Что такое настоящая женственность? Готово ли общество в целом и каждый из нас в частности коснуться проблемы, которые чувствуют женщины, перенесшие операцию на груди? Эти вопросы болгарская художница Боряна Росса поставила перед российским зрителем.
Впервые в России в рамках специального проекта UCHRONIA 5-й Московской биеннале современного искусства известная болгарская художница-акционистка Боряна Росса представила перформанс-реконструкцию работы «Кино касания», выполненную в 1968 году известной австрийской художницей Вали Экспорт.
Эта реконструкция стала одной из самых ярких работ проекта. Участники «UCHRONIA» размышляют об альтернативных вариантах прошлого, настоящего и будущего, предлагая свое видение, анализируя существующие подходы, образные системы и эстетические формы. Важной темой проекта является феномен переписывания истории и его роль в формировании восприятия реальности.
«Кино касания» — так назвала свой перформанс Вали Экспорт, созданный более сорока лет назад. В этой работе само слово «кино» носит иронический характер, так как вместо кино фигурирует грудь художницы, а кинотеатром является картонный ящик, который Экспорт надевает на обнаженный торс. Люди на улице: мужчины, женщины и дети — все были приглашены прикоснуться к ней под занавесом. Концепт, тело, пространство, время, парадоксы перцепции, пол, сексуальность, социум, его конфликты в творчестве Вали Экспорт взаимосвязаны. Тело в этом случае является скорее перцептивно-когнитивным инструментом.
Перформанс-реконструкция Боряны Росса поднимает все тот же вечный вопрос стереотипов восприятия женской привлекательности, проводя параллель с гендерной проблематикой, заявленной Вали Экспорт более сорока лет назад. Однако в данном случае работа болгарской художницы концептуально отличается от оригинала. «Дело не только в очевидной перемене социально-политического контекста, но и в иной анатомии — у меня нет груди, — говорит Боряна Росса, — Ее удалили по причине того, что некоторое время назад мне диагностировали рак. Те женщины, кому пришлось сделать двойную мастектомию как мне, имеют очень большой шанс выжить. Они проживут долго, потому что, рак был изъят, и не является более частью их тел, как могло бы быть, если бы он был найден во внутренних органах. Тем не менее, такие женщины испытывают тяжелую депрессию, главным образом, из-за стереотипного понимания женственности и «сексуализированного» образа женщины, ассоциируемого с наличием груди. В моем перформансе публике предлагается почувствовать необходимость этого медицинского вмешательства в процессе «созерцания». Рук публики, вступившей в интерактивное взаимодействие, не видно под занавеской. Все действия воспринимаются, исключительно, благодаря тактильным ощущениям, а не визуальным. Защищенные, таким образом, могут «трогать и надавливать» на проблемы женщин, и не только женщин, с иными телами, внутренне и социально».
Несколько вопросов к куратору перформанса Татьяне Шерстюк:
— Расскажите, какая публика посетила перформанс, и как зрители реагировали на приглашение к участию?
— Самое интересное происходило, когда зритель оказывался неподготовленным к подобному шокирующему действию художника. Конечно же, пришли представители, так называемой, арт-тусовки, но так же и студенты, и креативный класс. Кто-то оторопел, а кто-то, наоборот, кинулся с вопросами к Боряне.
— Были ли случаи отторжения и агрессии в адрес Боряны во время перформанса?
— Да, в числе зрителей оказался какой-то пьяный юноша, который подходил к ней несколько раз. И достаточно громко, пытался высказать ей какое-то недовольство.
— Делились ли зрители и участники своими переживаниями с Боряной или с вами?
— Конечно. Большинство было поражено смелостью этого высказывания. Не всякий готов даже говорить о раке, а тем более позволить «почувствовать свою боль». Хотя Боряна придерживается иного взгляда на последствия врачебного вмешательства. Ампутацию груди она воспринимает как «body modification», что можно сравнить с пирсингом или татуражем.
— Каковы впечатления Боряны от коммуникации с российскими зрителями?
— Она была вполне довольна происходящим. Ей нравятся русские, потому что реагируют достаточно непосредственно и, в принципе, готовы к диалогу.
— Татьяна, вы как куратор перформанса Боряны чем хотели бы поделиться с читателями нашего сайта?
— Слова о том, что данное художественное высказывание принесет кому-то облегчение, — прозвучит слишком самонадеянно. Однако, хотелось бы. На мой взгляд, альтернативный взгляд на эту операцию, вдохновляет. Говоря о женской привлекательности, мы и, правда, находимся в пространстве стандартных глянцевых стереотипов. Мысль не нова, но красота, действительно, заключается совсем в другом.
Похожие статьи