Казалось бы, что инвалидность и мотоспорт, или даже просто езда на мотоцикле вещи несовместимые. Но оказывается это далеко не так…
Брайан Кинней (Brian Kinney)
Брайан Кинней4 сентября 2009 года Брайан Кинней (Brian Kinney) вышел с работы и прыгнул на свой Ninja, чтобы поехать домой. Какая-то женщина на автомобиле резко перестроилась перед мотоциклом, и мотоциклист был вынужден принять вправо. Не повезло: колесо зацепило бровку, мотоцикл замотало, после чего он опрокинулся на правый бок, пилот ушел в «скользячку». К несчастью, на пути оказалось дерево, в которое Брайан влетел верхней частью шлема. Итог: сломанный позвоночник и поврежденный спинной мозг, ниже груди тело оказалось парализованным…
Оказавшись в очень тяжелых и физически, и психически условиях, Брайан не отступил: вместо того, чтобы стать «лежачим», мочиться под себя, стонать и жаловаться на жизнь, он принял решение поднять голову и научиться жить заново, с самого начала. Никто не ожидал, что уже через месяц (!) Брайан вернется домой, а через четыре (!) месяца продолжит работать и сядет за руль автомобиля. Несмотря на происшествие, его любовь к мотоциклам не угасла, и он поставил себе цель вернуться на байк. Через боль, пот и слезы он вернулся на мотоцикл. На тот самый мотоцикл, на котором однажды разбился — Kawasaki Ninja 650R…
Шлем, спасший жизньДля удержания равновесия при остановке мотоцикл оснащен парой дуг с дополнительными колесами, по аналогии с колесиками на детских двухколесных велосипедах. К этим колесам-опорам подведен пневматический привод, который управляется кнопками на руле под правой рукой. Ход движения не ограничен двумя позициями — разложенные и сложенные, его можно регулировать, что полезно, например, при прохождении поворотов на малой скорости. Также эти дуги играют роль дуг безопасности для защиты ног при падении в совокупности с передними слайдерами.
Для закрепления ног на мотоцикле сделаны петли из контактной ленты (она же в просторечии — липучка). Переключение скоростей осуществляется двумя кнопками на руле под левой рукой — для повышения и понижения передачи. Об изменениях в конструкции мотоцикла Брайан рассказывает в следующем видео. Речь, естественно, английская.
На своем канале Youtube Брайан не просто выкладывает красивые ролики — он учит жить тех, кто попал в такую ситуацию. Там можно увидеть ролики о самых простых вещах, которые для обычного человека не представляют ничего сложного, обычная бытовая жизнь, которая поворачивается совсем другой стороной, если ты парализован… Так, в его роликах можно посмотреть такие моменты, как посадка в самолет, замена колес на автомобиле, процесс одевания одежды, обычные домашние дела, как перемещение по дому, мытье посуды, стирка, посадка в автомобиль или на мотоцикл и управление ими… Для людей, прикованных к инвалидным коляскам есть видео, рассказывающие, как переместиться с кресла на пол и обратно, как пересекать бордюры и держать равновесие, делая «вилли», какие процедуры восстановления проводить и как плавать…
Крис Деларокко (Chris Dellarocco)
Алан Кемпстер (Alan Kempster)
Мотоциклист Алан Кемпстер (Alan Kempster), несмотря ни на что не отрёкся от любимого дела — езды на мотоцикле. В 90-ых Алана (на мотоцикле) сбил пьяный водитель, и в результате того ДТП он потерял руку и ногу. Многие могли бы давно сдаться, но Алан продолжает ездить на мотоцикле, который он настроил специально под себя. Он установил все органы управления на левую сторону, и убедил местную лигу принять его в соревнования. Алан Кемпстер теперь символично гоняется под номером ½ и продолжает наслаждаться жизнью.
Алан Кемпстер (Alan Kempster)
Алан Кемпстер так же увлекается водными лыжми
Талан Скилз-Пиггинз (Talan Skeels-Piggins)
Талан Скилз-Пиггинз (Talan Skeels-Piggins)Талан Скилз-Пиггинз (Talan Skeels-Piggins) — бывший лейтенант королевского флота. Ранее он представлял сборную Великобритании на параолимпийских играх, выступая в лыжном спорте, но теперь Талан решил сфокусировать всё своё внимание на мотоциклах.
