Ice Bucket Challenge: делай как я или… не как я?

Движение #IceBucketChallenge, начавшееся как локальная акция по сбору средств в пользу американского исследовательского фонда, ищущего лекарство от бокового амиотрофического склероза, на наших глазах превратилось в уникальный феномен. И дело не только в количестве участников, уровне привлеченных медийных лиц и объему собранных средств, но и в градусе сопровождающей дискуссии.

В последние дни и в СМИ, и в блогах можно было встретить разной степени резкости суждения о ледяном флешмобе. Критике подвергались участники обливаний, представители различных фондов, подключившиеся к акции, да и сама идея проведения благотворительной акции в такой форме. Достойно ли «под шумок» привлекать пожертвования в свои фонды, пусть и связанные с БАС, но не занимающимися поисками лекарства? Подобает ли обливаться в бикини, в вызывающей позе, не сопровождая действие подробными разъяснениями целей и задач? Как можно превращать благотворительность в шоу?

Подобная щепетильность, на мой взгляд, не совсем оправдана. Потому что эффективность флешмоба превысила все ожидания. По данным TheNewYorkTimes, за три недели августа ассоциация ALSполучила более 41 млн долларов пожертвований, при этом более 740 тысяч человек сделали пожертвования в пользу этой организации впервые. Нельзя сказать, что проблема поиска лекарства от тяжелой болезни теперь окончательно решена — все-таки предыдущие 30-летние исследования были бесплодными — но надежда есть.

Российские филантропы в августе и начале сентября, на пике флешмоба, передали программе помощи больным боковым амиотрофическим склерозом службы «Милосердие» втрое больше средств, чем за тот же период прошлого года. Общая сумма пожертвований превысила 700 тысяч рублей, позволив облегчить жизнь жестоко страдающим людям. Информированность о БАС во всем мире повысилась настолько, что и мечтать было невозможно. Так, может быть, результативность оправдывает использованные средства?

Да, Дженифер Лопес обливалась ледяной водой в скромном спортивном костюмчике. А Анастасия Волочкова — в бикини и вниз головой. Так что с того? У них всего-навсего разное представление о том, что правильно и красиво. Не нравится? Сделайте лучше. Пусть будет мотивация от противного.

Ice Bucket Challenge Дженнифер Лопес

http://www.youtube.com/watch?v=ADULldftIBU

Ice Bucket Challenge Анастасия Волочкова

http://www.youtube.com/watch?v=Ao3_s5eugOU

Я вспоминаю, как Лида Мониава из фонда помощи хосписам «Вера» признавалась, что ради пожертвований в фонд помощи хосписам «Вера» готова идти на что угодно, чтобы привлечь внимание и помочь своим подопечным. И если этой цели помогают достигать шоу, «звезды», трогательные истории и фото в бикини — стоит ли это осуждать?

Да, благотворительность может и должна быть тайной. Но не в меньшей степени она может быть и красивой, и веселой, и даже публичной. Не так давно футболист Александр Кержаков встретился с одним из своих поклонников, пациентом детского хосписа Лешей. После того, как Леши не стало, спортсмен признался в интервью «СпортЭкспрессу«: «Я совсем не хотел публичности, потому что многие восприняли бы все исключительно как пиар. Я же сделал это потому, что посчитал необходимым. Но если уж история стала достоянием гласности, то буду надеяться: она подвигнет хоть кого-то последовать моему примеру. Если такое желание возникнет даже у одного человека, значит, пресса раскопала историю не зря. Чем больше делается добра — тем светлее жизнь, я в этом убежден».

Совместные исследования ВЦИОМ и проекта Добро.Мэйл.Ру показывают, что большая часть россиян, участвующих в добрых делах, делают это, следуя примеру окружающих — коллег, друзей, родных. А это значит, что сейчас, пока не сформированы традиции и культура филантропии, публичность остается залогом успеха благотворительных проектов.

Кстати, обвинения в саморекламе и самоуспокоении в адрес участников обливаний раздаются не только в России, но и, например, Великобритании, Австралии и США. Критики называют #IceBucketChallenge «конкурсом мокрых футболок для диванных активистов» и говорят о том, что стоило бы сосредоточиться на более распространенных заболеваниях. Но и в этих странах сборы пожертвований в пользу больных БАС значительно возросли. Так, MotorNeuroneDiseaseAssociation, организация, помогающая больным БАС в Британии, Уэльсе и Северной Ирландии, собрала 2,7 млн фунтов стерлингов за последнюю неделю августа, в десять раз больше обычного объема пожертвований.

И еще одно замечание. Я глубоко убеждена, что каждый человек имеет право на доброе устремление. Пусть его попытка будет нелепой, безрезультатной, неверно адресованной — да какой угодно! — но пусть будет. В конце концов, что сказал, что лепта должна быть избирательна и материальна?

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ice Bucket Challenge: лед и болезнь

10 фактов о флешмобе Ice Bucket Challenge

Ник Вуйчич принял участие в Ice Bucket Challenge

В Индии набирает популярность RICE Bucket Challenge



There are no comments

Add yours

*