Хоспис — место, где нет зеркал

Игровой конкурс «Кинотавра» то ли разбавила, то ли утяжелила документальная лента о хосписе.

«21 день»

Россия, ООО «Мастерская Марины Разбежкиной», реж. Тамара Дондурей; документальный.

 

Хоспис. Место, где помогают тем, кого уже нельзя вылечить. Где нет зеркал – чтобы не расстраивались старые женщины. Где вкусная еда, за которую благодарят поваров. Где выступают порой музыканты, исполняя «Лебедя» Сен-Санса. Куда приходят родственники и раз в неделю — парикмахер. Где много свободного времени и где угасают те, кому жить по-прежнему интересно. Где в аквариуме плавают рыбки – которые переживут любого, кто на них здесь смотрит.

Камера Тамары Дондурей наблюдает. Не фиксируя ужасов, но и не приукрашивая действительности. Она не стесняется приблизиться к своим героям слишком близко. Ирина Михайловна и Сергей Александрович это позволяют, вступая в диалог, размышляя вслух. Смотря фильм, мы догадываемся, что этих людей уже нет. Финальный титр подтверждает, что они умерли ещё в прошлом году.

Кадр из фильма «21 день».

Про единственную в конкурсе «Кинотавра» документальную картину (если учесть, что имитирующая документальный стиль «Спроси меня» всё-таки сыграна) много не скажешь. Что тут сказать?.. Если говорить о теме, то разумеется, такие фильмы нужны, необходимы. Мы должны об этом знать, должны это видеть. По возможности должны помогать – или по крайней мере не мешать. Это горькая, но часть жизни. Именно жизни.

А учитывая тему, сложно ругать «21 день» как кино. По сути, это совсем не кино. В нём нет драматургии, нет напряжения. Должны ли эти компоненты быть в рассказе о хосписе?.. Вопрос открытый. Для честного сравнения необходимо «вариться» именно что в документальном кинематографе, хорошо понимать, что там сегодня происходит. Имея об этом процессе лишь поверхностное представление, могу сказать, что я видел фильмы много сильнее. Такие, что брали за душу, выжимали досуха. «21 день» оставил меня равнодушным. Как судить эту картину – личное дело каждого.

Но учитывая ещё и силу и мощь игровых соперников, вряд ли жюри предпочтёт обделить их ради поощрения безусловно важного, но поверхностно решённого вопроса.

Кадр из фильма «21 день».

Ридус. Агентство гражданской журналистики



There are no comments

Add yours

*