Хелен Келлер: «Повернитесь лицом к свету, и вы не сможете видеть тени»

Хелен Адамс Келлер родилась 27 июня 1880 года в Тускумбии, штат Алабама. В возрасте 18 месяцев девочка заболела инфекционным заболеванием, которое осложнилось и привело к потере зрения, слуха и способности говорить. В 1887 году учительница Хелен, Анна Суливан, помогла девочке совершить грандиозный прорыв, фактически подарив ей возможность общаться с окружающим миром. Хелен получила высшее образование в колледже, стала основательницей Американского союза защиты гражданских свобод (http://en.wikipedia.org/wiki/American_Civil_Liberties_Union) и получила множество наград за вклад в защиту прав людей с ограниченными возможностями.

 http://www.youtube.com/watch?v=IYeJKHNfcmA

«Два величайших персонажа 19 века – Наполеон Бонапарт и Хелен Келлер. Наполеон постарался захватить мир физической силой и потерпел поражение. Хелен постаралась завоевать мир силой мысли – и одержала победу». Марк Твен

 Детство

Хелен Келлер была первой дочерью Артура Келлера и Катерины Адамс Келлер. У девочки было два сводных брата. Отец Хелен служил офицером в союзной Армии во время гражданской войны. Доходы семьи в основном составляла выручка от работы хлопковой плантации. Позже Артур стал редактором местной еженедельной газеты «North Alabamian». Семья никогда не могла похвастаться достатком.

Хелен родилась нормальным ребенком со слухом и зрением. Она начала говорить, когда ей было 6 месяцев, и ходить в возрасте 1 года.

Потеря слуха и зрения

В 1882 году Хелен заразилась инфекционным заболеванием, которое семейный врач назвал «лихорадкой мозга» — у малышки сильно поднялась температура. Истинная природа заболевания не раскрыта до сих пор, однако некоторые специалисты сходятся во мнении, что это могла быть скарлатина или менингит. Через два дня после того, как температура спала, мама Хелен заметила, что дочь перестала реагировать на звук открывающейся двери и на движущиеся предметы. Келлер потеряла зрение и слух. Ей было 18 месяцев.

Детство Хелен было очень тяжелым – она была диким и неуправляемым ребенком: могла драться и кричать, когда была чем-то озабочена, наносить себе телесные повреждения, неконтролируемо хихикать, пока была счастлива. Единственным ребенком, с которым Хелен наладила хоть какую-то связь, стала младшая дочь семейного повара Марта. Подружки изобрели около 60 знаков, чтобы понимать друг друга. Больше ни с кем Хелен не могла общаться.

Неконтролируемое поведение Хелен стало настораживать окружающих: она мучила Марту и извергала потоки ярости на ее родителей, когда те пытались защитить дочь. С течением времени в ее окружении все чаще стали звучать предложения поместить девочку в специализированное учреждение, «где за ней будет должный уход».

Учитель Анна Суливан

В поисках ответов на сложившиеся вопросы и вдохновения, в 1886 году мама Хелен нечаянно натыкается на клуб путешествий Чарльза Диккенса, «Американские Записки». Она набирает достаточно материала про образование глухого и слепого ребенка, Лауры Бриджман, чтобы записаться на прием к доктору Хулиану Чисолму, который, в свою очередь, направляет девочку к изобретателю телефона, Александру Грехаму Беллу. Осмотрев Хелен, Белл дает направление в Бостон, Массачусетс, где директор Перкинского Института советует воспользоваться услугами выпускницы Анны Суливан. Встреча с Анной положила начало сотрудничеству учителя и ученицы длиной в 49 лет.

В марте 1887 года Суливан приехала в дом Келлер в Алабаме и сразу же приступила к работе. Дать девочке понять, что подарок, который она привезла – это именно кукла, а не что-то другое, Анна решила, написав слово «кукла» на одной руке девочки и вложив предмет (куклу) в другую руку. За куклой последовали другие предметы. В начале Хелен было интересно, потом она начала вести себя дерзко, отказываясь слушать указания учителя. Когда же все-таки удавалось удерживать внимание ученицы, Суливан с горечью повторяла, что девочка не видит связи между предметами, которые ощущает тактильно и буквами, которые она пишет на ее руке. При этом учитель настойчиво продолжала свою работу, заставляя Хелен понять систему обучения.

Раздражение Хелен росло, ярость после и во время занятий становилась все более явной, непонимание грозило стать камнем преткновения в обучении. В конце концов, Суливан настояла на том, чтобы изолировать ее с Хелен от семьи с целью концентрации Хелен только на инструктаже учителя. Это удалось — учительница и ученица переехали в отдельный домик на плантации.

Прорывом в обучении девочки стало понятие «вода». Установить связь предмета с его написанием помогло физическое воздействие воды на руку девочки. Не выдержав непонимания, учительница подвела девочку к водному насосу на территории плантации. Пока вода лилась на руку Хелен, Анна написала слово «в-о-д-а» на другой руке. В этот момент Хелен поняла принцип и повторила написание слова на руке учительницы. Затем девочка указала на землю, потребовав написание этого слова. Учительница написала слово «земля». За ночь таким образом Хелен узнала 30 новых слов.

Образование и карьера

В 1890 году Хелен начала посещать уроки речи в школе для глухих в Бостоне. Обучение разговорной практике очень тяжело давалось Хелен – вот уже 25 лет она старалась научиться общаться словами с окружающим миром. С 1896 года она с успехом начинает посещение школы для глухих в Нью-Йорке, где овладевает, помимо навыков общения, базовыми академическими знаниями.