В 2003 году Талана Скилз-Пиггинза сбила машина, врачи давали менее 50% на то, что он вообще выживет, но Талан выжил и уже через год был в параолимпийской команде. Более семи лет он занимался лыжным спортом, но в 2010 году решил завершить карьеру из-за травмы плеча. Конечно же, такой человек не может сидеть без дела, поэтому Талан выбрал мотоциклы как альтернативу тому удовольствию, который он получал, спускаясь с гор.
Талан Скилз-Пиггинз: «Я купил и адаптировал мотоцикл под себя, после чего отправился на заброшенный аэродром, где хотел опять научиться ездить». — В конце концов, Талан получил лицензию гонщика и может участвовать в гонках на время. — «Потребовалось два с половиной года, чтобы убедить всех, кто говорил мне, что я не буду гоняться. Сейчас я быстрее и намного ближе к лидерам. Я обогнал многих гонщиков, а не просто приехал последним», добавил Скилз-Пиггинз после гонки на треке «Касл Ком» в Уилтшире.
Талан Скилз-Пиггинз также организовал благотворительную школу «Bike Experience», в которой помогает другим людям с ограниченными возможностями вернуться в седло мотоцикла.
Сергей Фесенко
Сергей ФесенкоСергей Фесенко — уроженец Украины, житель Запорожья.
Авария произошла в сентябре 2008 года, в день покупки своего первого мотоцикла. Yamaha R6.
Увидев объявление о продаже Ямахи, договорился с продавцом о цене, месте и времени встречи. Мотоцикл находился в Кировограде, на расстоянии более 270 километров от дома Сергея. Продавцы ждали на въезде в город, чтобы показать дорогу в гараж.
— Я сел пассажиром на байк, и хозяин продемонстрировал, на что способна эта машина. Это было что-то! Я понял, что мотоцикл раз в тридцать мощнее того, что я ожидал. У меня сразу с непривычки онемели руки и ноги. Ведь при таком рывке от конечностей резко отхлынула вся кровь. Помню, мелькнула мысль: зачем продавать такие мощные мотоциклы непрофессиональным спортсменам, обычным гражданам вроде меня?
— А зачем такие мощные мотоциклы покупать?
— Да потому что о них мечтают все! Спортивный байк — настоящая пластиковая «ракета», созданная непосредственно для гонок, для трека. «Ямаха R6» — легендарный мотоцикл. Очень красивый. Имеет сексуальный вид. Если смотреть на него сверху, напоминает женскую фигуру. Девушки, когда видят парней в экипировке на таких байках, сходят с ума. (Улыбается) В общем, это культовый мотоцикл для молодежи. Ну, я и не устоял…
— Вы даже представления не имели, как управлять этой машиной?
— Представление имел, правда, только в общих чертах, мне показывали друзья. Но за руль… никогда не садился. Узнав об этом, продавцы сказали: «Ты никуда не едешь. Мы тебе байк вышлем поездом». Даже намеревались отобрать покупку и вернуть за нее деньги. У байкеров очень серьезное отношение к безопасности. Но я убедил продавцов, что справлюсь с вождением. Даже проехал для пущей убедительности на их глазах. И хотя у меня получилось с первого раза, мотоцикл они мне отдавали скрепя сердце. Снабдили своими перчатками и шлемом. Я ведь экипировку еще не приобрел. В Кировоград я приехал с приятелем на его машине. Обратно, в Запорожье, мы ехали так: он впереди, я, очень медленно, сзади. Думал: лихачить буду потом, когда ездить научусь. Сейчас главное доехать.
Когда в пять утра мы въехали в Запорожье, я от радости аж закричал. Оказалось, рано обрадовался. В городе, в километре от моего гаража, меня попыталась остановить машина ГАИ. Я (поскольку еще не имел всех документов) начал удирать. Они — за мной. Но опыта же нет! Когда стал тормозить, чтобы войти в поворот, вылетел на бровку и увидел, как несусь на бетонный столб. Помню, в голове промелькнуло: «Вот и все… »
— Получается, что ты вообще чудом остался жив?
