У двадцатилетнего Тахира Умарова есть мечта – стать актером. Парень живет в поселке Гулдала (бывшее Красное поле), у него ДЦП, в 16 лет он потерял маму и остался с отцом и двумя братьями. В минувший вторник его мечта сбылась. Он вышел на самую знаменитую сцену Казахстана. О том, как это было, рассказывает Жанара Каримова.
1. 4 года назад Тахир нашел поддержку в АРДИ (Ассоциация родителей детей-инвалидов), где режиссеры Азизжан Заиров и Мухамед Мамырбеков помогли ему частично осуществить мечту, сняв фильм «Быть или не быть» по мотивам пьесы «Гамлет» Уильяма Шекспира. Главная роль досталась Тахиру. И это несмотря на его диагноз и заикание. Парень каждый день приезжал на съемки и работал над ролью сутками. Но мечта того стоит!
Через несколько дней должен состояться отчетный концерт фонда «ДОМ», где будут выступать Тахир и другие дети с недугами. Тахир репетирует свой монолог по 3 раза в день. Текст он уже знает назубок, теперь режиссер пытается раскрыть его актерский талант.
2. – Любой зритель приходит с одной целью – услышать интересную историю. Твоя задача – максимально выложиться, быть победителем. Не бойся обнажить душу, не бойся показать свой внутренний мир, тем более людям, которым можно доверять, – наставляет Азиз Заиров.
3. Когда Тахир познакомился с Азизом, то он признался режиссеру, что хочет быть актером, играть в кино и через свои роли рассказывать о людях с ограниченными возможностями, помогать им и поддерживать. Уверял, что благодаря тому, что сможет сниматься в кино, станет лучше. Тахир был напорист, так что Азиз с Мухамедом решили ему помочь. В итоге желание парня вылилось в полноценный фильм «Быть или не быть», описывающий изнутри жизнь человека с ограниченными возможностями.
4. До съемок фильма «Быть или не быть» на счету Азиза и Мухаммеда уже был социальный фильм «Зимние бабочки», права на показ которого позже выкупил телеканал «Хабар». Также Мухамед Мамырбеков создал немало успешных коммерческих сценариев, написанных для «Казахфильма», директор которого, кстати, не поддержал ни один из социальных кинопроектов творческого союза Азиза и Мухамеда. Позже им все-таки удалось найти поддержку у одного из меценатов – Дильмурата Кузиева и ААО «ИНАЯТ». Проект «Быть или не быть» состоялся.
5. Но вернемся к репетиции.
– Одно дело – читать сидя, другое, когда ты двигаешься. Вставай на ходунки и читай, – велел Азиз.
Тахир падал, вставал и продолжал читать.
– Таким образом внутренние переживания максимально зримы, чтобы прочувствовать боль, – говорит режиссер. – Если бы здесь были наши женщины-соцработники, они бы сказали: «Зачем ты заставляешь его падать?». Но настоящая работа должна быть как пряник и кнут. Актеров нужно постоянно гонять. Ты должен прочувствовать персонаж, который ты играешь.
В этот момент я не знала, как себя вести: с одной стороны, фотокорреспондент не должен вмешиваться в ход событий, с другой – мне хотелось подбежать и помочь парню встать, но с дрожью в руках я продолжала снимать.
6. Последние строки монолога прозвучали, Азиз похвалил парня и поинтересовался, не ушибся ли он. Тахир ответил, что все нормально.
– Ты должен стать неким рупором. Говорить о духовных ценностях, о тех вещах, которые смогут изменить мир к лучшему, – наставлял актера Азиз. – Поменять отношение общества. Поставить на первое место духовные ценности, а потом уже материальные. Все, что происходит сейчас в мире, результат бездуховности. Это все деньги и желание властвовать и доминировать. Временная земная власть – это прах. А наше духовное наследие важно и бессмертно.
В фильмах можно максимально улучшить образ: свет, грим, монтаж. А в театре тебе всегда придется играть вживую. Поэтому сам создавай образ, выходи на сцену как победитель. Смотри на людей, заглядывай им в глаза. Тебе есть что сказать, а ты выходишь и мямлишь! Найди в толпе самого помпезного, вальяжного зрителя и спроси: быть или не быть? Тебе нужно не играть, а жить. Даже сейчас, во время реплики «покоряться пращам и стрелам яростной судьбы» ты падал понарошку на ходунках, я видел это. Падение – это покорение, но ты не смог сделать это естественно. А потом ты встаешь и сражаешь взглядом: «Иль, ополчась на море смут, сразить их». Но если ты падаешь, ты упади по-настоящему, разбей колени, не играй. Театральный режиссер может тебе такое позволить, но не я. Зрителя ты не переиграешь. На наше кино посмотри, оно слабое из-за актерской игры. Актеры переигрывают. У нас нет актерской школы!
