Детей из московских интернатов для умственно-отсталых № 15, № 28 и «Южное Бутово» не пустили на отдых в лагерь «Ракета» и ДЦО «Заря» с формулировкой «Таким детям нужен лагерь специализированный, для таких же, как они, а у нас здесь нормальные дети отдыхают». Комментирует Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам».
Про детей из Московских ДДИ, которые никуда не поехали. Точнее, которых из трех лагерей принял только один. Спасибо ему, запомните его, это «Пламя» Дмитровского района — они хорошие.
Итак, я пообщалась с Департаментом соцзащиты города Москвы.
Некоторые уточнения.
Летний отдых, естественно, закупался по тендеру, по госзакупке, где было написано, что дети с особенностями, с психиатрическими диагнозами. Так что, взяв этот заказ, не заметить о каких детях идет речь, мог только слепой или очень любящий деньги.
Это раз. Два. Дети ехали с воспитателями, на каждые четыре-пять детей один воспитатель. То есть бросать их одних на бедных вожатых никто не планировал. Да, идеально — один взрослый — один ребенок. Но и это уже очень хорошо, плюс см. пункт 4.
Три. В итоге не устроенными остались 38 детей, которые скорее всего в понедельник поедут в лагерь «Пламя», который взял первую группу. Департамент сейчас активно ищет другие варианты, чтобы суметь устроить детей более малыми группами в разные лагеря. В любом случае, все дети, которых планировали устроить на лето, отдых получат.
Теперь четыре. Из ДДИ на летний отдых подготовили наиболее сохранных детей, которые учатся в коррекционных школах, которые выезжают. Тех, кто более социализированы, чем другие дети, которых, увы, пока даже не пытались устроить в летний лагерь.
Это к слову про ужасных детей, мычащих и бросающихся на красные платья и прочие наши страхи и мифы.
И от себя: какая должна быть точечная работа на грамотную инклюзию?
Во-первых, еще раз: это были самые легкие в инклюзии дети, дети в основном с легкой умственной отсталостью, это лайт-вариант, не требующий безумных усилий в социализации.
Во-вторых, надо разделять инклюзию в образовании — когда научение ребенка с особенностями и правда требует очень большого объема других действий и инклюзию в жизни.
В наших головах это смешалось. Нам кажется, что просто нахождение особого ребенка рядом с людьми нормы требует чуть ли не выездную бригаду скорой психиатрической и дефектолога рядом, и с этим кортежем он должен передвигаться всюду.
А если в парк погулять? С тьютором и, видимо, в наморднике. Но жить – это не то же самое, что учиться. Лагерь — не то же самое, что школа.
В третьих, иногда наши совершенно правильные и ни на йоту неоспоримые рассуждения приводят к ситуации замкнутого круга.
Если в обществе не будет таких детей, оно никогда не научится с ними взаимодействовать. Можно сколько угодно ждать и высиживать терпимое общество, но нет ни малейшего шанса его высидеть, если это будет одна школа города, один лагерь, один театр, и т п.
Надо, в общем-то признать, что у людей с особенностями есть те же права ходить по улицам, есть в кафе, ходить в кино, отдыхать летом в лагере, что и у каждого из нас. И да, они, безусловно, могут доставлять некоторое беспокойство, как, например, маленькие дети, которых мы учимся терпеть с детства, и тут надо так же учиться принимать некоторые отличия как данность. Конечно при этом надо выстраивать систему тьюторов, наставников, инклюзивных детских садов и школ (в смысле, что все детские сады и школы должны быть инклюзивными).
Но если при этом дети из интерната будут сидеть каждое лето взаперти своих четырех стен, все свое детство, в ожидании, когда появится нужное количество инклюзивных лагерей, этого никогда не случится. Лагеря начнут задумываться над подготовкой к работе с такими детьми или над тем, чтобы у них пандусы были хотя бы на входе только тогда, когда у них массово появятся такие клиенты, не наоборот.
Если вы не равнодушны к этой теме, помогите программе “Пространство общения” для адаптации детей с нарушениями развития! – сбор ФОНДА ПРАВМИРА
НАПИСАНО ТОЧНО!!!!!!! МЫ должны быть ВЕЗДЕ, нас должны ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ!!! Иначе КАК НАС ПОЙМУТ, как О НАС УЗНАЮТ!!!! ЧТО МЫ ВООБЩЕ ЕСТЬ НА ЭТОМ СВЕТЕ! ОЛЬГА, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!