«Дома закрываться — это несерьезно». Как маленький Леша с ДЦП пошел второй раз в первый класс

У 9-летнего Леши ДЦП, и сегодня он идет второй раз в интегрированный первый класс. Как дети «в интеграции» учат друг друга добру, милосердию и взаимовыручке, TUT.BY узнал в кобринской школе № 9.

Семья живет в деревне Остромичи, примерно в 15 километрах от Кобрина. В деревне две средние школы, но в них нет интегрированных классов. Ближайшее учебное заведение, которое принимает детей с особенностями развития, в райцентре.

«Сфотографируй еще»

Леша школу любит. Утром он без умолку рассказывает о занятиях и о Коле, его однокласснике с таким же диагнозом. Начальная ступень образования в интегрированных классах растянута на пять лет, на год дольше обычного. Поэтому Леша с еще двумя детками с особенностями развития в этом году пошли второй раз в первый класс. Новая классная, новые друзья.

— Леша, не страшно? — спрашиваю.

— Неа, — отрезает Леша, откидывается на спинку пуфика в кухне и с улыбкой просит: — Сфотографируй меня еще раз.

Фотографирую. Ирина берет Лешу на руки, выносит на улицу и усаживает в машину. Рядом с Лешей устраивается его младшая сестра.

— Сфотографируй еще, — требует Леша и опять широко улыбается.

Сегодня его день. Его праздник. Леша рад, что идет в школу, к друзьям, учителям, книгам. Он тянется к людям, а люди — к нему.

«Мы всегда хотели троих детей»

Ирина все делает быстро, четко, без суеты и лишних телодвижений. Чтобы все успеть, матери троих детей нужно крутиться как белке в колесе. Линейка — ровно в 9.00. Мы выезжаем в 8.20, чтобы по дороге успеть завезти маленькую Настю в детский садик в соседней деревне Ерёмичи. В обычный будний день схема несколько иная. Ирина собирает детей в школу, затем отвозит маленькую Настю в садик. В это время старшая Алена дома смотрит за Лешей. Ирина возвращается из садика, усаживает в автокресло Лешу и увозит его в Кобрин. Алена тем временем сама идет в школу в Остромичах. Все четко по расписанию.

«Как-то у меня спросили: „Леша с ДЦП, зачем еще было рожать?“ Просто мы с мужем станем взрослыми, потом станем старенькими, а потом нас не станет. И если у него будет больше родных, тогда меньше вероятности, что он останется в социальном приюте. Я не знаю, что в будущем, но по крайней мере есть вероятность, что когда нас не станет, кто-то о нем будет заботиться. Да и мы всегда хотели троих детей. Ну родился Лешка с диагнозом таким… Это же не повод останавливаться», — делится собеседница.

«Все просились в „интеграцию“»

Средняя школа № 9 в Кобрине обслуживает строящийся микрорайон. Детей много, мест в учебном заведении на всех не хватает. Интегрированные классы для «опорников» здесь появились два года назад. Администрация сразу к 1 сентября установила пандус у главного входа, «сгладила» пороги для колясок, наняла дефектолога, помощника воспитателя. Создали все условия для детей с ДЦП. В то же самое время, как отмечает Ирина, первый год родители несколько настороженно отнеслись к идее совместного обучения детей.

«В прошлом году мы записались в первый класс. Это было для школы ново, и родители не знали, что это будет и как это будет. Было, что одна мама, узнав, что ее ребенок попадает в „интеграцию“, забрала документы и перевела ребенка в другую школу».

Однако вскоре все страхи улетучились. В нынешнем году в интегрированный класс конкурс уже был 3 человека на место. Свою роль в этом сыграл авторитет классного руководителя, а также то, что в таких классах по нормам могут обучаться не более 20 детей, в то время, как в других классах наполняемость достигает 30 человек.

«В этом году уже другая ситуация. Все просились в „интеграцию“. Хотя бы потому, что наполняемость класса гораздо меньше. Ну и родители поняли, что наши детки не делают ничего сверхъестественного, что с ними можно учиться», — рассказала Ирина.

«Они очень сдружились»

Более того, к удивлению педагогов и родителей, сами дети к своим одноклассникам с особенностями развития отнеслись с теплотой.