7. – Будем смотреть правде в глаза: мало кто из режиссеров захочет с тобой работать. Поэтому тебе надо заставить всех увидеть твой талант. У зрителя должны мурашки по коже пробежать. Это начало твоего триумфа. Кем ты был вчера до съемок? Сидел в Красном поле никому не известный. А сейчас ты, пользуясь случаем, можешь высказать все наболевшее за всех людей с ограниченными возможностями. Раз ты уже Гамлет, ты должен вещать. Готов? Не струсишь?
– Нет, – твердо ответил Тахир.
– У тебя на все должно хватать времени: на репетиции, на то, чтобы окончить школу, получить аттестат и подать документы в Академию искусств им. Жургенова. Ты должен убедить всех, что ты действительно хочешь стать актером, что это не временная блажь и ты не отступишь при возникновении препятствий.
8. – Мы его шпыняем, что он ленивый и ничего не делает. А он отлично сыграл в фильме, занял третье место в Астане на фестивале «Разные – Равные», готовится играть Гамлета в театре. Он так молчит-молчит, но своего добивается, – говорит Мухаммед. – У него такой характер, мы давили на него, чтобы он хорошо играл. А он ни разу не срывался, не огрызался. Он очень добрый, на зло отвечает добром.
Видео с репетиции:
9. Спустя несколько дней наступил тот самый момент, которого Азиз и Тахир так долго ждали. Прочитать монолог Гамлета на самой легендарной сцене Казахстана – в Театре оперы и балета им. Абая – мечта многих. Но до начала торжественной части концерта на улице был свой альтернативный перформанс.
10. Среди выступающих брейк-дансеров были и ребята с ДЦП. Парень в красной футболке за несколько минут до того, как была сделана эта фотография, сполз со своей коляски на импровизированный танцпол.
11. А среди гостей концерта были и герои наших прошлых репортажей. Например, Марина и ее сын Батырхан, которому в трехмесячном возрасте поставили диагноз ДЦП. Но Батырхан и его семья не сдаются, они проходили реабилитационное лечение в Китае в прошлом году и в первой половине апреля собираются туда снова.
12. В детстве над Тахиром издевались сверстники, пугали его, после чего он стал заикаться и закрываться от людей. Режиссеры вместе с психологами АРДИ старались открыть его. Он посещает творческие мастерские, на дом ему всегда дают задания, если по каким-то причинам он не может приехать в центр, то дома всегда занимается самостоятельно, читает скороговорки.
13. В гримерке Азиз давал последние советы и подбадривал Тахира и Динару Шарипову.
– Динара – очень талантливая девочка, – рассказывает Азиз. – У нее не работают руки, она все делает ногами – бисероплетение, работу на компьютере, вязание, вышивку. Она на компьютере печатает быстрее меня! Зарабатывает деньги, выполняя работу на компьютере и продавая свои картины. Она купила какой-то дорогой подарок маме и всегда старается ее одаривать. В самые трудные годы и моменты, когда ей было тяжело, мама всегда была рядом, отдавала свое, кусок хлеба, все, что нужно было. Она вкладывала в ребенка душу, даже когда люди со стороны говорили: «Да зачем тебе нужна она, она же ни на что не способна, сдай ее куда-нибудь». Это материнское сердце и силы. И девочка сама такая жизнерадостная, любит людей. У нее есть мечта поехать на море. Мы с Мухамедом начали обсуждать и решили снять фильм «Девочка и море».
14. Чтобы разрядить обстановку и расслабиться перед выступлением, Азиз шутил, что рубашка Тахира похожа на кимоно. Тогда наш Гамлет начал читать монолог словно дерущийся японец и рассмешил всех.
15. Почти все зрители уже сели на свои места, ждем последнего приглашения в зал.
16. Еще один герой нашего прошлого репортажа «У вашего ребенка ДЦП» – Амир Исаев, 8-летний мальчик, который благодаря поддержке своего отца добился просто чудесного прогресса в борьбе с недугом. Он играет на фортепиано, катается на велосипеде и танцует в ансамбле «Тюрк-Аз».
В 2013 году в фонд «ДОМ» поступило 467 обращений от родителей детей с диагнозом ДЦП. При помощи партнеров удалось отправить на лечение 381 ребенка.
17. На концерте выступали дети из детдома №1, шефство над которым уже давно взял фонд «ДОМ». И один из проектов фонда – это «Казахстан без сирот», благодаря которому усыновлено 78 детей, 112 взяты под опеку и патронат, 26 ребят возвращены в кровную семью.