— Да, именно так мне медики и сказали, и даже водили ко мне студентов, чтобы показать, что чудеса бывают! Ведь я провел в коме 10 дней, получив тяжелейшую черепно-мозговую травму, а сломанные ребра просто разорвали мне легкие… Мой ангел-хранитель помог мне трижды. Я не вылетел на встречную полосу и не попал под колеса машины. Я избежал прямого попадания в столб и «чесанул» его только боком. И, наконец, когда приехавшая «скорая» вызвала реанимобиль, потому что я был уже в коме, тот как раз проезжал по соседней улице. Говорят, эти секунды спасли мне жизнь. В коме я пробыл десять дней. А на одиннадцатый пришел в себя. В пятой горбольнице, где я находился, такое началось! Родные прыгали до потолка. Медики радовались: победа! Я же ничего не помнил и ничего не понимал. Где я? Почему здесь нахожусь? Первое, что увидел у своей постели, когда вышел из комы, — множество людей в белых халатах. У одних были врачебные шапочки на голове, у других — нет. «Ага, те, кто без шапочек, наверное, мои родные», — пытаюсь мыслить логически. Но кто они, смог вспомнить только через два дня.
— Тяжело было восстановиться после комы?
— Ходить я научился быстро. Речь восстановилась, но я до сих пор говорю в замедленном темпе. Самым страшным последствием аварии была парализованная правая рука. Родные меня кормили с ложки. Есть поначалу мог только лежа: в любом другом положении у меня кружилась голова, и я падал. После больницы попробовал побриться левой рукой. Посмотрел в зеркало: все лицо в крови. Испытал такую боль — не физическую, душевную — врагу не пожелаешь! Думаю: «Тебе 25 лет, а ты уже инвалид… »
— Не было мыслей пожалеть себя, плюнуть на занятия с парализованной рукой, которые не приносили успеха?
— Конечно, были… Комплекс упражнений и массажи, назначенные лечащим врачом, нужно выполнять каждый день. А я уже стал обходиться левой рукой. Хоть и живу с родителями, могу самостоятельно и одеться, и суп сварить, и одежду погладить. Вот только писать левой так и не научился. Теперь представьте себе: человек уже умеет все делать одной конечностью, а упражнения нужно продолжать. И он задумывается: «Да зачем мне целый день тратить силы на упражнения, если я и так все умею? Не работает рука или нога? Ну и пусть! Обойдусь». Вот так многие и перестают бороться. Подобные предательские мысли я старался выбросить из головы. Упражнения и еще раз упражнения! Но на душе было несладко. Ведь из жизни ушли многие вещи. Своей девушке я запретил приходить: не мог допустить, чтобы она жила с инвалидом. Раньше обожал ездить на коньках, но из-за руки уже не мог выделывать такие пируэты, как прежде. Плавание? На пляже я стеснялся раздеваться: ведь парализованная рука уменьшилась в объеме. Плавал тоже уже не в полную силу: греб одной рукой или на спине. В общем, радости от жизни получал мало. Но однажды я себе сказал: «Черт, я же мотоцикл хотел с детства. И вот купил. Моя мечта исполнилась» Даже в том, что я разбился на спортивном байке, была какая-то определенная гордость. Так чего же я кисну? Почему бы мне не попробовать опять сесть на мотоцикл?
— И что же на это сказали родные?
— Не только родители, но и оба брата встретили эту идею в штыки. Даже друзья-байкеры говорили: «Серый, и с двумя руками разбиваются. А с одной — это лишь вопрос времени. Если ты так сделаешь, докалечишь себя и будешь жалеть всю жизнь. Одумайся!» Однако я решил идти до конца.
— Как ты собирался управлять мотоциклом без одной руки?
— Я обратился за помощью к известному у нас мастеру Ильичу и попросил переделать байк под одну рабочую руку. Тот пообещал помочь. Но время шло, а к мотоциклу Ильич даже не прикасался. Месяца через три до меня дошли слухи, что он специально затягивал работу — ждал, пока у меня или рука заработает, или ум в голове появится. Но не случилось ни того ни другого. Ручка газа и ручка тормоза были перенесены на левую сторону. Там же осталось и сцепление.
— Как же ты выжимаешь сцепление? Ведь обычно это делают левой рукой, а газ крутят – правой?
— Все это я научился выжимать левой рукой практически одновременно. Тренировался ежедневно. Первый месяц ездил на площадке внутри гаражного кооператива. Скорость была чуть быстрее человеческой ходьбы. Второй месяц выезжал на маленький картинговый трек и отрабатывал там повороты на медленной скорости. Слава Богу, меня подстраховывали друзья. Третий месяц уже тренировался на трассе, выбирая время, когда меньше всего транспорта. Там уже разгонялся до 100 километров в час. Правда, ездил без поворотов. Был на седьмом небе от счастья!