Примерно в это же время Хелен обретает окончательную уверенность в том, что хочет получить высшее образование и закончить колледж. В 1896 году она посещает Школу Кэмбриджа для молодых леди, где ее история становится достоянием общественности. С этого времени Хелен начинает встречать знаменитых и влиятельных людей. Одним из таких покровителей, а позже и другом, для девушки становится писатель Марк Твен.

Марк Твен помог девушке найти средства для оплаты обучения в Radcliff College. Колледж Хелен посещала в сопровождении учительницы, которая сидела рядом и передавала ей содержание лекций и текстов, которые Хелен не могла ни видеть, ни слышать.

К этому времени Хелен освоила ряд других способов коммуникации, таких, как чтение посредством прикосновения губ, шрифт Брайля, речь, машинопись и образование букв пальцами. С помощью учительницы и будущего мужа Анны Суливан, Хелен написала свою первую книгу «История моей жизни». В ней была полностью описана история ее становления как личности с детства до 21-летнего возраста.

Хелен окончила колледж по специальности «Искусство» в 24-летнем возрасте в 1904 году. Она стала первой глухой и слепой выпускницей колледжа, которая получила диплом с отличием.

В 1905 году Суливан вышла замуж, однако после свадьбы продолжала работать с Хелен. Хелен жила в доме молодоженов и сначала получала безраздельное внимание как сто стороны Анны, так и со стороны ее мужа. Однако постепенно Анна отдалялась от мужа, поскольку ее приверженность работе с Хелен Келлер не ослабевала ни на минуту. Через несколько лет Анна рассталась с мужем, хотя они никогда не разводились.

Социальная работа и общественная деятельность

Хелен видела себя в качестве писательницы – ее автобиография обозначала профессию словом «автор». «История моей жизни» была переведена на 50 языков. Девушка написала и опубликовала еще ряд произведений, среди которых эссе «Optimism», книги «The World I Live In», «The Song of the Stone Wall»; «Out of the Dark»; «My Religion»; «Midstream—My Later Life»; «Peace at Eventide»; «Helen Keller in Scotland»; «Helen Keller’s Journal»; «Let Us Have Faith»; «Teacher, Anne Sullivan Macy» и «The Open Door».

Архивы Хелен содержат около 475 речей и эссе, которые она писала на темы веры, предотвращения слепоты, рождаемости, роста фашизма в Европе и на темы атомной энергии. Хелен набирала текст шрифтом Брайля, а потом перепечатывала его на печатной машинке.

Она выступала в качестве миротворца, поддерживая неучастие США в Первой Мировой Войне, в качестве социалиста, защищая права рабочих и в качестве адвоката за права женщин. Хелен стала одним из первых членов Американского союза защиты гражданских свобод, а впоследствии – одним из ее учредителей.

Идеи Хелен нашли воплощение в работе Американской Ассоциации Слепых (American Foundation for the Blind (AFB). Хелен заинтересовалась деятельностью организации в 1921 году и проработала в ней более 40 лет. Результатом ее работы стало создание местных комитетов, реабилитационных центров и доступности образования для людей с нарушением зрения.

Оптимизма и мужества Хелен хватило на то, чтобы поддерживать солдатов, вернувшихся с войны. Ее вклад в создание специализированной послевоенной организации для поддержки слепых и глухих так же вызвал широкий резонанс среди раненых и покалеченных.

В 1946 году организация «American Braille Press», членом директоров которого Хелен являлась, расширила свои полномочия и превратилась в международную организацию «the American Foundation for Overseas Blind» (ныне «Helen Keller International»). Тогда же Хелен была присвоена должность советника по международным отношениям. С того момента ее работа по защите прав людей с нарушениями зрения и слуха вышла на международный уровень.

За семь турне, которые она осуществила в период с 1946 по 1957 годы, Хелен успела посетить 35 стран на 7 континентах. Она работала с мировыми лидерами Уинстоном Черчиллем, Джавахарлалу Неру и Голда Меир.

В 1948 году генерал Дуглас МакАртур направил ее в Японию в качестве первого посла Доброй Воли. Ее визит имел большой успех – около 2 миллионов японцев вышли на улицы, чтобы приветствовать Хелен, а ее появление привлекло внимание к бедственному положению слепых и инвалидов в Японии.

В 1955 году в возрасте 75 лет Хелен Келлер приняла участие в одном из самых продолжительных путешествий по Азии – делегации необходимо было преодолеть 40,000 миль за 5 месяцев.

О Хелен Келлер знали с ее 8-летнего возраста и до самой смерти. Она интересовалась самыми различными сферами жизни, среди ее знакомых были Элеонор Рузвельт, Альберт Эйнштейн, Эмма Голдман, Чарли Чаплин, Джон Кеннеди, Генри Форд, Франклин Рузвельт и многие другие. Ее работа была отмечена рядом наград и премий из Гарвардского Университета, университета Глазго и Берлина в Европе, Университета Дели в Индии, университета ЮАР.

Смерть и наследие

Келлер перенесла несколько инсультов в 1961 году и провела остаток жизни у себя дома в Коннектикуте. Еще при жизни она была удостоена множества наград за свои достижения, среди которых медаль за выдающиеся достижения имени Тоедора Рузвельта в 1936 году, медаль Президента за свободу в 1964 году и выборы в женский Зал Славы в 1965 году.

Хелен Келлер умерла во сне 1 июня 1968 года, за пару недель до своего 88-летия. Жизненный путь Хелен Келлер показал, что для завоевания мира силой мысли отсутствие зрения и слуха не является непреодолимым препятствием.

История Хелен Келлер легла в основу фильма «Сотворившая чудо».

 



There are no comments

Add yours

*