Профессор Владимир Касаткин: «Через аутизм перерождается цивилизация»
Двадцать километров от Москвы по Каширскому шоссе – и мы попадаем в «Детство». В центр «Детство», где находятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы, в основном с ДЦП, или, например, со странным диагнозом «интеллектуальная недостаточность». Они не такие, как мы. Они добрее и не умеют врать. Здесь их не только лечат. Здесь учат их родителей говорить на их языке. И спасают многие семьи от распада.
Когда-то здесь была простая подмосковная детская больница, но в лихие 90-е детей с патологиями стало появляться здесь все больше и больше. И вот в начале 1996 года на базе больницы было создано Республиканское объединение по реабилитации детей-инвалидов и членов их семей. Корпуса отремонтировали, закупили новое оборудование, место стало известным по всей стране. В 2001 году организация получила статус Российского центра реабилитации «Детство». В год здесь получают помощь и лечение около 10000 детей.
Ведущий психолог центра Владимир Касаткин — о талантах детей-аутистов, о цели в жизни и о Сальвадоре Дали.
— Владимир Николаевич, появление ребенка-инвалида в семье — трагедия для родителей?
— Что скрывать, даже многие семьи рушатся с появлением ребенка с инвалидностью. Мужья уходят, не сумев вынести подобный груз. Есть разные взгляды у родителей на эту проблему. С одной стороны это жертвенность, с другой — чувство вины: «За что мне это наказание?» Ребенок становится карой, обузой, материальным символом наказания, что сильно отражается на нем. Мне такой взгляд ни как педиатру, ни как психологу не нравится. Ситуация, когда человек чувствует себя провинившимся, неправильная. Я долго не мог понять, как изменить этот взгляд, как его можно трансформировать.
— А что, можно как-то по-другому взглянуть на ситуацию?
— Могу вам рассказать, как этот взгляд менялся в западном обществе. Раньше таких людей называли «уродами», «калеками», потом появился более корректный термин, перешедший в русский язык «инвалид». Но и это название показалось неправильным, появилось определение «дети со специальными потребностями». В последние годы я все чаще слышу не официальный, но очень симпатичный термин «челендж» (англ. «вызов»). Этот ребенок видит мир по-своему. В связи с тем, что закладка его органов, развитие пошли по иному пути, он по-своему вызывает на связь других людей. И они или принимают этот вызов, или оставляют его без внимания: относятся нему как к немому материальному объекту. Если родитель принимает этот вызов, пытается понять мир своего ребенка, то он сам становится духовно богаче.
— Как в таком случае развиваются взаимоотношения?
— Мама принимает своего ребенка и с удивлением следит за его развитием. Человек, будучи не похожим на всех остальных, имеет свой непохожий взгляд. Я это наглядно замечал на детях-аутистах, которые рисуют свой мир. Необычный, странный. Их мамы получают опыт такого же видения мира. Знаю аутиста, который не разговаривает, но совершенно потрясающе играет джаз. Глубокий, проникновенный. Для него это единственное самовыражение – и его игра гораздо богаче, чем у музыканта, который может поиграть, а потом просто поговорить. Для меня стало предметом профессиональной гордости и доблести понять и ответить на этот вызов.
Знаю аутиста, который не разговаривает, но совершенно потрясающе играет джаз. Глубокий, проникновенный. Для него это единственное самовыражение – и его игра гораздо богаче, чем у музыканта, который может поиграть, а потом просто поговорить.
— Но Вы профессионал, Вы видели немало таких людей. А как простому обывателю (а также родителю, который никогда раньше не имел дела с такими людьми) понять подобного «человека дождя»?
— Поняв ребенка, я начинаю работать с мамой, открывая ей его мир. Учу ее понимать своего сына или дочку, видеть его уникальные особенности. Их отношения начинают приобретать другой смысл. Она начинает выстраивать для ребенка ту среду, ту систему коммуникаций, на которые он способен. А это могут быть совершенно необычные вещи. Например человек, который сейчас занимает место Ньютона на кафедре физики в Оксфордском университете. Он построил оригинальную картину мира, будучи прикованным к инвалидному креслу и не имея возможности полноценно разговаривать. Так, как этот человек в ДЦП, не видит мир никто. Общество должно давать таким людям возможности. Родители должны быть исследователями. Искать способы «приноровить», адаптировать ребенка к жизни. Если родители входят в этот увлекательный процесс, то общаться с ними – одно удовольствие.
— То есть если природа где-то лишила человека чего-то, то другого она дает в избытке?
— У этих людей, так же как у фанатичных музыкантов и спортсменов, существуют определенные шоры. Они имеют чудесную способность концентрироваться. Их энергия направлена в одно русло, в итоге мы можем получить более высокий результат. Главное – понимать, куда мы идем, видеть цель.
— Цель важна в жизни именно людей с инвалидностью или вообще любого человека?
— Мне тут понравился вопрос, который журналист задал артисту Максиму Галкину: «Есть ли у вас цель?» Галкин ответил: «Цель? Что я, торпеда, что ли». Однако с утра Галкин встает и идет в ванную комнату с определенной целью. Человек только думает, что не ставит цели. Просто не имея определенной задачи, он начинает разбрасывать свое внимание на незначительные и часто ему не нужные, расходуя силы впустую. Талантливый музыкант направлено идет к конкурсу Чайковского, не обращая внимания на все остальные радости жизни. И только в этом случае он побеждает. У детей-аутистов тоже «преимущество», их энергию надо направить туда, где может что-то получиться. Эта возможность должна быть использована в полной мере.