«Они очень сдружились. Я только заходила с ним в класс, дети нам сразу же коляску вывозили, здоровались, спрашивали, как у него дела. Я приезжаю его забирать, а его уже шоколадкой кто-то угостил. Они очень сошлись. <…> После того как Леша пошел в школу, он стал общительнее и более ответственным. Он понимает, что уже не в садике, а учится в школе, и сам садится делать уроки, готовится к занятиям», — рассказала Ирина.

По словам Ирины, проще всего было бы обучать Лешу на дому. Однако данный вариант родители даже не рассматривают:

«Какое может быть домашнее образование? Несмотря на то что ехать приходится дальше, вставать раньше. Конечно, все немного суматошно, но человек привыкает ко всему. Это не так страшно. Это ведь для ребенка».

«Демонстрация детского милосердия»

Директор СШ № 9 Галина Демидович говорит, что интегрированные классы в учреждении работают уже несколько лет. Однако детей именно с нарушениями опорно-двигательного аппарата начали принимать два года назад.

«Трое деток к нам пришли в прошлом году. Мы переживали, что этих детей мог кто-то обидеть, обозвать. <…> Как оказалось, наши опасения были напрасными. Дети приняли их замечательно. Немаловажную роль здесь сыграли, конечно, родители и классные руководители. Случаев, чтобы кто-то где-то кого-то обидел словом или делом, не было. Я горжусь этим».

Как отмечает директор, при интегрированном обучении выигрывают все: дети помогают своим одноклассникам интегрироваться в общество, в свою очередь, школьники с особенностями развития учат сверстников быть более чуткими, заботливыми.

«Наши ученики помогают детям с особенностями развития: коляску довезти в столовую, что-то подать, поднести. Это демонстрация детского милосердия. Настоящего, не показного. Они действительно делают это от души», — резюмировала Галина Демидович.

«Очередь была, кто коляску повезет»

За интегрированным классом, помимо классного руководителя, также закреплены дефектолог и помощник воспитателя. Практически все занятия дети с особенностями развития проводят в отдельной комнате, которую обустроили под их потребности. В общем классе они проводят только перемены, а также занятия по музыке, трудам, рисованию и «человеку и миру». Остальные предметы ребятам преподает дефектолог. Помощник воспитателя обслуживает деток: помогает поднести необходимые школьные принадлежности, отвезти из кабинета в кабинет.

Как пояснила TUT.BY дефектолог Наталья Комарчук, которая занимается с Лешей и его двумя товарищами, у них своя программа обучения.

«Им нужно больше отдыхать, больше объяснять. Самая главная цель на сегодняшний день у нас — интеграция в новый коллектив. Кроме того, я для себя поставила цель научить детей читать. Писать мы, наверное, не будем, так как есть проблемы с мелкой моторикой. В этом году мы также планируем курсы компьютерной грамотности, чтобы детки могли в Сети друг с другом общаться».

По словам собеседницы, конфликтов в коллективе не возникает. Наоборот, дети по отношению к своим одноклассникам проявляют заботу и доброту.

«Вся школа воспринимает их как наших детей, наших учеников. Даже вопросов не возникает. У нас даже в классе очередь была, кто коляску повезет в столовую, на мероприятия, на улицу. Когда мы подъезжаем к ступенькам, старшеклассников не нужно просить о помощи: берут их на руки, знакомятся и поднимают».

«Замкнутый круг»

Не будь интегрированных классов, Леша вел бы себя по-другому, уверены родители. Надомное обучение, с одной стороны, предполагает индивидуальный подход к ребенку, а с другой — ограничивает его в общении со сверстниками, сжимает мир до размера дома и двора.

«Дома закрываться — это несерьезно. Это того не стоит. <…> При надомном обучении ребенок все время дома. Он проснулся, к нему пришли учителя, тут он отучился, тут же сделал уроки, тут же уснул. Замкнутый круг. Поэтому выходить в люди нужно обязательно <…> Да и дети из класса Леши уже по-другому смотрят на эти вещи. Если они с этим столкнутся в жизни, они будут знать, как себя вести», — верит мама Ирина.

Источник:  http://news.tut.by/society/462771.html



There are no comments

Add yours

*