрический ток.

Уже более 100 лет прошло с тех пор, как русский ученый Борис Якоби открыл способ электролитического получения копий в металле, при котором осаждаемая в процессе электролиза медь пластически точно воспроизводила изделие, отпечаток которого был в форме. Освоив это необычное искусство, слепой художник создал атмосферные медные скульптуры в стиле стимпанка, о чем свидетельствует манера исполнения объектов под старину: в его бронзово-потертом большом крабе адмирала Ушакова проглядывает механизм от сломанных часов, а электронно-лучевая рыба, она же электрыба, соревнуется в оригинальности с рыба-мобилем. Попутно Донченко развил тему Древнего Египта, сдобрив выставку пронумерованным десятком священных жуков-скарабеев, держащих в цепких лапках шары, напоминающие пророческие. Эти и другие экспонаты, например, миниатюрный «Дом голубого яйца», сочные и зеленые «Эндемики имения BodensatzWaldlos» или гальванические отпечатки ракушек из различных рек представляют собой часть работ из серии «Флора и фауна». В блоке «Вещи» можно увидеть феноменально-ироничный «Герб Чернышевского» — дощечку, вопрошающую: «Кто виноват-то? А делать-то что?» А в миниэкспозиции «Денисовский человек» уютно располагаются всего несколько глиняных экспонатов, среди которых, как ни странно, ботинок и телефон. Зрелище сопровождается концептуальной историей, шуточно переиначивающей знаменитое открытие эволюционной биологии — обнаруженные в Алтайском крае останки денисовца — предка современного человека.

В целом эта выставка вызывает ассоциации со злободневным лубком и с микроклиматом ранних книг Виктора Пелевина, в которых эклектично и едко смешивались исторические эпохи.

Важно отметить, что экспозиция работ Дениса Донченко проводится в рамках масштабного и продолжительного проекта «Рельефы цвета», реализуемого галереей современного искусства «Стерх» совместно с региональным обществом инвалидов по зрению «Тифлопуть». По словам Сергея Зятькова, «в этих проектах важна тема социокультурной реабилитации незрячих и слабовидящих». Так, в галерею приезжают тифлологи с интересными материалами, а в залах сотрудники адаптируют экскурсии для необычных посетителей. «У нас все подчиняется одной установке — чтобы в одном месте было интересно самым разным людям, разных возрастов, вкусов, социальных положений, состояния здоровья. И всегда здесь представлено качественное современное искусство», — делится замдиректора ГСИ «Стерх».

На заметку: Посетить экспозицию можно с 22 октября по 29 ноября. Галерея современного искусства «Стерх» располагается на ул. Магистральной, 34/1. Стоимость билетов: 50 рублей для детей и 80 рублей для взрослых. Телефон для справок: 35- 09-78.

Источник http://www.siapress.ru/



There are no comments

Add yours

*