— Как удавалось справиться с весом мотоцикла и удержанием равновесия?
— Четыре месяца ушло на тренировку вестибулярного аппарата. Чтобы парализованная правая рука не болталась, не нарушала равновесие и не шокировала окружающих, я поначалу придумал приматывать ее к рулю скотчем. Потом, когда уже стал выезжать на трассу, усовершенствовал крепление. На всей рукоятке по кругу мне нашили большую липучую застежку (такие бывают на сапогах или куртках), другая липучка, вырезанная по размеру ладони, нашита на внутреннюю сторону перчатки. Они смыкаются, и получается крепление. Если упаду, перчатка отлепится и руку не вырвет. Так как на вторую руку опереться не могу, точка опоры у меня — ноги. Чтобы в случае резкого торможения не слететь, я нашил на комбинезон выше колен и с внутренней стороны бедер резинки от оконных уплотнителей. Они препятствуют скольжению по баку. Но резко тормозить и падать еще, слава Богу, не приходилось. Я езжу очень аккуратно. Стараюсь выбирать такое время, когда на дороге нет машин. Аварийных ситуаций пока не было. И когда мне начинают говорить, что это опасно, что я могу опять покалечиться, отшучиваюсь: «Езда на мотоцикле для меня как змеиный яд. В большой дозе может убить. В минимальной — лечит!» Ведь недавно, когда я ехал на мотоцикле, почувствовал, как согнулся локоть парализованной руки, которая не действовала уже два года. Приехал домой и заметил: стало подниматься плечо! Немного, сантиметров на десять, но все же…
Врач-невропатолог: Движение в руке вполне может неожиданно вернуться от радостных эмоций, хотя и пользы регулярных упражнений и массажей я не отрицаю. У пациента было повреждено нервное сплетение и полностью нарушена функция правой верхней конечности. На сегодняшний день у него появились отдельные движения в кисти и пальцах. Стал работать локоть. Процесс восстановления займет годы. Думаю, если Сергей будет находить постоянные источники радости, будь то езда на мотоцикле или какие-то другие увлечения, выздоровление пойдет быстрее.
— Сергей, а как насчет семьи, детей?
— Сейчас у меня нет девушки. Находясь в больнице, я дал себе слово: «Пока рука не восстановится, серьезных отношений заводить не буду». А когда заведу, наверное, пересяду на менее мощный мотоцикл. Не исключено, что даже брошу это дело. Не хочу, чтобы семья волновалась за мою жизнь.
— Тебе кто-то помогает? С кем ты катаешься?
— Я благодарен своим друзьям из запорожского байкерского клуба «Silver Star». Они очень меня поддерживают и вначале даже помогли с приобретением экипа. Да и одевать они мне его помогали, это потом я уже стал делать все сам. Даже перчатки натягивать зубами наловчился.
— Ты член клуба?
— Сейчас – да. До момента аварии я, конечно, знал о существовании «Silver Star», но никак не мог быть в его рядах, потому что у меня даже мотоцикла тогда еще не было. А вот когда мне переделали мотоцикл и я смог на него сесть, вот тогда я пришел в клуб и сказал, что хочу быть одним из них. И меня приняли, за что я очень благодарен! На самом деле, для меня это очень много значит. И сейчас я участвую во всех проводимых мероприятиях.
— Что ты можешь пожелать таким ребятам, как ты, но которые причислили себя к инвалидам и перестали бороться?
— Я уверен, что любая преграда – только в голове! Если человек чего-то сильно хочет, он может горы свернуть! И еще – я точно знаю, что в этой стране я не один такой, достигнувший желаемого. А, значит, это возможно! Дерзайте и никогда не унывайте!
Мотоциклы для людей с ограниченными возможностями
Мотоциклы для людей с ограниченными возможностямиВ мире существуют компании, которые могут помочь с переделкой мотоциклов под нужды людей с инвалидностью. Есть компании, продающие готовые варианты, есть ассоциации, предлагающие помощь с индивидуальным подходом, а многое сможет сделать просто нормальный механик. Подробнее об этом рассказывается здесь » и здесь »
По материалам сайта http://bikepost.ru/
Похожие статьи