Игровой конкурс «Кинотавра» то ли разбавила, то ли утяжелила документальная лента о хосписе.
«21 день»
Россия, ООО «Мастерская Марины Разбежкиной», реж. Тамара Дондурей; документальный.
Хоспис. Место, где помогают тем, кого уже нельзя вылечить. Где нет зеркал – чтобы не расстраивались старые женщины. Где вкусная еда, за которую благодарят поваров. Где выступают порой музыканты, исполняя «Лебедя» Сен-Санса. Куда приходят родственники и раз в неделю — парикмахер. Где много свободного времени и где угасают те, кому жить по-прежнему интересно. Где в аквариуме плавают рыбки – которые переживут любого, кто на них здесь смотрит.
Камера Тамары Дондурей наблюдает. Не фиксируя ужасов, но и не приукрашивая действительности. Она не стесняется приблизиться к своим героям слишком близко. Ирина Михайловна и Сергей Александрович это позволяют, вступая в диалог, размышляя вслух. Смотря фильм, мы догадываемся, что этих людей уже нет. Финальный титр подтверждает, что они умерли ещё в прошлом году.
Кадр из фильма «21 день».Про единственную в конкурсе «Кинотавра» документальную картину (если учесть, что имитирующая документальный стиль «Спроси меня» всё-таки сыграна) много не скажешь. Что тут сказать?.. Если говорить о теме, то разумеется, такие фильмы нужны, необходимы. Мы должны об этом знать, должны это видеть. По возможности должны помогать – или по крайней мере не мешать. Это горькая, но часть жизни. Именно жизни.
А учитывая тему, сложно ругать «21 день» как кино. По сути, это совсем не кино. В нём нет драматургии, нет напряжения. Должны ли эти компоненты быть в рассказе о хосписе?.. Вопрос открытый. Для честного сравнения необходимо «вариться» именно что в документальном кинематографе, хорошо понимать, что там сегодня происходит. Имея об этом процессе лишь поверхностное представление, могу сказать, что я видел фильмы много сильнее. Такие, что брали за душу, выжимали досуха. «21 день» оставил меня равнодушным. Как судить эту картину – личное дело каждого.
Но учитывая ещё и силу и мощь игровых соперников, вряд ли жюри предпочтёт обделить их ради поощрения безусловно важного, но поверхностно решённого вопроса.
Кадр из фильма «21 день».Ридус. Агентство гражданской журналистики
Похожие статьи