— Общаясь с подобными детьми, Вы сразу понимаете, что вот этот может стать художником, а тот музыкантом?
— Так же как и в любом другом ребенке, скрытые «таланты» надо искать. У детей с ДЦП и аутизмом часто снижен интеллект. При ДЦП идут органические нарушения, при аутизме — функциональные, в этом случае есть шансы привести ребенка к норме. В любом случае надо искать путь развития. В 70-е годы отставной военный психолог ВВС США Ивар Ловаас разработал методику для детей-аутистов, получившую название «АВА» (англ. «прикладной поведенческий анализ»). Он открыл новое направление дефектологии, ориентированное на то, чтобы не научить человека общепринятым вещам, а каждый раз решать конкретные задачи, конкретного ребенка, в конкретной ситуации. Так мы и работаем.
— А надо ли учить этих детей, пытаться их подстроить под общепринятую норму?
— Можно, конечно, ничего не делать. Поместить аутиста в комфортные для него условия, и это будет совершенно очаровательное существо с лицом принца. Эти лица не омрачены обманом, приспособленчеством, конъюнктурой, имитацией, подлизыванием, воровством. Но люди должны развиваться. В них надо вкладывать навыки, начиная от самых простых – мытья рук, приготовления еды – до сложных, которые потом перейдут в профессиональные.
— Какие необычные таланты Вам встречались?
— Недавно у нас в Центре был ребенок одиннадцати лет. Он не разговаривает, но прекрасно различает запахи и в силу этого очень хорошо готовит. В обычной жизни он производит очень грустное впечатление. Но когда перед ним кладут свеклу, морковку, картошку, он преображается. В привычные блюда, которые ему показала мама, он вносит свои нюансы, добавляет специи, и результат поражает. Такое впечатление, что вкусовые и обонятельные рецепторы у него развиты гораздо лучше, чем у нас с вами. Это интересный путь развития, из него можно сделать первоклассного повара.
— Получается, что родители должны целиком и полностью посвятить свою жизнь работе с больным ребенком?
— Некоторые люди посвящают свою жизнь целиком и полностью пьянству, некоторые — ухаживанию за дамами, другие — работе, спорту и т.д. Судьба дала шанс, ребенка, похожего на нас, которого мы родили. Почему бы не посвятить жизнь ему? А как — мы и учим в нашем Центре. У меня были пациенты из самых разных социальных слоев. Вопрос отношения, понимания, любви, любопытства. Как только вы проявляете любопытство к ребенку, вы начинаете его узнавать и понимать, этим вы начинаете ему помогать. Впервые он видит, что его понимают, возникает ответная реакция, контакт.
— Почему вы начали заниматься аутистами? Из любопытства?
— Я врач-педиатр, закончил медицинский институт, но мне все время нравилась психология. Вначале это было хобби, потом начал заниматься профессионально, затем совместил психологию и педиатрию. Защитил докторскую диссертацию, я профессор педиатрии.
— Предположим, родитель принимает свое чадо, проходит у вас обучение, ребенок — реабилитацию. Есть ли шанс привести аутиста в привычную для нас норму?
— Как вы думаете, что бы было, если бы Гала, выйдя замуж за Сальвадора Дали, поставила себе цель сделать из него нормального? Мировое искусство многое бы потеряло. А сейчас его картины только растут в цене, а популярность увеличивается. Природа создает патологию, чтобы в другом историческом контексте показать ее как гениальность.
Как вы думаете, что бы было, если бы Гала, выйдя замуж за Сальвадора Дали, поставила себе цель сделать из него нормального?.. Природа создает патологию, чтобы в другом историческом контексте показать ее как гениальность.
Ван Гог, Билл Гейтс, Григорий Перельман показали высочайшие результаты при своей общепринятой неадекватности. Что такое норма? Среднестатистический человек, бредущий по улице? Серая толпа. Есть такая разновидность – высокофункциональные аутисты, они как правило учатся на математических факультетах и именно их потом берут на работу известные компании, например Microsoft. Они определяют для нас компьютерную среду. Работают в Силиконовой долине, где диагноз «аутизм» людям ставят в 150 раз чаще, чем в других районах США, там их больше рождается. Аутизм -генетически детерминированное заболевание. Через него идет перерождение цивилизации.
СПРАВКА:
Сайт Российского реабилитационного центра «Детство»: http://rrcdetstvo.ru
Центр принимает детей из всех регионов России и из-за рубежа. Туда можно попасть по направлению из учреждения здравоохранения, например из поликлиники по месту жительства. Центр оказывает услуги комплексной реабилитации детям от 2 до 18 лет с различными неврологическими заболеваниями.
Автор: Юлия Гончарова
Ребёнок-инвалид — это не трагедия, по крайней мере нужно учить родителей воспринимать это так! Это испытание для многих, Бог даёт каждому свой крест! у меня ребёнок-инвалид, но с Божьей помощью мы справляемся! и именно благодаря Ребёнку я стала вникать в смысл православия и иду к Богу, не говорю, что пришла, но иду! И обязательно нужны детям-инвалидам братья и сёстры! В "Детстве " мы были, но больше решили не ездить.
Ну, что Вы! Это, конечно, трагедия и для родителей и для самого ребенка, даже в том случае если кажется , что он ничего не понимает. А в остальном я с Вами согласна.