18. Режиссер Азиз Заиров тоже выпускник детского дома, инвалид второй группы. После детдома он поступил в Академию искусств им. Жургенова. Из-за проблем со здоровьем ему пришлось взять академический отпуск, но в итоге он все же смог окончить вуз:
– Я все время ходил на костылях, часто поднималась температура. Люди мне не отказывали, но и не брали на работу, потому что не хотели создавать себе проблем. В 2004 году, после окончания академии, я позвонил председателю АРДИ Асие Ахтановой, которую знал еще во время учебы. Мы с ее сыном вместе учились. Они тогда как раз открывали центр, делали ремонт и набирали штат. Мне предложили быть координатором творческих мастерских.
Со сценаристом Мухамедом он познакомился еще во время учебы, когда они оба жили в общежитии.
– Когда Мухамед стал писать коммерческие сценарии и получать большие гонорары, он втихаря стал давать мне деньги на АРДИ, по 1000–1500 долларов, – вспоминает Азиз. – Я передавал их шефу. Мухамед первое время не хотел, чтобы я даже имя его называл, но потом я его «сдал». Он таким образом хотел внести свою лепту в общее дело, тем более он к тому времени уже со всеми ребятами перезнакомился в АРДИ, знал их истории. В 2007 году у меня были проблемы – умерла сестренка, началась сильная депрессия и я запил. И как раз появился Мухамед и сказал: «Давай начнем кино заниматься. Пусть государство не помогает, но мы можем самостоятельно – у нас есть камера и у нас есть АРДИ».
19. Еще одним номером от детдома №1 стал танец «Кара жорга».
Если верить статистике, в Казахстане более 30 000 детей-сирот, и около 10 000 из них содержатся в детских домах. За пять лет государством на содержание детей было потрачено более 110 млрд тенге, на одного ребенка в месяц сейчас выделяется более 1000 долларов. При этом около 60% выпускников детских домов попадают в криминальную сферу в первый год после выхода из госучреждения.
20. В прошлом году фонд «ДОМ» помимо «Подари детям жизнь», (благодаря которому с 2006 года были спасены жизни 790 детей), «Казахстан без сирот» и программы для деток с ДЦП запустил проект «Аутизм победим». Согласно международной статистике, в 1970 году на 10 000 новорожденных приходился один ребенок с аутизмом, а в 2013-м – на 50 малышей приходилось по одному аутисту.
21. Ранним детским аутизмом называют расстройство развития, при котором ребенок испытывает трудности в установлении контакта с внешним миром. Детки – участники проекта «Аутизм победим», выступая на сцене, делали вещи, совершенно обыденные для обычного ребенка, – танцевали, обнимались, держались за руки. Но еще год назад они не могли сделать и этого. Их коллеги по сцене, балетная группа «Антре», всячески поддерживали выступающих и переживали за них, стоя за кулисами.
22. Балетная группа «Антре» в этот вечер выступила с несколькими номерами.
23. Самым маленьким участникам группы было не больше пяти лет.
24. Сразу после номера «Зарождение жизни» балетной группы «Антре» шел долгожданный монолог «Гамлета».
25. Эмоции от выступления зашкаливали. Мы все боялись, что Тахир может упасть в оркестровую яму, ведь он стоял на самом краю сцены.
Еще во время репетиции я спросила Тахира:
– Почему Гамлет?
– В стране происходят трагедии, много проблем, девальвация… Наверное, из-за этого сегодня уже никому не интересны инвалиды. Я хотел бы, чтобы о нас больше узнали.
После его выступления ведущий вечера, известный актер Сергей Погосян, отметил, что это было одно из лучших прочтений монолога, которые ему довелось видеть.
26. В прошлом году Тахир и Динара прошли в в финал алматинского конкурса «Лучший танец» и так попали на республиканские соревнования в Астане – на фестиваль «Разные – Равные». Там была очень серьезная конкуренция, но ребята постарались и заняли третье место.
После монолога Гамлета они исполнили свой танец.
27. После концерта герой нашего репортажа принимал поздравления.
– Ощущения офигенные, – делится Тахир. – Мандража никакого нет, все супер! Я наркоман театра, обожаю его запах!
Азиз тоже остался доволен. У них был уговор: если Тахир хорошо сыграет, то вечером они пойдут в кафе и закажут шашлыки.
– Мне понравилось выступление Тахира, но какие-то моменты мы недотянули, – считает Азиз. – Сегодня мы очень волновались. Это большая и легендарная сцена, но в гримерке стало понятно, что Тахир справится, что он переборол свой страх, и первый выход на такую серьезную сцену удался.
28. Грех не сделать селфи с такими добрыми и талантливыми людьми!
Источник http://www.voxpopuli.kz/post/1894/byt-ili-ne-byt
Похожие статьи